Сила веры

В предыдущем номере мы начали разговор о путях укрепления имана в сердцах мусульман. В частности, рассказали о двух способах, привели примеры из истории, жизни Пророка ﷺ, других праведных людей. Рассказали, как перед смертью Пророк Мухаммад ﷺ попросил свою дочь Фатиму رضي الله عنها склониться над ним и два раза что-то шепнул ей на ухо. В первый раз Фатима رضي الله عنها горько заплакала, во второй – улыбнулась. Но об этом таинстве Фатима رضي الله عنها рассказала людям только после ухода Пророка ﷺ из жизни.

статья опубликована в номере: 18 (559) / от 15 сентября 2018 (Мухаррам 1440 г.)
240

Итак, в первый раз Пророк ﷺ шепнул Фатиме رضي الله عنها, что он уже не оправится и скоро покинет этот мир. А во второй – первым, кто последует за ним из членов его семейства, будет Фатима رضي الله عنها. Поэтому она заплакала в первый раз и улыбнулась – во второй. Обратите внимание, какова была её радость, когда она узнала, что этот мир после Пророка ﷺ покинет первой!

 

А сегодня, представьте, вы скажете дочери: «Скоро я покину этот мир, и ты первой из семьи последуешь за мной». Какова будет её реакция? Скорее всего, она скажет: «О несчастный отец, больше нечего было мне сообщить?!» Знаете, почему мы получим такой ответ? Потому что этот мир она видит местом своего вечного пребывания, хотя утверждает, что верит в Господа и загробный мир.

 

А фактически получается, что в должной степени не уверовала она в то, что говорит, то есть вера в Ахират не окрепла в её сердце. И как бы она ни старалась скрыть от посторонних, в её сердце поселится страх (хоть какой), или же цвет лица поменяется от услышанного. Почему?

 

Потому что иман слабый у нас – силы веры не хватает. И как бы язык ни твердил, что мы уверовали в Аллаха ﷻ, в сердце вера не укрепилась, и она у нас только на языке. То, что сегодня очень много несчастий и бед выпадает на долю мусульман (как и на безбожников), – это результат ослабления нашей веры, невыполнение нами велений Аллаха ﷻ в должной степени.

 

Да и те многочисленные несчастья, беды, о которых прежняя история не знала, но они выпадают на долю современных мусульман, – это тоже из-за слабости нашего имана. Некоторые могут возразить: «А разве кто-то вернулся с того света, чтобы что-то утверждать?!» Это большое невежество. Такой человек подобен животному и находится на его уровне. Животные только и умеют, что насыщают желудок и спят. А человеку дан разум, и это существо размышляющее.

 

Подумайте, если бы ребёнку в утробе матери сказали: «Скоро ты покинешь этот мир (выйдешь из этой оболочки). И там, в другом мире, ты увидишь горы и реки, солнце и луну, летящих птиц и журчащие ручейки, различные яства (жареные, варёные), и с другой стороны – «расходящуюся по швам» демократию и т. д.

 

Что бы он ответил?! Разве он не спросил бы: «А кто оттуда вернулся, чтобы утверждать это? Не вижу никого, кто вернулся бы». Разве не похож такой человек на младенца, рассуждающего в утробе матери о мире, в котором ещё не бывал!

 

А в мире этом человек будет не всегда. И когда закончится срок земной жизни, как говорят в армии, «дембелем» уйдёт из этого мира в мир иной (вечный), как и все его предшественники были призваны и демобилизованы по окончании своего срока.

 

Этот закон прихода и ухода людей из одного мира в другой установлен Всевышним Аллахом для всего человечества на все времена. Поэтому не подобает разумному человеку унижать своё достоинство и жить животными инстинктами, безрассудно тратя время. Ещё пример из истории мусульман.

 

Однажды сподвижник Умар бину Хаммам رضي الله عنه услышал, как во время газавата у Бадра (гора) Пророк ﷺ сказал: «Клянусь именем Аллаха ﷻ, в Чьей власти находится моя душа, каждый из вас, кто выйдет со смиренностью на поле боя и будет воевать на пути Аллаха ﷻ и будет убит, и умрёт, будет одарён Раем». В это время Умар бину Хаммам رضي الله عنه держал в руках финики и ел их.

 

И, как только услышал эти слова, он бросил финики и произнёс: «Я не потрачу время этого мира даже на это». В битве у горы Ухуд сподвижник Пророка ﷺ Анас бину Назр رضي الله عنه, возвеличивая слово Аллаха ﷻ, направившись к горе, говорил: «Я чувствую запах Рая со стороны Ухуда». Он вышел на поле боя ради Аллаха ﷻ и удостоился смерти шахида, как и желал. Ранее мы рассказывали, как человек может укрепить свою веру. Первое – полное упование на Аллаха ﷻ. 

 

Второе – вера в истину и отвержение лжи. То есть следует придерживаться всего истинного, отдаляться от ложного (порицаемого). Третье – вера в Ахират (загробный, вечный мир), вера в тленность этого мира. Понимание, что в этом мире мы временно, а местом вечного пребывания является Ахират (загробный мир). Четвёртое – вера в предопределение судьбы.

 

То есть в сердце каждого человека должна быть непоколебимая вера в предопределённость событий в нашей жизни. Пока в сердце человека имеется полная уверенность, что его судьба предначертана, никакие жизненные проблемы не могут сломить его. Потому как такой человек знает, что всё в его жизни происходит по воле Всевышнего Творца.

 

И даже маленькая колючка его не уколет без соизволения Аллаха ﷻ, если только в этом нет блага для него. Такой человек уяснил для себя смысл аята: «Нас не постигнет ничто, кроме того, что предписано Аллахом ﷻ. Он наш Творец-Покровитель, и на Аллаха ﷻ упование му’минов (уверовавших)» (сура «Ат-Тауба», аят 51). Если обратимся к истории Ислама, мы увидим, какова была покорность и полное упование уверовавших на Аллаха ﷻ и что они говорили.

 

Например, Халид бину Валид  (великий полководец, не проигравший ни одной битвы за свою жизнь и прозванный «мечом Аллаха ﷻ»), умирая, сказал: «Посмотрите на меня. Я каждый раз вступал в бой на пути Аллаха ﷻ, гонимый жаждой умереть на поле боя. На моём теле нет места размером с ладонь, которое не 
было бы покрыто шрамом от удара меча, стрелы или копья.

 

Но сегодня, беспомощный, я умираю в своей постели» (Халид бину Гариб, хадис передал аль-Хатаби, № 960). Также он говорил: «Самыми сладостными ночами моей жизни были те ночи, когда щедро накрапывал мелкий дождь, и я, держа щит наготове, выжидал ночи, чтобы с новым рассветом пойти на врага» (там же). Обратите внимание, как бы он ни мечтал умереть на поле боя смертью шахида, сколько бы ни сражался, ему Аллахом ﷻ не суждена была смерть шахида.

 

Притом, что, возвеличивая слово Аллаха ﷻ, Халид-асхаб رضي الله عنه принёс такие победы в истории Ислама, что не было равного ему в этом (полководец, не проигравший ни одного сражения!). Когда же Халид-асхаб رضي الله عنه  прибыл в Хомс с призывом, служители церкви поставили ему условие: «Если то, с чем ты пришёл, – истина, и то, что Господь един, – тоже истина, и Мухаммад – Его Посланник ﷺ, вот тебе чаша с ядом.

 

Если твоя вера крепка и упование на Аллаха ﷻ непоколебимо (в том, что именно Аллах ﷻ ведёт этот мир и от Него всё – спасение или погибель), ты выпьешь этот яд. Если ты умрёшь, мы не последуем за тобой; если же ты не умрёшь, то мы уверуем в твоего Господа». Халид-асхаб رضي الله عنه взял чашу и выпил до дна, произнося следующие слова: «Бисмилляхи ллязи ля ядурру маасмихи шайун филь арды ва ля фи ссамаи ва хува ссамиуль алим».

 

То есть: «Выпиваю с именем Аллаха ﷻ, (с именем) которого ничто не причиняет вред ни на земле, ни на небесах. Ведь Он – слышащий, знающий обо всём» (Байхаки. «Шугаб», № 7316). В исторических книгах зафиксировано, что даже одна капля того яда на месте убила бы верблюда, но Халид-асхаб رضي الله عنه выпил полную чашу предложенного яда. Этот исторический факт является для нас примером, как истинно уверовавшие в Аллаха ﷻ люди жили и творили.

 

Когда он пил яд, его вера была настолько глубока и упование на Аллаха ﷻ настолько непоколебимо, что он понимал, что только с соизволения Всевышнего Творца он может умереть или выжить. И только если Аллах ﷻ захочет, питьё станет для него ядом. Но не потому, что люди дали ему выпить яда. Так он остался жив, яд не возымел действия с соизволения Аллаха ﷻ, и они вынуждены были принять Ислам.

 

Тут можно вспомнить и имама Шамиля, который столько лет воевал, столько раз был ранен, но Аллах ﷻ сохранил ему жизнь. Ведь Шамиль воевал ещё со времён имама Газимухаммада и входил в его близкое окружение. Однажды, выходя в очередной тяжёлый бой, кто-то предположил, что в этом сражении Шамиля могут убить (так как он был отважным воином и всегда находился в первых рядах).

 

А имам Газимухаммад сказал: «Возможно, он погибнет сегодня, но до Бакиа (кладбище в Медине, где похоронен имам) кто его донесёт?» Обратите внимание, какой проницательностью Аллах ﷻ наделил Газимухаммада и какими (тайными) знаниями он обладал, что ещё тогда узрел – Шамиля похоронят не в Дагестане, какие бы многочисленные и тяжёлые раны ни были ему нанесены. Он ещё тогда увидел, что местом вечного покоя Шамиля станет кладбище Бакиа.

 

В хадисе Пророка ﷺ сказано: «От побуждения (призыва людей) к добру и отвращения их от порицаемого ризк человека не уменьшается. Так же и время, отведённое ему, не сокращается» (Тирмизи, Байхаки, Табарани). Некоторые люди с не укрепившейся в сердцах верой говорят тем, кто распространяет добро праведными словами: «Ты не говори прямо (правду), потому что могут убить, или обеднеешь (это не принесёт благо твоему состоянию)!» Мы же твёрдо должны знать, что есть Всевышний Аллах, и в Его власти утвердить всякое добро или зло на этой земле, Он ведь повелевает всем. Пятое, чем укрепляется иман человека, – это нахождение в обществе благочестивых братьев по вере.

 

То есть когда человека окружают люди с твёрдой верой в сердце (истинно уверовавшие). Яркий пример – Умар-асхаб رضي الله عنه,  сподвижник Пророка ﷺ и второй праведный халиф. Он всегда находился возле сирот, жён шахидов, тех, кто остался без попечителя, узнавал и заботился об их нуждах. Каждый раз, когда приносили в общую казну что-либо из еды, он покидал своих детей и торопился к сиротам, сам относил еду и кормил их в их домах и пристанищах.

 

Опираясь на посох, он смотрел на них и ждал, пока сироты не насытятся, затем спрашивал: «Вкусно ли было?» Когда те отвечали: «Да», – он говорил: «Ваши родители (отец или мать, или оба, кто погиб на войне) насыщаются в Раю едой вкуснее, чем эта». Обратите внимание на иман истинно уверовавшего человека! Не может не укрепиться в вере человек, когда видит такую любовь к людям в сердцах истинно уверовавших братьев.

 

Такой пример не может не трогать души окружающих. Естественно, мусульмане были спокойны, когда уходили на войну или по другим вопросам веры, и не думали они: «Что будет с моей семьёй, моими детьми, если я не вернусь или убьют?» Потому что они знали: там остались их братья по вере, истинные мусульмане, те, кто побеспокоится об их семьях, по воле Аллаха ﷻ, в их отсутствие.

 

Когда Умар-асхаб رضي الله عنه был халифом, он стучался в двери домов, хозяева которых погибли или находились на газавате, и расспрашивал их семьи о проблемах. Он говорил: «Если вам нужно купить что-нибудь на рынке, напишите и передайте мне записку. Я куплю и принесу вам. Я беспокоюсь за вас, не дай Аллах ﷻ, чтобы какие-то нечестивцы (люди со слабой верой) обманули вас, если вы сами пойдёте на рынок.

 

Если вам нужно отправить какие-то письма или связаться с кем-либо, тоже напишите и дайте мне, я доставлю их». Посмотрите, братья и сёстры, какое братство, единение душ, какое переживание за умму было в то время в сердцах людей, как они заботились друг о друге!

 

 (Продолжение следует.)


Перевод Халимат Магомедовой
 

Комментарии

Ширвани
14 декабря 2018 в 23:43

Хвала Аллагьу Господу миров. О Аллагь благослови лучшее Твое творение, любимое Твое создание Пророка Мухаммада и семью его, и сподвижников наилучшим благословением, бесконечное количество раз и даруй им обещанные высочайшие степени в Раю. Амин.

Также в рубрике

«Нет принуждения в Исламе...»

Ислам – религия свободы и мира. Он наделил человека такой свободой, которую ему не предоставила ни одна

Что скрывает от нас жизнь?

Обычно мы точно знаем, как должны относиться к нам окружающие: когда и сколько они должны дать нам внимания,

Сила веры

Нравственные принципы современного общества искажены, они мало чем отличаются от представлений рэкетира,

Сила веры

Жизнь сподвижника Ясира رضي الله عنه является ярким примером глубокого упования на Аллаха ﷻ. Попав в плен к