поделиться

«А когда молитва закончится…»

Вся хвала Аллаху ﷺ, который создал нас мусульманами, одарил столь прекрасной, единственно правильной религией, ведущей к счастью и спасению в обоих мирах. Это безграничная милость Всевышнего, который избрал нас среди миллиардов людей, чтобы мы с иманом в сердце, со слезами благодарности и смирения читали шахадат, возносили руки к небу в своих дуа, падали ниц в земном поклоне…

Однако, к большому сожалению, нередко встречаются молодые люди, которые, как щитом прикрываясь своими намазами и постами, самым наглым образом отлынивают от работы и фактически живут за счёт своих престарелых родителей. 

У моей соседки есть очень религиозный сын. Он ездит на все  зияраты, посещает все мавлиды, расплачивается за всех знакомых в маршрутке, чуть ли не живёт в мечети, никогда не ест харамного, говорит абсолютно правильные вещи; он не выносит музыку, светские свадьбы, ругает жену и маму, если они не вовремя совершают намазы, он резко критически относится к курящим, пьющим; не переносит ложь, лицемерие. 

Мой сосед первым бросится помогать ближнему. Со слезами на глазах слушает проповеди, и сам с таким же трепетом наставляет других. Соблюдая сунну, воду пьёт только сидя, не любит расточительства в еде, много читает религиозной литературы, постоянно находится в омовении, не примет чай, если его подавали левой рукой. Он часто даёт садака, и в магазине, и в кафе всегда расплачивается за своих друзей. И всё это абсолютно искренне, с чистым сердцем и душой. Этот список можно продолжить ещё на несколько страниц.

Однако у этой медали есть и другая сторона: столь религиозный молодой человек совершенно не любит работать, он и не считает нужным утруждать себя поисками рубля на кусок хлеба. Каждый раз он просто и беззаботно говорит маме или отцу, какая сумма ему нужна, или спрашивает, где лежат деньги. Всё бы ничего, если бы эти родители были состоятельными, богатыми – оба работающие пенсионеры, люди уже не молодые. И работают не потому, что могут или хотят, а потому, что на их иждивении – взрослый детина-сын, его жена и подрастающие дети. На их же (родителей) средства он ездит по республике, посещая каждый маджлис и святые места, этими же деньгами расплачивается за всех знакомых в маршрутке, оплачивает покупки друзей в гастрономе, радуясь, что делает садака. 

Ругает жену и маму за не вовремя сделанные намазы, в то время как они постоянно заняты тяжёлым физическим трудом, спят по два-три часа в сутки… И всё потому, что на них одних – хозяйство, огород, коровы, откармливаемые быки, уход за которыми может причинить травмы, иногда и очень серьёзные. И плюс ко всему  – ответственная государственная работа. А любимый сын в сарай и носа не кажет. Огород копает папа, прополку делает жена. 

И друзья у соседа под стать ему. И болит у них душа, на молодёжь глядя, как парни и девушки от рук отбились. Хмурят брови, сердятся, чуть что – первая фраза: «Мущщин у них дома нет, поэтому то-то и то-то!!!» И это слова взрослых, здоровых, упитанных парней, которые, как пиявки, сосут жизнь из своих родителей, считая себя идеально правильными, ведут себя бесчеловечно, жестоко. Иначе не позволили бы, например, хрупкой жене или пожилой маме и близко подойти к скотине весом в полтонны, не то что кормить или убирать за ней. Глядя на это, можно сказать: «Мущщин дома нет!»

Я привела столько вроде бы мелких примеров, чтобы показать, как много недостатков мы не замечаем в себе. Быть может, кто-то узнает в герое этой статьи своего знакомого или как минимум задумается о собственном поведении. 

Для мусульманина молиться, избегать запретного, читать Коран и т. д. должно быть так же естественно, как дышать, моргать, пить воду. Но разве можно этим спекулировать? 

Иногда его мама со слезами на глазах именем Всевышнего Аллаха просит любимого сына устроиться на работу, не пропадать всё время на маджлисах и в мечетях, а помогать по дому, потому что у неё уже больше нет сил (его родителям восьмой десяток). Этот золотой мальчик возмущается, говорит, что Аллах ﷻ накажет за такие слова, пошлёт беды, что Аллах ﷻ и так даёт пропитание, как можно запрещать ходить в мечеть или ездить на зияраты! Все пять намазов старается делать в мечети. А у него дома стройкой и ремонтами занимаются рабочие, труд которых также оплачивают родители. Как не обидно маме, ведь её сын и сам умеет и шпаклевать, и строить, и клеить обои, и класть плитку.

 Я это знаю, потому что всё это он бесплатно делает в мечетях и медресе. Утром, до рассвета, он идёт в мечеть и не забывает будить жену и маму, чтобы отправить их в сарай к коровам и быкам. Они обе постоянно в синяках от ударов копытами, несколько раз дело доходило до госпитализации. Моя соседка даже после этого, забинтованная, ходила в тот же сарай, пока её сын отсыпался после утренней молитвы. А ведь мама ещё должна отмыться после уборки сарая, должна успеть приготовить завтрак, испечь хлеб, разбудить и накормить домочадцев, и в 8 утра со всеми отчётами, которые она готовила до глубокой ночи, уже быть на работе.
Жену и детей полностью содержат его мама и тёща. Недостатка в деньгах он не знает – нужная сумма всё равно найдётся у родителей, а если нет, их всегда можно отправить к соседям взять взаймы. 

Одеваться он старается хорошо, а мама с папой обновку по несколько лет не видят. Сколько раз его мама клялась положить конец этому безделью, блужданию, но её слёзы и мольбы он игнорирует, будто этого и нет.
Какой позор для мусульманина сидеть на шее у престарелых родителей, выжимать из них все соки, заставлять их работать, клянчить у них деньги, не помогать! Отчасти родители сами виноваты: детей надо приучать к труду с молодых ногтей. Кнутом или пряником, угрозами или мольбой, но чтобы работали в поте лица и могли обеспечивать хотя бы себя и свою семью, не говоря уже о родителях.

Наш любимый Пророк e ещё с детских лет добывал себе еду и питьё. Или вспомним Али Асхаба (رَضِيَ اللهُ عَنْهُ), который выгонял молодых людей из мечети, чтобы они шли работать. 
Сам Аллах Всевышний сказал: «А когда молитва закончится, расходитесь по земле и ищите милости Аллаха ﷻ…» (сура «Аль-Хашр», аят 10).

Есть русская пословица: «Труд даёт, лень – берёт». Мужчина может устроиться кем угодно, и не зазорно работать дворником, охранником, грузчиком, официантом или продавцом. Не всем же быть хакимами.
Передают со слов Абу Хурайры (رَضِيَ اللهُ عَنْهُ) , что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Закария ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ был плотником» (Муслим).

Передают со слов Аль-Микдама бин Мадикариба  , что Пророк ﷺ сказал: «Никто и никогда не ел лучше той еды (на которую он заработал) своими руками, и, поистине, пророк Аллаха   Дауд ﻋﻠﻴﻪﺍﻟﺴﻼﻡ питался тем, на что он зарабатывал своими руками» (аль-Бухари). 
Вот и получается, что тот, кто тратит не свои деньги, автоматически тратит деньги чужие; кто питается не своим трудом, тот проедает труд другого. Садака дают с того, что заработали сами, или ограничив себя, а не отнимая у родителей или детей.

У многих из нас вообще нет чувства долга и ответственности, многие живут так, как им самим удобно, повесив ярмо трудностей на других, избегая любых неудобств. Это глубочайший эгоизм, наплевательство, бессердечие. Хорошим надо быть везде, а то, выходит, для людей – работящий и праведный, честный и справедливый, а дома – лентяй и эгоист. 

Молиться, поститься, сидеть в мечети, бесспорно, лучше, чем пропадать в клубах, курить кальян и попивать спиртное, но я считаю, безделье – это тоже грех, за который будем отвечать так же, как, например, за воровство, клевету или разврат. Безделье – начало всех пороков. А самый тяжёлый грех – тот, который мы не признаём, за который не раскаиваемся. Кто из нас кается в лени, безответственности? А пока мы отдыхаем, за нас работает другой человек.

Раббият Магомедханова