Сила веры

В предыдущем номере мы начали разговор о путях укрепления имана в сердцах мусульман. В частности, рассказали о двух способах, привели примеры из истории, жизни Пророка ﷺ, других праведных людей. Рассказали, как перед смертью Пророк Мухаммад ﷺ попросил свою дочь Фатиму رضي الله عنها склониться над ним и два раза что-то шепнул ей на ухо. В первый раз Фатима رضي الله عنها горько заплакала, во второй – улыбнулась. Но об этом таинстве Фатима رضي الله عنها рассказала людям только после ухода Пророка ﷺ из жизни.

статья опубликована в номере: 18 (559) / от 15 сентября 2018 (Мухаррам 1440 г.)
113

Итак, в первый раз Пророк ﷺ шепнул Фатиме رضي الله عنها, что он уже не оправится и скоро покинет этот мир. А во второй – первым, кто последует за ним из членов его семейства, будет Фатима رضي الله عنها. Поэтому она заплакала в первый раз и улыбнулась – во второй. Обратите внимание, какова была её радость, когда она узнала, что этот мир после Пророка ﷺ покинет первой!

 

А сегодня, представьте, вы скажете дочери: «Скоро я покину этот мир, и ты первой из семьи последуешь за мной». Какова будет её реакция? Скорее всего, она скажет: «О несчастный отец, больше нечего было мне сообщить?!» Знаете, почему мы получим такой ответ? Потому что этот мир она видит местом своего вечного пребывания, хотя утверждает, что верит в Господа и загробный мир.

 

А фактически получается, что в должной степени не уверовала она в то, что говорит, то есть вера в Ахират не окрепла в её сердце. И как бы она ни старалась скрыть от посторонних, в её сердце поселится страх (хоть какой), или же цвет лица поменяется от услышанного. Почему?

 

Потому что иман слабый у нас – силы веры не хватает. И как бы язык ни твердил, что мы уверовали в Аллаха ﷻ, в сердце вера не укрепилась, и она у нас только на языке. То, что сегодня очень много несчастий и бед выпадает на долю мусульман (как и на безбожников), – это результат ослабления нашей веры, невыполнение нами велений Аллаха ﷻ в должной степени.

 

Да и те многочисленные несчастья, беды, о которых прежняя история не знала, но они выпадают на долю современных мусульман, – это тоже из-за слабости нашего имана. Некоторые могут возразить: «А разве кто-то вернулся с того света, чтобы что-то утверждать?!» Это большое невежество. Такой человек подобен животному и находится на его уровне. Животные только и умеют, что насыщают желудок и спят. А человеку дан разум, и это существо размышляющее.

 

Подумайте, если бы ребёнку в утробе матери сказали: «Скоро ты покинешь этот мир (выйдешь из этой оболочки). И там, в другом мире, ты увидишь горы и реки, солнце и луну, летящих птиц и журчащие ручейки, различные яства (жареные, варёные), и с другой стороны – «расходящуюся по швам» демократию и т. д.

 

Что бы он ответил?! Разве он не спросил бы: «А кто оттуда вернулся, чтобы утверждать это? Не вижу никого, кто вернулся бы». Разве не похож такой человек на младенца, рассуждающего в утробе матери о мире, в котором ещё не бывал!

 

А в мире этом человек будет не всегда. И когда закончится срок земной жизни, как говорят в армии, «дембелем» уйдёт из этого мира в мир иной (вечный), как и все его предшественники были призваны и демобилизованы по окончании своего срока.

 

Этот закон прихода и ухода людей из одного мира в другой установлен Всевышним Аллахом для всего человечества на все времена. Поэтому не подобает разумному человеку унижать своё достоинство и жить животными инстинктами, безрассудно тратя время. Ещё пример из истории мусульман.

 

Однажды сподвижник Умар бину Хаммам رضي الله عنه услышал, как во время газавата у Бадра (гора) Пророк ﷺ сказал: «Клянусь именем Аллаха ﷻ, в Чьей власти находится моя душа, каждый из вас, кто выйдет со смиренностью на поле боя и будет воевать на пути Аллаха ﷻ и будет убит, и умрёт, будет одарён Раем». В это время Умар бину Хаммам رضي الله عنه держал в руках финики и ел их.

 

И, как только услышал эти слова, он бросил финики и произнёс: «Я не потрачу время этого мира даже на это». В битве у горы Ухуд сподвижник Пророка ﷺ Анас бину Назр رضي الله عنه, возвеличивая слово Аллаха ﷻ, направившись к горе, говорил: «Я чувствую запах Рая со стороны Ухуда». Он вышел на поле боя ради Аллаха ﷻ и удостоился смерти шахида, как и желал. Ранее мы рассказывали, как человек может укрепить свою веру. Первое – полное упование на Аллаха ﷻ. 

 

Второе – вера в истину и отвержение лжи. То есть следует придерживаться всего истинного, отдаляться от ложного (порицаемого). Третье – вера в Ахират (загробный, вечный мир), вера в тленность этого мира. Понимание, что в этом мире мы временно, а местом вечного пребывания является Ахират (загробный мир). Четвёртое – вера в предопределение судьбы.

 

То есть в сердце каждого человека должна быть непоколебимая вера в предопределённость событий в нашей жизни. Пока в сердце человека имеется полная уверенность, что его судьба предначертана, никакие жизненные проблемы не могут сломить его. Потому как такой человек знает, что всё в его жизни происходит по воле Всевышнего Творца.

 

И даже маленькая колючка его не уколет без соизволения Аллаха ﷻ, если только в этом нет блага для него. Такой человек уяснил для себя смысл аята: «Нас не постигнет ничто, кроме того, что предписано Аллахом ﷻ. Он наш Творец-Покровитель, и на Аллаха ﷻ упование му’минов (уверовавших)» (сура «Ат-Тауба», аят 51). Если обратимся к истории Ислама, мы увидим, какова была покорность и полное упование уверовавших на Аллаха ﷻ и что они говорили.

 

Например, Халид бину Валид  (великий полководец, не проигравший ни одной битвы за свою жизнь и прозванный «мечом Аллаха ﷻ»), умирая, сказал: «Посмотрите на меня. Я каждый раз вступал в бой на пути Аллаха ﷻ, гонимый жаждой умереть на поле боя. На моём теле нет места размером с ладонь, которое не 
было бы покрыто шрамом от удара меча, стрелы или копья.

 

Но сегодня, беспомощный, я умираю в своей постели» (Халид бину Гариб, хадис передал аль-Хатаби, № 960). Также он говорил: «Самыми сладостными ночами моей жизни были те ночи, когда щедро накрапывал мелкий дождь, и я, держа щит наготове, выжидал ночи, чтобы с новым рассветом пойти на врага» (там же). Обратите внимание, как бы он ни мечтал умереть на поле боя смертью шахида, сколько бы ни сражался, ему Аллахом ﷻ не суждена была смерть шахида.

 

Притом, что, возвеличивая слово Аллаха ﷻ, Халид-асхаб رضي الله عنه принёс такие победы в истории Ислама, что не было равного ему в этом (полководец, не проигравший ни одного сражения!). Когда же Халид-асхаб رضي الله عنه  прибыл в Хомс с призывом, служители церкви поставили ему условие: «Если то, с чем ты пришёл, – истина, и то, что Господь един, – тоже истина, и Мухаммад – Его Посланник ﷺ, вот тебе чаша с ядом.

 

Если твоя вера крепка и упование на Аллаха ﷻ непоколебимо (в том, что именно Аллах ﷻ ведёт этот мир и от Него всё – спасение или погибель), ты выпьешь этот яд. Если ты умрёшь, мы не последуем за тобой; если же ты не умрёшь, то мы уверуем в твоего Господа». Халид-асхаб رضي الله عنه взял чашу и выпил до дна, произнося следующие слова: «Бисмилляхи ллязи ля ядурру маасмихи шайун филь арды ва ля фи ссамаи ва хува ссамиуль алим».

 

То есть: «Выпиваю с именем Аллаха ﷻ, (с именем) которого ничто не причиняет вред ни на земле, ни на небесах. Ведь Он – слышащий, знающий обо всём» (Байхаки. «Шугаб», № 7316). В исторических книгах зафиксировано, что даже одна капля того яда на месте убила бы верблюда, но Халид-асхаб رضي الله عنه выпил полную чашу предложенного яда. Этот исторический факт является для нас примером, как истинно уверовавшие в Аллаха ﷻ люди жили и творили.

 

Когда он пил яд, его вера была настолько глубока и упование на Аллаха ﷻ настолько непоколебимо, что он понимал, что только с соизволения Всевышнего Творца он может умереть или выжить. И только если Аллах ﷻ захочет, питьё станет для него ядом. Но не потому, что люди дали ему выпить яда. Так он остался жив, яд не возымел действия с соизволения Аллаха ﷻ, и они вынуждены были принять Ислам.

 

Тут можно вспомнить и имама Шамиля, который столько лет воевал, столько раз был ранен, но Аллах ﷻ сохранил ему жизнь. Ведь Шамиль воевал ещё со времён имама Газимухаммада и входил в его близкое окружение. Однажды, выходя в очередной тяжёлый бой, кто-то предположил, что в этом сражении Шамиля могут убить (так как он был отважным воином и всегда находился в первых рядах).

 

А имам Газимухаммад сказал: «Возможно, он погибнет сегодня, но до Бакиа (кладбище в Медине, где похоронен имам) кто его донесёт?» Обратите внимание, какой проницательностью Аллах ﷻ наделил Газимухаммада и какими (тайными) знаниями он обладал, что ещё тогда узрел – Шамиля похоронят не в Дагестане, какие бы многочисленные и тяжёлые раны ни были ему нанесены. Он ещё тогда увидел, что местом вечного покоя Шамиля станет кладбище Бакиа.

 

В хадисе Пророка ﷺ сказано: «От побуждения (призыва людей) к добру и отвращения их от порицаемого ризк человека не уменьшается. Так же и время, отведённое ему, не сокращается» (Тирмизи, Байхаки, Табарани). Некоторые люди с не укрепившейся в сердцах верой говорят тем, кто распространяет добро праведными словами: «Ты не говори прямо (правду), потому что могут убить, или обеднеешь (это не принесёт благо твоему состоянию)!» Мы же твёрдо должны знать, что есть Всевышний Аллах, и в Его власти утвердить всякое добро или зло на этой земле, Он ведь повелевает всем. Пятое, чем укрепляется иман человека, – это нахождение в обществе благочестивых братьев по вере.

 

То есть когда человека окружают люди с твёрдой верой в сердце (истинно уверовавшие). Яркий пример – Умар-асхаб رضي الله عنه,  сподвижник Пророка ﷺ и второй праведный халиф. Он всегда находился возле сирот, жён шахидов, тех, кто остался без попечителя, узнавал и заботился об их нуждах. Каждый раз, когда приносили в общую казну что-либо из еды, он покидал своих детей и торопился к сиротам, сам относил еду и кормил их в их домах и пристанищах.

 

Опираясь на посох, он смотрел на них и ждал, пока сироты не насытятся, затем спрашивал: «Вкусно ли было?» Когда те отвечали: «Да», – он говорил: «Ваши родители (отец или мать, или оба, кто погиб на войне) насыщаются в Раю едой вкуснее, чем эта». Обратите внимание на иман истинно уверовавшего человека! Не может не укрепиться в вере человек, когда видит такую любовь к людям в сердцах истинно уверовавших братьев.

 

Такой пример не может не трогать души окружающих. Естественно, мусульмане были спокойны, когда уходили на войну или по другим вопросам веры, и не думали они: «Что будет с моей семьёй, моими детьми, если я не вернусь или убьют?» Потому что они знали: там остались их братья по вере, истинные мусульмане, те, кто побеспокоится об их семьях, по воле Аллаха ﷻ, в их отсутствие.

 

Когда Умар-асхаб رضي الله عنه был халифом, он стучался в двери домов, хозяева которых погибли или находились на газавате, и расспрашивал их семьи о проблемах. Он говорил: «Если вам нужно купить что-нибудь на рынке, напишите и передайте мне записку. Я куплю и принесу вам. Я беспокоюсь за вас, не дай Аллах ﷻ, чтобы какие-то нечестивцы (люди со слабой верой) обманули вас, если вы сами пойдёте на рынок.

 

Если вам нужно отправить какие-то письма или связаться с кем-либо, тоже напишите и дайте мне, я доставлю их». Посмотрите, братья и сёстры, какое братство, единение душ, какое переживание за умму было в то время в сердцах людей, как они заботились друг о друге!

 

 (Продолжение следует.)


Перевод Халимат Магомедовой
 

Комментарии

Ширвани
14 декабря 2018 в 23:43

Хвала Аллагьу Господу миров. О Аллагь благослови лучшее Твое творение, любимое Твое создание Пророка Мухаммада и семью его, и сподвижников наилучшим благословением, бесконечное количество раз и даруй им обещанные высочайшие степени в Раю. Амин.

Также в рубрике

Cила веры. Суть человека

Как мы поняли из истории письма Умара бину Абдулазиза رضي الله عنه к его сыну, человеку не стоит проявлять

Сила веры

В прошлом номере мы начали разговор о том, как человеческий нафс – эго – сопротивляется призыву наставников

Как теряется и приобретается иман ( Сила веры )

Как мы говорили ранее, никакие мирские заботы не могут отвлечь и вывести из себя полагающегося на Аллаха ﷻ,

Сила веры

«Ни один из вас не уверует до тех пор, пока не будет желать для своего брата того же, что желает себе» В чём