18 апреля
2024 года
поделиться
Категория: История

Украшение хаджа: махмал и кисва

Часть 2. Покрывание Каабы: искусство как совершенная молитва Каждый год в Мекке в 9-й день месяца Зуль-хиджа – день Арафат – проходит грандиозный ритуал. Великолепные ткани, украшающие Каабу, – «кисва аль-Кааба» («одеяния Каабы») – сбрасываются и заменяются новыми.

В первой части этой статьи, опубликованной в «Ас-саламе» (№ 12, 15 июня 2018 г.), описывается многовековая история махмала и его связь с покрытием Каабы. Махмал – водружавшийся на верблюда великолепный паланкин, покрытый богатыми шелками, расшитыми кораническими текстами и султанской символикой.

 

Он возглавлял ежегодную, снаряжавшуюся правителем того времени процессию паломников, направлявшихся в хадж. Махмал, в котором перевозился лишь Священный Коран, служил своеобразным символом правителя, демонстрировавшего власть над священными городами Хиджаза и преданность им.

 

Караван также являлся церемониальным сопровождением кисвы и других подарков правителя, ежегодно преподносившихся святой земле. До Ислама текстиль на Каабе размещался слой за слоем и символизировал преданность основных племён Хиджаза и состоятельных паломников.

 

Данный обычай был продолжен Пророком Мухаммадом ﷺ после завоевания Мекки в 630 году. Им была предложена кисва белого цвета, изготавливаемая в Йемене, а праведные халифы Умар رضي الله عنه и Усман رضي الله عنه использовали белые египетские ткани.

 

Последующие халифы использовали для кисвы целый ряд цветов, пока аббасидский халиф аль-Насир (1160–1207) не решил использовать только чёрный цвет и покрывать Каабу одним слоем ткани. В этот период был также применён массивный чёрный пояс (хизам) для крепления штор кисвы. В ранние исламские периоды частота покрывания храма также различалась.

 

Второй праведный халиф Умар ибн аль-Хаттаб   (584–644) местом изготовления кисвы выбрал Египет, в последующем покровы поступали также из Ирака, Йемена и других стран, в зависимости от степени влияния правителей того времени на Мекку. После того как османские турки в 1517 году взяли под свой контроль сердцеземье Ислама, производство кисвы было перенесено из Каира в Бурсу и Стамбул, чтобы в 1818 году вернуться в Египет, после того как Мохаммед Али-паша принял там власть.

 

В период Османской империи каждый год снаряжались два каравана паломников: из Дамаска, к нему присоединялся караван из Стамбула, и Каира. Основная роль каирского махмала состояла в том, чтобы сопровождать кисву в Мекку. В районе Дар эль-кисва Каира потомственными мастерами и вышивальщиками каждый год изготавливался полный набор текстильных изделий для святынь Ислама.

 

Ими же производился и восстанавливался махмал. Английский путешественник Саймон Генри Лидер, посетивший в 1913 году производство, так описал царившую там благоговейную атмосферу: «Скрупулёзная работа мастеров сопровождалась мелодичным чтением Корана, доносившимся с балкона внутреннего двора».

 

По словам Бейя, уполномоченного государством управлять производством, высказанным в тот период, «мастерская является единственным местом под официальным управлением, где читается Священный Коран, и она так же свята, как мечеть во время молитвы».

 

Как и в наши дни, кисва альКааба состояла из следующих основных элементов, украшенных кораническими и другими религиозными надписями, а иногда именами правителей, заказавших их изготовление:

• самой кисвы – комплекта из восьми больших кусков шёлка чёрного цвета, нашитых на белую хлопчатобумажную основу, которыми покрывают Каабу, тем самым придавая святилищу знаковый вид;

• хизама – вышитого чёрного шёлкового ремня вокруг верхней части стен Каабы, защищающего шторы кисвы;

• самадии, или кардашии, меньших по размеру панелей, расположенных над кисвой на углах Каабы; 

• занавеса над золотой дверью, единственным входом в Каабу, называемого ситарой, бурдой или буркой, наиболее тщательно изготовленного элемента кисвы аль-Каабы.

 

За два дня до отправления каирского каравана в Мекку только что завершённые кисва и махмал выставлялись на всеобщее обозрение. В день отбытия каравана изделия в сопровождении видных суфийских шейхов и уважаемых лиц парадным ходом провозились по улицам города и доставлялись на открытую площадку перед цитаделью правителя Египта.

Правитель проводил ритуал целования уздечки огромного верблюда, несущего махмал, перед тем как процессия присоединялась к остальному каравану на окраине Каира. Прибывшие после 35–40-дневного путешествия в Мекку махмал и кисва следовали через гостеприимные толпы жителей и паломников к дому наследного хранителя ключа от Каабы, которому вручалось её новое покрытие.

 

В 9-й день месяца Зуль-хиджа его везли к Каабе, где проводился ритуал скидывания предыдущего покрова и его замены на новый. В этот священный день каирский и дамасский махмалы находились на горе Арафат, где представляли снарядивших их правителей, а затем возвращались в родные города. Сброшенная с Каабы кисва распределялась на протяжении столетий по-разному.

 

Известно, что Умар бин аль-Хаттаб رضي الله عنه разрезал белую кисву на куски для использования паломниками в качестве укрытия от солнца. Позднее лоскуты раздавались паломникам в качестве специальных сувениров или продавались. Снятая с дверей Каабы ситара хранилась правящими династиями или преподносилась в качестве подарка выдающимся мусульманам.

 

Ремень хизам также был заветным подарком, а иногда реставрировался и продолжал использоваться. После открытия в 1869 году Суэцкого канала, предоставившего паломникам с севера и запада исламского мира удобный и доступный способ путешествовать до Хиджаза на пароходе, число следующих караваном из Каира резко сократилось: к концу XIX века только махмал, кисва и сопровождавшие их лица шли сухопутным маршрутом.

После строительства железной дороги между Каиром и портом Суэц махмал и кисва отправлялись в Суэц по железной дороге, затем пароходом до Джидды, а оттуда – традиционным способом на верблюдах в Мекку. Обычаи, связанные с махмалом и кисвой, коренным образом поменялись на фоне изменившегося политического климата в Египте и Аравии во время и после Первой мировой войны, когда Турция потеряла контроль над Ближним Востоком, а саудиты пришли к власти.

 

С 1914 по 1926 год сложная последовательность событий привела к тому, что каирский махмал и кисва больше не отправлялись в Мекку. В 1927 году король Абдул Азиз бин Сауд открыл собственное производство кисвы в Мекке, используя индийских мастеров, которые производили её до 1937 года, когда правители Египта и Саудовской Аравии пришли к политическому согласию.

 

Производство кисвы возобновили в Каире и продолжали отправлять её в Мекку до 1962 года, пока египетский президент не отказался от данной традиции и производство не вернули в Мекку. Рассказ о махмале и кисве является сокровенным, поскольку тысячи ремесленников посвятили себя искусству украшения самого святого храма веры, напоминающему совершенную молитву.

 

И справедливы слова каирского ремесленника: «Ткать покрывало для центра исламского мира – Святой Каабы, сооружения, на которое мечтает взглянуть хотя бы раз в жизни и помолиться перед ним каждый мусульманин, является величайшей из земных почестей». Благодаря символической связи с ритуалами покрывания кисвы и особого физического контакта со святыми местами, махмал занимал очень важное место в сердце мусульман.

 

В этом особенно убедился упомянутый путешественник Симон Ледер, написавший: «Я никогда не забуду ту сцену рядом с махмалом в местности Аббассиех [на окраине Каира], где фактически начиналось паломничество. Ряд бедных женщин, чей акцент говорил о том, что они проделали долгий путь в Луксор из Верхнего Египта, сидели близко к махмалу, напевая красивыми голосами песню, восхваляющую паломничество.

 

Господь не позволил им помолиться в Мекке, но их вера не осталась опустошённой, потому как глаза имели возможность радоваться созерцанию благословенного махмала. Проделав сотни миль и совершив единственное из доступных им путешествий, женщины не переставали возносить молитву Богу в надежде получить вознаграждение как от самого паломничества»
 


ГАЙ (ГАЙДАР) ПЕТEРБРИДЖ, ПРОФЕССОР, СПЕЦИАЛИСТ ПО КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ И ИСТОРИИ ИСЛАМА, АВСТРАЛИЯ, РОССИЯ