19 апреля
2024 года
поделиться
Категория: История

Страны исламского культурного наследия: Турция, Сафранболу

(Сохраняя воспоминания об исламском сельском обществе) В исламском мире существуют небольшие исторические общины, чьи традиции и исламское культурное наследие до сих пор в значительной степени сохранены. Они представляют особый интерес для туристов-мусульман, а также для тех, кто хотел бы изучить и исследовать исламскую культуру, при этом наслаждаясь безопасным и комфортным отдыхом по лучшим международным стандартам. В этом плане наиболее интересны города Гирокастра в Албании («Ас-салам», № 23, декабрь 2017 г.) и Шеки в Азербайджане («Ас-салам», № 9, май 2018 г.).

Сафранболу (население около 45000 человек) располагается примерно в 100 км от Черноморского побережья Турции, в 410 км от Стамбула и 220 км от Анкары. Провозглашённый ЮНЕСКО объектом Всемирного наследия в 1994 году, это один из немногих турецких городов, который в значительной степени сохранил в нетронутом виде среду и атмосферу провинциальной мусульманской общины, основавшей его.

 

Прогуливаясь по извилистым улочкам, вымощенным булыжником, с многочисленными удивительными домами в османском стиле и оживлённым базаром, где ремесленники продолжают производить традиционные изделия, как это происходило на протяжении веков, можно совершить путешествие во времени в мир сельской исламской Анатолии.

 

Сафранболу переводится как «город шафрана» – рыльца пестиков шафранового крокуса ценятся в кулинарии и фармакологии и выращиваются здесь с древних времён. Поскольку мусульманские тюркские народы начали колонизацию этой области Анатолии с XI века, Сафранболу развивался как рыночный город и важный пункт следования караванов на древнем торговом пути, связывающем к северу стратегический порт Синоп с основным маршрутом каравана от востока на запад по северу центральной Анатолии.

 

Его расцвет и известность достигли апогея в XVIII – начале XIX в. В результате образовался городской пейзаж, который мы видим сегодня. В Черноморском регионе низменность защищают от суровых зимних ветров высокие горные хребты, протянувшиеся вдоль побережья. Поселение, ныне известное как Сафранболу, было создано в укреплённом месте на слиянии глубоких ущелий, разрезаемых реками Аксасу и Гюмюс.

 

Под стенами замка вырос центр города Шехир (также называемый Чукур или Чарси) с базарами, ремесленными мастерскими и главными религиозными и гражданскими строениями. Его жилые кварталы протянулись из этого городского центра вдоль склонов речных долин, защищённых от зимней непогоды.

 

Напротив Шехира располагается район Киранкёй, ранее он был заселён греческим (турецкоязычным) меньшинством города, занимающимся торговлей, пошивом обуви, виноделием и каменной кладкой. В 1923 году, после длительного межэтнического конфликта в Анатолии, все местные греки были депортированы в рамках массового обмена христиан и мусульман между Турцией и Грецией.

 

Мусульманам из Фракии, Родоса и других частей Греции были выделены владения в Киранкёй, их храм сравним с мечетью Улу Джами.Немного к северо-западу от Шехира, на землях Баглара, находятся многочисленные плодородные сады.

 

Процветающие мусульмане Сафранболу проводили зиму в своих городских домах, а летом переезжали в прохладные и просторные дома, расположенные среди больших садов, и ухаживали за фруктовыми деревьями и сезонными овощами. Сафранболу служил административным и торговым центром большого региона, экономика которого была основана на сельском и лесном хозяйстве, животноводстве.

 

В городе продавали и покупали продукты, работали ремесленники и осуществлялись деловые сделки. Кожевенное производство и смежные отрасли были важнейшей производственной деятельностью, которой был посвящён целый рынок – это и обувной отсек (Yemeniciler Çarsisi), где производились популярные лёгкие туфли на плоской подошве – «йеменцы»), ещё одна улица сапожников (Kunduracilar Sokaği), улица шорников (Saraçlar Sokaği) и улица, где работали вьючные шорники (Semercilar Sokaği).

 

Большое значение имела также металлообработка, у кузнецов была своя торговая зона (Demircler Çarsisi), где они продолжают работать сегодня. На протяжении всей его исламской истории Сафранболу покровительствовали видные местные жители, представители государственной юстиции и администрации.

 

Его самое внушительное строение, караван-сарай, было сооружено Хусейном-эфенди Карабашзаде в 1640–1648 годах. Уроженец Сафранболу, он стал наставником султана Ибрагима (1615–1648) и поднялся до чрезвычайно высокой должности главного военного судьи Aнатолии. Другие знатные лица финансировали такие важные элементы инфраструктуры сообщества, как мактаб, медресе, общественные фонтаны, хамамы и мосты.

 

Коммерческий и производственный центр Сафранболу также был в центре его религиозной жизни. Самая старая из его многочисленных мечетей – Сулеймана-паши Джами (Eski Cami) – построена в 1322 году. В 1661 году представитель знатного албанского рода Кёпрюлю Мехмет-паша, великий визирь султана Мехмета IV (1648– 1687), построил мечеть рядом с Yemeniciler Çarsisi. Эта самая примечательная и крупная мечеть основана местным жителем Иззетом Мехмет-пашой (1743–1812), которую он построил, будучи великим визирем султана Селима III, в 1794– 1798 годах.

 

Он также финансировал строительство первой в Турции башни с часами в 1796–1797 годах. Часы были привезены из Лондона, они были необходимы для объявления времени молитвы.

 

В османском мире суфийские тарикаты играли весьма важную роль. Упоминается, что в Сафранболу братство Накшбандийя проводило встречи в домиках Калеальти и Хайдара-аги, а братство ХалветиДжеррахи встречалось в домике Али-бабы. Удивительным свидетельством статуса Накшбандийя на пике процветания Сафранболу является красиво оформленный вакф-документ (vakifname) Иззета Мехмета-паши, который недавно был выставлен на аукционе в Лондоне.

 

В этом документе он завещает свою мечеть в Сафранболу, а также мечеть Накшбандийя и место встречи (дарга) в Эйюпе в Стамбуле, место самой древней святыни Турции, где похоронен Абу Айюб аль-Ансари , сподвижник Пророка Мухаммада , который умер здесь во время арабской осады Константинополя в 674–678 годах.

 

Старый Сафранболу позволяет нам понять характер османского провинциального общества и тех изменений, которые произошли с процессом европеизации в середине XIX и XX в. Семьи того времени были крупными и самодостаточными, производящими не только большую часть собственной пищи, но и текстиль и одежду, в которых они нуждались.

 

Ремесленное производство и торговля взаимно поддерживали друг друга в рамках системы ремесленных цехов, которая регулировала качество производства, честность в торговле и строгое соответствие их членов нормам Ислама. Для желающих посетить Сафранболу есть прямые рейсы в Стамбул из ряда городов России, включая Москву, Казань, Краснодар, Грозный и Махачкалу, а также прямые рейсы из Москвы в Анкару.

 

Туда легко добраться из Стамбула (около 6 часов) и Анкары (около 3 часов) на регулярных удобных и недорогих автобусах. Полезную информацию о  местных достопримечательностях можно получить в информационной службе, расположенной на главной площади Сафранболу, Kazdağlioğlu Meydanı.

 

В течение года проводятся многочисленные культурные мероприятия, в том числе в последнюю неделю сентября каждого года проходит всемирно известный Международный фестиваль документального кино «Золотой шафран».

 

Существует также интересный муниципальный музей (Kent Tarihi Müzesi). В Сафранболу туристу несложно найти, где остановиться на ночлег. Имеется множество удобных мест для проживания в диапазоне 25–120 долларов США за ночь, которые можно забронировать через Интернет. Рекомендуются и прекрасно отреставрированные старинные дома.

 

Многие кафе и рестораны Сафранболу предлагают отличную традиционную турецкую кухню, а также региональные анатолийские и местные блюда. Гражданам Российской Федерации с действующим загранпаспортом не требуются визы для посещения Турецкой Республики на срок до 60 дней и максимального общего времени пребывания 90 дней в течение любого 180-дневного периода.

 

Официальную информацию можно получить на веб-сайтах посольств и консульств Министерства иностранных дел Турции. Исторический Сафранболу – это гораздо больше, чем интересный музей под открытым небом. Он представляет собой окно, через которое можно созерцать сообщество прошлого, где однородная и гармоничная социальная структура поддерживалась общими религиозными ценностями, что подчёркивало самообеспеченность и сотрудничество с выбором простоты вместо роскоши.

 

 
ГАЙ (ГАЙДАР) ПЕТEРБРИДЖ ПРОФЕССОР, СПЕЦИАЛИСТ ПО КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ И ИСТОРИИ ИСЛАМА, АВСТРАЛИЯ, РОССИЯ
 

Комментарии (1)

  • 18.12.2018
    Хвала Аллагьу Господу миров. О Аллагь благослови лучшее Твое творение, любимое Твое создание Пророка Мухаммада и семью его, и сподвижников наилучшим благословением, бесконечное количество раз и даруй им обещанные высочайшие степени в Раю. Амин.