29 марта
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Рассказ о том, как к Юсуфу عليه السلام пришли его братья просить зерно

Засуха, постигшая Египет, не обошла и соседние земли Шама и Канана, где также начался сильный голод. Пророк Якуб عليه السلام, который проживал в Канане, решил отправить сыновей к египетскому царю, чтобы рассказать ему о своём положении и попросить у него зерна. Они взяли с собой мёд, маслины и многое другое, приготовились к торговым сделкам и прибыли во дворец к Юсуфу عليه السلام.

Братья заговорили с ним на арамейском языке. Юсуф عليه السلام спросил: «Кто вы?» – «Мы дети пророка Якуба عليه السلام из Шама», – ответили они. Юсуф عليه السلام поинтересовался: «Сколько вас братьев?» «Двенадцать, – был ответ. – Но один пропал, родной брат пропавшего остался вместе с отцом, а остальные десять перед тобой».

 

С того времени, как братья бросили Юсуфа عليه السلام в колодец, прошло сорок лет, и они не узнали брата, а он узнал их, но скрыл это и сказал: «Если вы говорите правду, приведите ко мне того брата, которого вы оставили с отцом, и принесите письмо, написанное отцом и свидетельствующее о том, что вы его дети». Это озадачило сыновей Якуба عليه السلام. Они сказали, что отцу очень трудно расстаться с тем сыном.

 

Но Юсуф عليه السلام поставил перед ними условие: они получат зерно только в том случае, если оставят одного из братьев в залог. Никто из них не захотел остаться, поэтому они бросили жребий, чтобы решить, кого оставить у царя. Жребий выпал Шамуну, и его оставили в залог. Юсуф عليه السلام дал им много зерна, чтобы они были довольны, втайне вернул им заплаченные за него деньги и, оказав им должное гостеприимство, проводил братьев с большим почётом.

 

По возвращении домой братья рассказали отцу о том, с каким уважением встретил их египетский царь. И добавили, что если бы на его месте царём был даже его сын, он не принял бы их лучше. Когда отец спросил о Шамуне, объяснили, что оставили его в залог. Они рассказали Якубу عليه السلام обо всём случившемся и просили, чтобы отец позволил им взять с собой Буньямина.

 

Но пророк не поверил им и не выполнил их просьбы. Когда они стали настаивать, он с укором напомнил им случай с Юсуфом . Но сыновья не отставали, убеждая его, что они говорят правду. Тогда отец потребовал с них клятву возвратиться только вместе с Буньямином. Сыновья дали Якубу  клятву, и отец согласился и сказал: «Аллах ﷻ – наш свидетель».

 

Десять сыновей пророка, одинакового телосложения и роста, собрались в путь в Египет. Они были один прекраснее другого, и чтобы их не сглазили, отец велел им не входить в город всем через одни ворота.  В городе было четверо ворот. Братья разделились и, как научил их отец, вошли через разные ворота. Вдесятером предстали они перед Юсуфом عليه السلام: «Вот мы вернулись, выполнив твоё требование».

 

Радуясь про себя встрече со своими братьями, Юсуф عليه السلام поприветствовал их. Они передали привет от отца и рассказали, как он был доволен и благодарен ему и как он молится за него. Юсуф عليه السلام угостил их и рассадил по двое. Буньямин остался один и загрустил, вспомнив о своём пропавшем брате. Юсуф عليه السلام сказал, что нельзя оставлять гостя в таком плохом настроении, и сел рядом с ним.

 

Когда наступила ночь, им всем расстелили постели по одной на двоих, а Буньямина Юсуф عليه السلام оставил рядом с собой. Получив возможность быть рядом с родным братом, Юсуф عليه السلام не мог надышаться на него. Утром пророк спросил его имя, расспросил о семье. Буньямин перечислил имена всех братьев. Юсуф عليه السلام спросил: «Ты хотел бы, чтобы я оказался твоим потерявшимся братом?» – «Я был бы рад иметь такого брата, как ты. Но ведь ты не сын Якуба عليه السلام», – печально вздохнув, ответил тот.

 

Тогда Юсуф عليه السلام раскрыл тайну, сказав: «Я твой родной брат», – и обнял его. Вспоминая о прошлом, братья заплакали от радости и обнялись. После этого Буньямин пожелал остаться с Юсуфом عليه السلام. «Расстаться ещё и с тобой отцу будет слишком тяжело, – с печалью в душе заговорил Юсуф عليه السلام и добавил: – Чтобы задержать тебя здесь, необходима веская причина». – «Поступай как хочешь», – согласился Буньямин, и они решили спрятать в его поклаже мерку царя.

 

Вдоволь заполнив мешки, братья вышли в путь. Но стража подняла тревогу, остановила их, обвинила в краже мерки царя и начала стыдить сыновей Якуба عليه السلام: «И это ваша благодарность за столь радушный приём? Никто, кроме вас, не мог её украсть». Гости заволновались и стали отрицать вину.

 

В доказательство своей чистоты они рассказали, как в пути надевали мешки на морды верблюдов, чтобы те не ели траву на чужой территории. «Как мы можем быть ворами, если мы вернули царю деньги за купленное зерно, которые мы обнаружили только дома, когда приехали за Буньямином?» – обиделись они.

 

«На какое наказание вы согласны, если кто-то из вас окажется вором и у него обнаружится мерка?» – спросили их. «Того, у кого обнаружится мерка, мы согласны оставить у правителя в тюрьме на год», – ответили они, решив наказать вора по религии Якуба عليه السلام, согласно которой вор на год становился рабом хозяина краденого. Осмотрели вещи каждого из братьев; остался один Буньямин.

 

Когда очередь дошла до его вещей, царь, будто бы из доверия к нему, сказал, что его можно не обыскивать. Но братья не согласились, они хотели развеять все сомнения и настояли на том, чтобы стража заглянула и в его мешок. Тогда обыскали мешок Буньямина и обнаружили мерку.

 

Братья от стыда не знали, что сказать, и огорчённо глядели на него. Они стали упрекать его: «Дети Рахили, кроме бед, ничего хорошего нам не принесли». В ответ Буньямин возразил: «Это вы стали бедой для детей Рахили». Те не унимались: «Как он сейчас украл, так и его брат в своё время украл». Юсуф عليه السلام не промолвил ни слова, сделав вид, что ничего не знает.

 

Судя по рассказам некоторых алимов, в книге «Бадаи» сказано, что, когда Юсуф عليه السلام был маленьким, он взял без спроса у тёти яйцо, чтобы отдать попрошайке. Ещё сказано, что у отца Рахили, то есть дедушки Юсуфа عليه السلام, было золотое изваяние. Юсуф عليه السلام взял его, разбил на две части и презрительно выбросил на улицу. В «Араисе» упоминается о том, что после смерти матери Юсуф عليه السلام жил у тёти. Якуб عليه السلام, тяжело переносивший разлуку с сыном, попросил Рахмат вернуть его.

 

Она тоже очень любила Юсуфа عليه السلام и искала повод, чтобы оставить мальчика у себя. Она попросила Якуба عليه السلام позволить Юсуфу عليه السلام пожить у неё ещё несколько дней, и тот согласился. После истечения срока она одела Юсуфа عليه السلام, чтобы отвести к отцу. Ему под пояс она повязала другой, который унаследовала, и стала искать его, будто бы он потерялся. Пояс нашли у Юсуфа عليه السلام и обвинили его в воровстве.

 

Из-за хитрости тёти Юсуфу عليه السلام пришлось предстать перед судом. По закону Шариата того времени вору полагалось быть рабом хозяина краденого. Якуб عليه السلام был вынужден оставить сына у Рахмат ещё на три месяца. Именно этим и попрекали братья Буньямина: «Как он сейчас украл, так и его брат тоже когда-то украл». Тот пояс был унаследован от пророка Ибрахима عليه السلام и по Шариату того времени должен был принадлежать старшему в роду.

 

Поскольку из потомков Исхака м старшей была Рахмат, Якуб عليه السلام оставил пояс у неё. Юсуф عليه السلام велел принести ему мерку, которую нашли у Буньямина. Когда её принесли, он постучал по ней палочкой, которая была в его руках, как по барабану, и прислушался. Затем, обращаясь к братьям, он сказал: «Эта мерка рассказывает обо всём, что с вами произошло. Она говорит о том, что всего вас было двенадцать братьев, и одного вы увели из дома и продали за бесценок».

 

Услышав это, Буньямин быстро встал и начал молиться за царя. После этого он попросил правителя спросить у мерки, жив ли Юсуф عليه السلام. Царь египетский снова постучал палочкой по мерке и ответил, что Юсуф عليه السلام жив, а затем добавил, что скоро они получат о нём весточку, и велел братьям уехать без Буньямина. Сыновья Якуба عليه السلام стали упрашивать его отпустить Буньямина, ибо они не смеют предстать перед отцом без него.

 

Каждый из них был готов остаться вместо брата, но царь с этим не согласился: «Нельзя задерживать безвинного». Тогда самый умный из братьев, Шамун, встал и сказал: «Возвращайтесь к отцу, расскажите ему о случившемся. Скажите, что Буньямин поступил вероломно, и потому его задержал царь. Если же он засомневается и не поверит, пусть спросит торговцев из Канана».

 

Дав им такой совет, Шамун твёрдо решил остаться с братом и сказал, что без отцовского разрешения не уйдёт из Египта. Совесть не позволила ему поехать к отцу без Буньямина, ибо он не смог выполнить обещание, данное отцу именем Всевышнего. Остальные девять братьев вернулись домой, сообщили Якубу عليه السلام печальную весть о том, что Буньямина пришлось оставить, и рассказали ему обо всём случившемся.

 

Выплакавшего все слёзы по Юсуфу عليه السلام Якуба عليه السلام охватила тревога за Буньямина. Предположив, что они поступили с ним, как и с Юсуфом عليه السلام, он не поверил сыновьям. Когда к его страданиям от тоски по Юсуфу عليه السلام и к потере зрения добавилось и такое горе, он всё оставил на Всевышнего и успокоил себя, сказав: «Фасабрун джамиль» («Терпение прекрасно»).

 

В то время, когда он сидел в михрабе опечаленный, кто-то зашёл к нему неизвестно откуда, не отворяя дверей и не спросив разрешения. Якуб عليه السلام спросил: «Кто ты?» – «Я ангел Азраил м, прибывший к тебе с единственной целью посетить тебя и передать салам от Всевышнего», – ответил вошедший и успокоил Якуба عليه السلام.

 

Тогда Якуб عليه السلام спросил Азраила عليه السلام о Юсуфе عليه السلام и попросил рассказать правду о нём, жив ли он. Азраил عليه السلام обрадовал Якуба عليه السلام, сообщив, что он пришёл поздравить его, ибо Юсуф عليه السلام жив и Всевышний наделил его царством, какого не дал никому, и сказал, чтобы отец не беспокоился о сыне.

 

Когда Азраил сказал, что приближается время избавления от этой печали, Якубу عليه السلام стало лучше, его тело, утомлённое тоской, помолодело. В надежде увидеть Юсуфа عليه السلام Якуб عليه السلام написал письмо египетскому царю о своём роде и бедах, которые обрушились на него.

 

«Я сын предков, на которых Всевышний ниспослал испытания», – начал Якуб عليه السلام и далее сообщил о бедах, которые его постигли, и о том, что ему пришлось пережить потерю самого дорогого сына – Юсуфа عليه السلام. Пророк добавил, что в его роду никогда не было воров, выразил недовольство тем, что Буньямина обвинили в воровстве и задержали, пригрозил царю плохим дуа, если он не вернёт сына.

 

С этим письмом он отправил детей в Египет. Они прибыли туда в третий раз, вручили послание царю и стали ждать ответа. Юсуф عليه السلام отправился с письмом к себе, поцеловал его и долго плакал над ним, затем прочитал и показал своим детям письмо их деда. Сев на трон, он пригласил своих братьев, учтиво поговорил с ними, сказал, что прощает Буньямина и разрешает ему вернуться домой, и спросил, есть ли к нему вопросы.

 

Братья поведали о трудном положении, в каком они находились, и попросили царя о помощи зерном. Юсуф  снял корону и спросил: «Помните ли вы, когда вы были в невежестве, как разлучили Юсуфа عليه السلام с братом?» Этот вопрос насторожил их и заставил спросить царя, не Юсуф عليه السلام ли он. Юсуф عليه السلام ответил: «Да, а это – мой брат», – и приблизил к себе Буньямина.

 

«Хотя ваше коварство разлучило нас друг с другом, милость Всевышнего помогла нам встретиться. Вознаграждение за терпение и богобоязненность праведных не пропадёт», – сказал Юсуф عليه السلام. Сгорая от стыда, братья признали, что Всевышний возвеличил Юсуфа عليه السلام. Они признали свою ошибку и попросили у него прощения.

 

На голове Юсуфа عليه السلام был наследственный знак. В «Араисе» сказано, что такой же знак на голове был у Сары, Исхака и Якуба عليه السلام. Когда Юсуф عليه السلام снял корону, они увидели этот знак, и им стало ясно, что царь – их брат, а когда он рассказал о том, что было с ними в детстве, их сомнения окончательно рассеялись. Затем Юсуф عليه السلام расспросил братьев, как отец перенёс его исчезновение.

 

Они сказали, что он ослеп и совсем ослаб. Тогда он велел братьям вернуться домой и приехать к нему вместе с отцом и другими родственниками. Юсуф عليه السلام приготовил рубашку, которую ангел Джабраил عليه السلام принёс из Рая и надел на него, когда братья бросили его в колодец, и отправил её отцу, сказав, что она вернёт ему зрение. И сыновья Якуба عليه السلام отправились в путь.

 

Старший из братьев, Яхуз, попросил разрешения пойти к отцу с этой рубашкой, поскольку и рубашку, запачканную кровью, отцу приносил он. Юсуф عليه السلام дал ему рубашку, и с ней они собрались в путь. Якуб عليه السلام почувствовал запах Юсуфа عليه السلام, ещё когда братья только покинули египетскую землю. Яхуз оторвался от каравана и пошёл домой пешком, разутый и с непокрытой головой.

 

Он прошёл восемьдесят фарсахов за неделю, прибыл к отцу и накинул на его лицо ту рубашку. В тот же миг к Якубу عليه السلام вернулось зрение, которое он потерял давно, он помолодел и приобрёл силу, и вся семья возрадовалась этому. Когда Яхуз прибыл с вестями о Юсуфе عليه السلام, Якуб عليه السلام в первую очередь спросил о состоянии сына.

 

Яхуз рассказал отцу, что народ чтит Юсуфа عليه السلام и что его царство очень велико – никому не было дано подобного. Тогда Якуб عليه السلام сказал: «Зачем мне его царство? Вы скажите, какой религии он следует». Он очень обрадовался, узнав, что Юсуф عليه السلام следует Исламу, и сказал, что в таком случае блага его достигли совершенства.

 

Попросив у отца прощения, дети попросили также, чтобы он помолился за них Прощающему и Щедрому (Афуввун Каримун). Тот сказал: «Потом попрошу у Аллаха ﷻ», – и простил их. С наступлением пятничной ночи, ближе к рассвету, Исраил (Якуб) عليه السلام предстал перед Всевышним. Он умолял Аллаха ﷻ простить их в этот час, когда не отвергаются мольбы.

 

Эта пятничная ночь совпала с десятым числом месяца мухаррам, днём Ашура, и смиренная мольба, совершённая в столь ценное время, была принята Милостивым. Ему был ниспослан вахий (откровение), что Всевышний простил всех. Юсуф عليه السلام тоже простил братьев, и все они окунулись во всеобщее прощение. Затем Якуб عليه السلام вместе с сыновьями и внуками стал собираться в Египет.

 

Их было семьдесят два человека, женщин и мужчин. Когда, оставив позади земли Канана, они приблизились к Египту и владениям Юсуфа عليه السلام, Якуб عليه السلام был поражён, увидев войско, выстроенное сыном для его встречи. Среди этого войска был и Юсуф عليه السلام, царственный, как лев. Аллах ﷻ, убрав завесу, дал Якубу عليه السلام знать, что это Юсуф عليه السلام. Об этом ему рассказал архангел Джабраил عليه السلام.

 

Юсуф عليه السلام слез с коня и пошёл к отцу. Он хотел первым поприветствовать того, но Джабраил عليه السلام не позволил ему это сделать, и отец начал приветствие. «Ассаламу алейкум, о избавляющий от печали!» – сказал он, и они обнялись. От радости они плакали до бессознательного состояния. Когда же пришли в себя, Юсуф عليه السلام сказал: «О мой отец, зачем ты пролил обо мне столько слёз, ведь мы бы встретились в Судный день». – «Я боялся, что ты отошёл от веры и что из-за этого мы не встретимся и на том свете», – ответил, оправдываясь, Якуб عليه السلام. Ангелы, которые плакали от жалости к Якубу عليه السلام, проливавшему слёзы по Юсуфу عليه السلام, обрадовались, видя, что они встретились.

 

Царь Египта Райан, визири, полководцы и всё войско спешились. И все, склонив головы, упали ниц – таков был приветственный обычай у жителей Египта. Так завершилась эта радостная встреча. В довольстве и достатке провёл Якуб عليه السلام в Египте двадцать четыре года. Затем к нему пришёл ангел Джабраил عليه السلام, известил, что души предков соскучились по нему, и объявил ему о приближении смерти.

 

Тогда Якуб عليه السلام собрал сыновей и спросил: «Кому будете поклоняться после моей смерти?» – «Кроме Господа твоего и твоих родителей – Аллаха ﷻ, мы больше никому не будем поклоняться», – ответили они. Якуб عليه السلام, видя убеждение детей, строго наказал им: «Не умирайте иначе, кроме как в Исламе». Затем он завещал Юсуфу عليه السلام похоронить его там, где похоронены его предки. Кончились дни, отпущенные Якубу м, и он умер.

 

Согласно завещанию, Юсуф عليه السلام похоронил его в Байт аль-Мукаддасе. Исхак عليه السلام и Ибрахим  тоже были похоронены там. Смерть Айса, который спорил с Якубом عليه السلام ещё в утробе матери, случилась в один день с братом. Оба близнеца были похоронены в одной могиле, и конец их был подобен началу.

 

Прожив сто сорок семь лет, Айс и Якуб عليه السلام отправились в гости к Всемогущему. На этом мы завершаем краткий пересказ повествования о Юсуфе عليه السلام, приведённого в Коране. Не зря в Коране приведены повествования о пророках-посланниках, и не для развлечения рассказывает Аллах ﷻ о них Пророку ﷺ, ведь Аллах ﷻ не нуждается в забавах. Они ключи от многих мудростей, в них успокоение Ахмаду عليه السلام и напоминание умме.

 

Это моря, глубокий смысл которых раскрывается, когда познавшие Аллаха ﷻ читают их с хузуром (сосредоточенностью всем сердцем на Аллахе ﷻ). Они источник множества полезного, наставляющего на путь истины стремящихся к познанию Аллаха ﷻ. Они основы крепостей, укрепляющие Ислам в сердце правоверного (мумина). Они драгоценные кладовые, в которых Милосердный хранит сокровенные тайны.

 

Они также назидания, извещающие тех, кто совершает тяжкие грехи и намерен раскаяться, о том, что врата милости Всевышнего открыты. Кроме того, они являются и словом Ведающего скрытое, который даёт знания всем. Ещё они свидетельства тому, что Он – Всемогущий, решения которого исполняются словом «Кун!» («Будь!»).

 

Невнимательный читатель, хотя и прочтёт их, ограничится признанием, что они хороши. Тот же, кого Всевышний одарил содействием, заглянет в сокрытое и обогатится баракатом. О Аллах ﷻ, одари баракатом пророков-посланников всех, кто извлёк уроки, прочитав их историю, и не оставляй без шафаата (заступничества) Твоих верных рабов и нас, любящих хороших людей и нуждающихся в них. 

 

ИЗ КНИГИ «ИСТОРИЯ ПРОРОКОВ»  ШЕЙХА САИДА-АФАНДИ АЛЬ-ЧИРКАВИ 

Комментарии (1)

  • 18.12.2018
    Хвала Аллагьу Господу миров. О Аллагь благослови лучшее Твое творение, любимое Твое создание Пророка Мухаммада и семью его, и сподвижников наилучшим благословением, бесконечное количество раз и даруй им обещанные высочайшие степени в Раю. Амин.