Над кем смеётся сатана…
Совершенствование собственных душевных порывов, характера, поступков, мыслей – это трудная, но очень важная работа, которую должен проделывать над собой каждый мусульманин. Хадис Пророка ﷻ гласит: «Я был ниспослан лишь для улучшения благих качеств».
Божественные книги, откровения пророков, посланников, образ жизни людей праведных – вот лучшее руководство. Муаз ибн Джабаль رضي الله عنه сообщил, что Пророк ﷻ как-то спросил: «Не призываю ли я вас к благодеяниям?» Ибн Джабаль رضي الله عنه подтвердил: «Да».
Пророк ﷻ продолжил: «Щитом от наказания Аллаха ﷻ является пост. Садака является доказательством. А совершение молитвы посреди ночи рабом Аллаха ﷻ тушит каждое прегрешение». Хасан аль-Басри сказал: «Четыре вещи служат пищей для Ахирата: пост (здоровье тела), милостыня (преграда между человеком и огнём Ада), намаз (близость раба ко Всевышнему), слёзы покаяния (очищение от грехов)».
Ещё было сказано, что сущность покорности кроется в трёх вещах: страхе, надежде и любви. Признаком страха является избегание харама. Признаком надежды является привязанность к покорности. Признаком любви является стремление и увеличение веры. Сущность греха также в трёх вещах: в высокомерии, жадности и зависти.
Впервые высокомерие проявилось в иблисе. Ему было велено совершить земной поклон пророку Адаму عليه السلام в знак уважения. Но иблис возгордился и навечно остался проклятым. Жадность впервые проявилась в Адаме عليه السلام, который навечно хотел остаться в Раю, но протянул руку к запрещённому Аллахом ﷻ плоду и поэтому был изгнан из Рая.
А зависть была впервые проявлена Кабилом – сыном Адама عليه السلام. Именно она стала причиной того, что он убил своего брата и был ввергнут в Ад.
Говорят: «Три человека выращивают гнев в своих сердцах, делают себя проклятыми и рушат то, что построили.
Первый – это человек, который занимается обвинением людей.
Второй – человек, который восхищается самим собой.
Третий – человек, который совершает деяния напоказ.
И три человека взращивают в сердце любовь, наследуют для себя степень и силу среди обитателей небес.
Первый – обладатель благонравия.
Второй – совершающий деяния ради Всевышнего Аллаха.
Третий – снисходительный (скромный) человек».
Ещё было сказано:
«У склонного к обману три признака.
Во-первых, он собирает то, что не следует за ним.
Во-вторых, он имеет много грехов, которые ведут его к гибели.
В-третьих, он далёк от деяний, которые спасают его».
У возвращающихся к Аллаху ﷻ, то есть тех, чьи деяния принимаются, три качества.
Первое – использование сердца для размышления.
Второе – использование языка для поминания.
Третье – использование тела для работы.
Один из мудрецов сказал: «Знай, что над тем, кто претендует на три вещи без трёх других, смеётся шайтан.
Первый – тот, кто, возлюбив этот мир, претендует на совершение зикра Всевышнего Аллаха.
Второй – тот, кто без долгого беспокойства претендует на довольство Аллаха ﷻ.
Третий – тот, кто, возлюбив похвалы людей, претендует на искренность».
Да поможет Всевышний в наших намерениях и искренности! Амин.
ШАМИЛЬ МАГОМЕДОВ