25 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

О духовно-нравственном воспитании

Всевышний Аллах восхваляет Пророка ﷺ и говорит в Коране (смысл): «Воистину, ты обладатель великих нравов». Сура «Аль-Калям», аят 4 Мы часто говорим о том, что наше будущее за молодёжью и надо предпринимать какието действия, направленные на решение проблемы духовнонравственного воспитания подрастающего поколения.

Но коль будущее человечества за молодёжью, то и рассматривать эту проблему надо с позиций долгосрочности, нравственности, благородства, высокой культуры и, наконец, человечности. И должны быть задействованы в этом процессе формирования духовной и высоконравственной личности прежде всего родители (семья), государство (учителя, педагоги, воспитатели), а особая роль принадлежит духовенству и религиозным деятелям всех конфессий.

 

Сегодня уже очевидно, что представления большинства молодых людей о многих вещах не просто удивляют, а скорее шокируют и возмущают взрослых. Общий уровень культуры и соблюдение элементарных правил этикета и приличия вызывают недоумение и удивление с одновременным вытекающим отсюда вопросом у старшего поколения: как они могут этого не знать, а если знают, то не соблюдать?

 

К сожалению, у многих современных молодых людей души опустошены и извращены с одновременной деградацией духовной сферы. В основном схождение на нет воспитания молодёжи стало происходить с начала 90-х годов прошлого столетия, с одновременным разрушением советского государственнообщественного строя.

 

Наличие такой проблемы никто не отрицает, но нужны понятные и ясные пути её решения. Если го
ворить стратегически и в широком смысле, то решать необходимо комплексно проблемы всех трёх составляющих, которые неотделимы друг от друга. Это семья, государство и религия (все религиозные конфессии).

 

Семья

Первой и определяющей в этом триединстве, на наш взгляд, является семья, как основа, на которой будут зиждиться остальные составляющие по формированию высокой духовно-нравственной личности. Именно в семье закладываются такие качества, как благородство, добросердечность, уважение к старшим, элементы этики и т. д.

 

Но сегодня многие родители, увлёкшись напичкиванием детей различными знаниями и умениями, забывают о главном – о духовно-нравственном воспитании, которое происходит именно в семье, его не могут дать в другом месте.  Жизненный опыт показывает, что даже с 2–3-летним ребёнком нельзя быть излишне мягким, потворствовать его капризам, незаслуженно поощрять его пустые действия. Следует воспитывать в нём понимание того, что хорошо, а что плохо, что можно, а чего нельзя.

 

Чем выше ответственность родителей в формировании своего чада, тем больше следует проявлять к нему строгости и высокой требовательности. Судьбы молодых людей, вступающих в брак, зависят именно от воспитания и нравственных убеждений, полученных ими в семье, при этом уровень их знаний и умений имеет далеко не первостепенное значение в формировании духовно-нравственной личности. Духовность и нравственность формируются из внутреннего мира человека – заложенной природой духовности.  

 

Государство

Духовно-нравственное воспитание личности – государственная проблема, которая беспокоит не только общественность, но и государственных деятелей. Выдающийся русский философ Иван Ильин писал: «История показала… великие крушения и исчезновения народов возникают из-за духовно-нравственных кризисов».

 

Так, например, на недавней встрече президента РФ В. В. Путина в Краснодаре с представителями общественности он отметил: «На самом деле, это разговор о самом главном – о ценностях, о нравственных основах, на которых мы можем и должны строить нашу жизнь, воспитывать детей, развивать общество, в конечном итоге – укреплять нашу страну.

 

От того, как мы воспитываем молодёжь, зависит, сможет ли Россия сберечь и приумножить себя саму, сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, но в то же время сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке».

 

Сегодня государство предпринимает ряд мер, и, в частности, отрадно то, что последние стандарты образования ориентированы на указанную проблему, обозначается процесс развития личности и определяется духовно-нравственное развитие и воспитание молодёжи как главная задача настоящей системы образования.

 

Стандарт определяет уже предметную область – «Основы духовно-нравственной культуры народов России», а предмет «Основы религиозных культур и светской этики» установлен обязательным для изучения и включён в федеральный компонент данного стандарта. Осталось самое главное – активные и действенные шаги осуществления всего этого.

 

 Религия

Если духовность мы рассматриваем как продукт умственной деятельности человека и соблюдение определённых нравственных, религиозных норм, а также обычаев, традиций, взглядов и убеждений, то очевидно, что определяющая роль здесь может принадлежать духовенству и религиозным деятелям всех конфессий и особенно духовенству мусульман.

 

Практика и сегодняшние реалии подтверждают, что духовенство мусульман действительно имеет сильное влияние на формирование личности с высокими духовными и нравственными качествами, и об этом несколько слов. Бесспорно, что человечество не знает лучшего из людей за прошедшие четырнадцать с половиной веков, чем наш Пророк Мухаммад ﷺ, который обладал многими безупречными и лучшими человеческими качествами, высоким и благородным нравом и, конечно, удивительными качествами управления самим собой (самоуправления).

 

Как известно, чтобы стать примером для своей уммы, он просил у Всевышнего дать ему прекрасный нрав и искал у Аллаха ﷻ защиты от вреда, который может нанести ему плохой нрав. Известно, что духовно-нравственная сторона исламского воспитания подразумевает распространение высокогуманных ценностей и идеалов во всех областях общественной жизни.

 

Недаром Всевышний благоволит: «В Посланнике Аллаха ﷺ был прекрасный пример для вас – для тех, кто надеется на Аллаха ﷻ и Последний день и премного поминает Аллаха ﷻ» (сура «Ахзаб», аят 21). По этой проблеме прекрасно высказался (лучше не скажешь) известный мусульманский писатель Мухаммад Хамидуллах: «...При рассмотрении определённых аспектов морали видно, что Ислам жёстче, чем другие системы жизни всех времён»; «…указывая на важное значение нравственности для здоровья нации, Ислам обрывает все пути, ведущие к испорченности, такие как незаконные половые связи и расточительная жизнь».

 

Много примеров для подражания можно привести из жизни Пророка Мухаммада ﷺ: поступать справедливо в споре двух людей, говорить хорошие слова, удалять препятствия с пути, первым приветствовать других, посещать родственников и друзей. Наиболее важными характеристиками нравственности, на наш взгляд, являются скромность, простота и естественность. «Гордость и высокомерие неприемлемы ни в коем случае, так как у людей нет преимущества друг перед другом, кроме как в благочестии и целомудренности», – сказано в Сунне Пророка ﷺ.

 

Таким образом, из всего сказанного следует, что можно проводить массу мероприятий нравственного и воспитательного характера по всей триединой составляющей воспитания, но главное – если  мы (в основном родители) не постараемся, чтобы с раннего возраста ребёнок видел и слышал только доброе и хорошее и развивался в духовно-нравственном русле, то проблема может остаться нерешённой. Да поможет нам Всевышний воспитать высоконравственное поколение! Амин. 

 

МУХАММАД-БУКАР ГАМИДУЛЛАЕВ,  Д. Э. Н., ПРОФЕССОР, АКАДЕМИК МЕЖДУНАРОДНОЙ АКАДЕМИИ НАУКИ И ПРАКТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА НАУК (МАОП) 

Комментарии (1)

  • 18.12.2018
    Хвала Аллагьу Господу миров. О Аллагь благослови лучшее Твое творение, любимое Твое создание Пророка Мухаммада и семью его, и сподвижников наилучшим благословением, бесконечное количество раз и даруй им обещанные высочайшие степени в Раю. Амин.