25 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Как быть тяжелобольному человеку, который желает совершить хадж и умра?

1. Обязательно ли надо совершать прощальный таваф? Считается ли хадж действительным без его совершения? 2. Разрешается ли откладывать совершение хаджа? 3. Разрешается ли совершать хадж или умра за умершего, если он этого не завещал? 4. Может ли женщина отправиться в путь без махрама? Что думают по этому поводу учёные всех четырёх мазхабов? 5. Тому, кто желает совершить хадж, лучше посетить лучезарную Медину до совершения хаджа или после? 6. Как быть тяжелобольному человеку, который желает совершить хадж и умра? 7. Является ли умра обязанностью? Если человек совершил умра, обязан ли он выполнить и хадж? Усиливает это обязательность совершения хаджа или остаются те же условия, вне зависимости, исполнил он умра или нет?

1. Обязательно ли надо совершать прощальный таваф? Считается ли хадж действительным без его совершения?

Действительность хаджа не зависит от совершения или несовершения прощального тавафа. Один из великих учёных шафиитского мазхаба Ибн Хаджар аль-Хайтами в своей книге «Тухфат аль-Мухтадж» пишет об этом следующее: «Прощальный таваф обязан совершить всякий, кто покидает пределы Мекки (вне зависимости от того, совершил он хадж, умра или нет) и намерен проделать путь, позволяющий ему сокращать намазы (минимальное такое расстояние равно 80 км).

 

Однако если его родина находится на расстоянии, не позволяющем сокращать намазы, то и в этом случае он обязан совершить прощальный таваф. Это не касается женщины, находящейся в менструальном цикле, и той, у которой идут послеродовые выделения. Это правило также не распространяется на тех, кто с намерением вернуться обратно выезжает на расстояние, не позволяющее сокращать намазы. Тот, кто не совершил прощальный таваф, обязан выплатить штраф.

 

Если же он вернулся, не пройдя вышеупомянутое расстояние (расстояние 80 км и более), и совершил прощальный таваф, то он не должен выплачивать штраф». Согласно более аргументированному мнению в шафиитском мазхабе, прощальный таваф считается отдельным поклонением, которое не связано с обрядами хаджа и умра, и поэтому для него необходимо делать намерение, в отличие от других тавафов. Примечание: Если человек, вступив в обряды хаджа или умра, пожелает отправиться в путь на вышеназванное расстояние, не завершив эти обряды, то в данном случае он не совершает прощальный таваф.
 

2. Разрешается ли откладывать совершение хаджа?

Если человек совершил умра в месяц Шавваль или ЗульКаада или в первые десять дней зуль-хиджа, то он обязан выполнить хадж, но необязательно в этом же году, то есть разрешается отложить и на последующие годы.

 

Если человек, имея возможность совершить хадж или умра, откладывая их выполнение на потом, стал недееспособным или умер, то в первом случае он в срочном порядке обязан отправить человека совершить за себя хадж и умра, а во втором случае необходимо с его имущества нанять человека для их выполнения. Кроме того, стоит отметить, что подобное откладывание хаджа и умра является греховным. («Тухфат аль-Мухтадж»)


 

3. Разрешается ли совершать хадж или умра за умершего, если он этого не завещал?

В своей книге «Тухфат аль-Мухтадж» Ибн Хаджар альХайтами пишет: «За того, кто умер, не совершив обязательные хадж и умра, имея на то возможности, нужно за его счёт срочно отправить кого-либо совершить их.

 

Совершить хадж и умра должен тот, кому умерший это (отправку) завещал. Если он никому не завещал, то его полноценный [совершеннолетний, разумный] наследник уполномочивает кого-либо совершить хадж за своего умершего. Если нет наследника, то – хаким (имам мечети). Вышеупомянутые люди имеют право сами поехать совершить за него хадж и умра, не отправляя другого человека».

 

Если же умерший не оставил после смерти имущества, то никто не обязан за него совершать хадж и умра или отправлять кого-то в паломничество, но всё же наследнику и даже постороннему человеку, даже если наследник не дал ему разрешения, является желательным (сунна) исполнить этот фарз (хадж и умра) за покойного или отправить кого-либо. Что касается желательного хаджа и умра, то нельзя их совершать за умершего, если он не завещал этого».


 

4. Может ли женщина отправиться в путь без махрама? Что думают по этому поводу учёные всех четырёх мазхабов? 

Согласно мнению шафиитского и ханбалитского мазхабов, женщине запрещается отправляться в путь без сопровождения мужа или махрама, каким бы коротким или длинным путь ни был. Однако из этого правила исключаются следующие ситуации:

 

1) Путь для приобретения обязательных знаний в религии. Если женщина не получает необходимых знаний для совершения обязательного поклонения в населённом пункте, в котором она находится, то она обязана отправиться туда, где находятся знающие люди, у кого она может приобрести их. Из необходимых знаний для совершения поклонения является в том числе и наука очищения сердца. Сюда также входят необходимые знания для поиска пропитания, если нет того, кто должен её обеспечивать. Если на этом пути ей не угрожает опасность, то она должна отправиться за этими знаниями даже без сопровождения мужа или махрама.

 

2) Путь для совершения обязательного поклонения. Сюда входит обязательный хадж, обязательная умра, также любое желательное поклонение, которое она сделала для себя обязательным путём назру, для совершения которого необходимо отправиться в путь.

 

3) Путь для поиска необходимого пропитания. Если женщина не может заработать средства, достаточные для необходимого пропитания, в том населённом пункте, где она проживает, и нет того, кто её обеспечивает, то она должна отправиться в то место, где сможет заработать эти средства дозволенным путём. Сюда входит и выход женщины на поле, которое находиться за пределами населённого пункта, без сопровождения мужа или махрама.

 

Хотя эти ситуации на практике встречаются крайне редко, однако учёные упомянули их в своих трудах. Махрамом для неё являются те мужчины, брак с которыми ей запрещён, – это отец, брат, сын, дядя, будь они кровные или же молочные, а также зять. Условием для мужа и махрама, с которыми она может отправиться в путь, является, чтобы они относились к ней с заботой и вниманием, даже если они сами строго не соблюдают предписания Шариата.

 

Также, согласно ханбалитскому мазхабу, махрам должен быть совершеннолетним, в то время как согласно шафиитскому мазхабу, достаточно, чтобы он был близок к годам совершеннолетия, то есть достиг приблизительно двенадцати лет. Согласно мнению ханафитского мазхаба, женщина имеет право отправиться на расстояние меньше 80 км без сопровождения мужа или махрама, если ей при этом не угрожает опасность. Но при этом она должна остерегаться запрещённого уединения с посторонним мужчиной. Для этого необходимо, чтобы в пути её сопровождала ещё одна женщина.

 

Если же расстояние пути превышает 80 км, то её обязан сопровождать муж или махрам. Также, согласно ханафитскому мазхабу, достаточно, чтобы махрам достиг двенадцати лет, однако необходимо, чтобы он строго соблюдал предписания Шариата, то есть не был нечестивцем. В маликитском мазхабе по этому вопросу два мнения. Более весомое соответствует мнениям шафиитского и ханбалитского мазхабов. Согласно этому мнению, женщина имеет право отправиться в долгий, дозволенный путь вместе с большим количеством путников, даже если её не будет сопровождать муж или махрам.

 

Этого мнения придерживается авторитетный учёный маликитского мазхаба аль-Баджий. По его мнению, женщина, которая отправилась в путь вместе с большим количеством путников, подобна той, которая вышла на улицу своего населённого пункта. А что касается махрама, то, согласно достоверному мнению, достаточно, чтобы он достиг 8–9 лет, если у него есть умственное и физическое развитие, при котором он сможет защитить её подобно взрослым. Согласно второму мнению маликитского мазхаба, женщина сама имеет право отправиться в путь на самолёте, автобусе или в поезде, однако она должна остерегаться запрещённого уединения с посторонним мужчиной.
 

 

5. Тому, кто желает совершить хадж, лучше посетить лучезарную Медину до совершения хаджа или после?

По достоверному мнению учёных, посещение могилы Пророка ﷺ является очень важной сунной для всех, кто прибывает в Медину, как мужчин, так и женщин, для паломников и непаломников, для местных жителей и далеко живущих. По другому мнению, посещение Посланника ﷺ является обязательным. И тот, кто отрицает это, такие как Ибн Таймия, является заблудшим человеком.

 

Есть разногласия среди учёных в отношении тех, кто желает совершить хадж: лучше до совершения хаджа приехать в Медину для посещения могилы Пророка ﷺ или после завершения обрядов хаджа. Более весомым мнением является то, что если человек едет со стороны Медины или он дошёл до Мекки и осталось достаточно времени до начала обрядов хаджа, то ему желательно посетить Медину; если же времени нет, то сунной является – после завершения обрядов хаджа. (Ибну Хаджар аль-Хайтами, «Тухфат аль-Мухтадж»)

 

 

6. Как быть тяжелобольному человеку, который желает совершить хадж и умра? 

Если у человека хроническая болезнь или он неизлечимо болен и поэтому не в состоянии совершить обязательный хадж и умра, то он обязан нанять для этого необходимых людей (при наличии материальных средств), которые помогут ему совершить паломничество на носилках, в коляске и т. д.

 

Если же ему слишком тяжело переносить действия хаджа и умра на носилках и т. д., например появляется сильное головокружение и т. п., то он обязан отправить человека (уже исполнившего за себя хадж и умра), чтобы тот совершил их и за него (при материальной возможности для этого). Физическая несостоятельность определяется двумя набожными врачами-мусульманами. По мнению других учёных, для определения этого достаточно заключения одного врача. Есть ещё мнение, что человек сам может принять решение о своей несостоятельности, если он сведущ в подобных вопросах. (Аш-Ширвани, «Тухфат альМухтадж»)
 

 

7.  Является ли умра обязанностью? Если человек совершил умра, обязан ли он выполнить и хадж? Усиливает это обязательность совершения хаджа или остаются те же условия, вне зависимости, исполнил он умра или нет?

 

1. Согласно весомому мнению учёных шафиитского мазхаба, совершение умра обязательно для того, кто имеет на это возможность. 2. Если паломник поехал совершать умра тогда, когда мог вступить в хадж, то есть в месяцы Шавваль и ЗульКаада и десять дней Зуль-хиджа, то для него становится обязательным совершение хаджа, если расходы на хадж и умра были одинаковы.

 

Если же расходы на хадж будут больше, чем на умра, то тот, кто совершил умра в этот период, не обязан совершать хадж. К примеру, если умра обходится в сто тысяч рублей, а хадж – в сто пятьдесят тысяч, то человек, который накопил сто тысяч и совершил умра, в этот период не обязан совершать хадж. В ином случае обязанности совершения хаджа не меняются от того, что он выполнил умра, то есть при наличии обязательных условий он обязан в последующем выполнить свой хадж. («Хашият аль-Тарамсий»)
 

 

 

Уважаемые читатели! Вы можете присылать ваши вопросы на адрес электронной почты нашей редакции: assalamweb@gmail.com, или по телефону: +7-928-530-59-70 (СМС, WhatsApp, Telegram).