Последовательность совершения хаджа

Многим будущим паломникам сложно вообразить последовательность выполнения обрядов хаджа, и они ощущают некую растерянность. С целью облегчения задачи для тех, кто совершает хадж, мы решили отобразить последовательность их действий на святых землях.

статья опубликована в номере: 14 (555) / от 15 июля 2018 (Зуль-Каада 1439 г.)
359

В основном все российские паломники до начала совершения хаджа прибывают в Медину. Обряды хаджа в Медине не выполняются. Большая часть обрядов совершается в Мекке и на приближённой к ней территории (расстояние от Медины до Мекки – 450 км).

 

В Медине паломники совершают следующие желательные действия:

1) Совершают молитвы, итикаф в мечети Пророка ﷺ. Одна молитва, совершённая в мечети Пророка ﷺ, приравнивается к 1000 молитв в других местах, кроме мечети аль-Харам в Мекке, в которой молитва равна 100 тысячам обычных молитв.

2) В Медине, в самой мечети совершают зиярат к Пророку ﷺ.

3) Посещают кладбище альБаки, где похоронено около 10 тысяч сподвижников и много других праведников; там же похоронен и наш имам Шамиль.

4) Посещают гору Ухуд, там же находится зиярат дяди Пророка ﷺ Хамзы رضي الله عنه.

5) Совершают зиярат в мечеть Кубба, желательно в субботу.

6) Посещают мечеть двух кибл Масджид аль-Киблятайни.

7) Посещают место битвы Хандак (ров, окоп).
 
Перед выездом из Медины в Мекку паломники начинают приобретать ихрам (одеяние паломника). Кто не успел – может приобрести его и в микате (место, откуда вступают в хадж или умра, оно находится в 10–12 км от Медины под названием «Абару Али», Зуль Хулайфат). Кто пожелает, может и в гостинице в Медине перед выездом надеть ихрам, подготовиться, а в микате просто вступить в хадж или умра, сделав намерение, но лучше всего уточнять у руководителя.

 

Внимание! Начало обрядов хаджа

 

1. Прибыв с группой до миката, в специально отведённых местах можно подготовиться к вступлению в хадж. Прежде всего подстричь волосы, ногти. Искупаться, сделать намерение («я намереваюсь совершить полное суннат-омовение для вступления в хадж или умра»).

 

Надеть ихрам, сменив на него всю обычную одежду (для мужчин). Желательно нанести благовония. Женщинам желательно до вступления в хадж нанести хну на руки. Совершить 2 ракаата суннат-намаза.

 

Намерение: «Я намереваюсь совершить 2 ракаата суннат-намаза для вступления в хадж» (или умра – уточняйте у руководителя). Затем самое важное – намерение для вступления в хадж, это одно из первых составных частей хаджа «рукну», вы должны уточнить у руководителя способ вступления в хадж (ифрад, таматту, киран) и сделать соответствующее намерение.

 

После вступления в хадж запрещается: – надевать сшитую одежду (мужчинам); – покрывать голову (мужчинам); – закрывать лицо и кисти рук (женщинам); – удалять волосы со всего тела; – наносить масло на волосы головы и бороду; – стричь ногти; – наносить благовония на тело или одежду; – убивать дичь; – рубить или ломать деревья на территории Харама; – вступать в брак; – вступать в супружескую близость; – совершать действия, предшествующие супружеской близости.

 

2. Далее все вместе группой отправляются в Мекку. Прибыв в Мекку, все выходят из автобусов к гостинице, выгружают багаж, распределяются по номерам. А) Тем, кто в микате вступил в хадж (методом ифрад или киран), желательно совершить таваф-кудум (приветственный таваф) – обход Каабы – по прибытии. 

 

Обязательные условия тавафа (обхода Каабы): – намерение (например: я намереваюсь ради Аллаха ﷻ пройти семь кругов вокруг Каабы); – большое и малое омовение; – прикрытый аврат; – начинать с Хаджар уль-Асвад (Чёрного камня, который установлен на одном из углов Каабы); – делать обход вокруг так, чтобы левый бок был направлен к Каабе; – совершить семь кругов тавафа.

 

3. После завершения семи кругов тавафа-кудума (обход вокруг Каабы в честь прибытия в Мекку) желательно совершить са’ю (хождение между холмами Сафа и Марва). Са’ю можно и отложить, совершив его потом с основным обязательным обходом вокруг Каабы – ифаза. са’ю отдельно без тавафа не совершается, он привязан к тавафу.

 

Условия са’ю:

 

– семь хождений между холмами Сафа и Марва;

– начать с холма Сафа, завершить Марвой;

– пройти от и до всё расстояние;

– не допускать больших перерывов в ходе выполнения этого обряда. Далее паломники не должны забывать о запретах хаджа и должны быть осторожны. Они продолжают находиться в ихраме, за исключением тех, кто вступил в умра методом таматту, ниже мы опишем их положение.


Б) Кто вступил в микате в умра методом таматту, они не совершают таваф кудум (по прибытии) и сразу приступают к совершению основного обязательного тавафа ифаза, затем са’ю, после стригут волосы на голове, и на этом для них умра завершается. После чего они надевают обычную одежду, и все запреты для них снимаются.

 

Условия умра:

– вступление в умра с намерением. Надевание ихрама (после надевания вступают в силу все запреты);

– таваф;

– са’ю;

– стрижка (бритьё) волос на голове. Необходимо для умра соблюдать приведённую последовательность действий.

 

4. В восьмой день месяца Зульхиджа паломники отправляются в долину Мина (палаточный городок). Паломники, которые вступили в умра с миката методом таматту и завершили совершение умра, уже в гостинице подготавливаются к вступлению в хадж, купаются, стригутся, переодеваются в ихрам и уже после этого делают намерение для вступления в хадж. А остальные, вступившие в хадж методом ифрад или киран, и так находятся в ихраме, они просто выезжают в Мина.

 

5. На следующий день, 9-го числа месяца Зуль-хиджа, с утра паломники начинают массово 
переезжать на автобусах из Мина на территорию Арафа; стояние на горе Арафат является одним из основных частей хаджа (рукну). Кто пропустит стояние на Арафате с обеденного времени 9-го числа месяца Зуль-хиджа до рассвета праздничного дня (10-е число), у того хадж не засчитывается. Хотя бы мгновение должен провести паломник на горе Арафат в этот промежуток времени, согласно хадису «Хадж – это Арафа» (Хаким).

 


Желательные действия на Арафа:

 

– сунна-купание;

– богослужение;

– чтение Лаббайка, дуа, поминание Аллаха ﷻ, чтение Корана; – милостыня.
После вечернего намаза паломники собираются покидать гору Арафат, автобусы вывозят паломников на местность Муздалифа.

 

6. По прибытии с Арафата на местность Муздалифа: ночёвка в Муздалифа. Это является обязанностью хаджа, кто не попал в Муздалифа – может искупить это выплатой штрафа. Минимумом необходимого является провести хотя бы определённый час времени в этой местности со второй половины ночи. 

 

Желательные действия на Муздалифа:

– суннат-купание;

– ночное бодрствование;

– собирание камешков для бросания;

– проведение времени до утренней молитвы в этой местности;

– нахождение у подножья Машар уль-Харам;

– многократное чтение дуа («Раббана атина фи ддунья хасанатан ва филь ахирати хасанатан ва кина азаба ннар»).

После рассвета паломников вывозят обратно в Мина. 

 

7. В 10-й праздничный день по прибытии в Мина паломникам желательно сразу отправиться в джамарат, чтобы бросить собранные в Муздалифе семь камушков в Джамрат уль-Акаба – это один из трёх столбов. Время бросания камушков в первый столб Акаба – со второй половины предыдущей ночи до захода солнца 13-го числа месяца Зуль-хиджа (3-го праздничного дня).

 

В праздничный день совершают следующие действия:

– бросание семи камушков в столб аль-Акаба (обязательное действие хаджа);

– жертвоприношение (жела
тельное действие);

– сбривание или укорочение волос на голове (составная часть хаджа (рукну));

– совершение тавафа-ифаза (составная часть хаджа (рукну)).


Желательно соблюдать приведённую последовательность действий. После бросания камушков в Акаба и бритья головы осуществляется частичное освобождение от ихрама, т.е. паломнику дозволяются все прежде запретные в хадже действия, кроме интимной близости. После бритья можно надеть обычную одежду и отправиться совершать таваф-ифаза (обязательный таваф), но если кому-то сложно, то он может откладывать совершение тавафа на другой день.

 

8. Вернувшись в Мина после бросания камней в Джамрат ульАкаба, в этот же праздничный день сбривают и укорачивают волосы на голове – это является составной частью хаджа (рукну). При этом мужчинам желательно брить голову, а женщинам – укорачивать волосы, это действие засчитывается как для мужчин, так и для женщин – необходимо укоротить хотя бы три волоса (минимум). Важное примечание: бритьё и состригание должны быть именно с головы. 
 
9. После сбривания можно надеть обычную одежду, как мы сказали выше. Дозволяется всё, кроме интима. Затем можно отправиться для совершения следующего рукна хаджа – тавафа-ифаза. Выше мы привели условия тавафа, они практически одни для всех тавафов. Время тавафа-ифаза начинается после завершения стояния на горе Арафат.

 

После совершения тавафаифаза паломник полностью освобождается от ихрама, снимается последний запрет, допускаются и супружеские отношения. Далее мы разобьём паломников на варианты «А» и «Б»:

А) Если мы в микате вступили в совершение хаджа методом ифрад или киран и после тавафа алькудума (приветственный таваф) совершили са’ю (хождение между холмами Сафа и Марва), тогда мы не совершаем са’ю после тавафаифаза (обязательный таваф) и возвращаемся в Мина.

Б) Если мы вступили с миката в умра методом таматту, тогда мы после тавафа-ифаза (обязательный таваф) совершаем са’ю с приведёнными выше условиями. После этого возвращаемся в Мина.

 

10. Обязательно нужно провести три ночи 11-го, 12-го, 13-го числа на территории Мина. Если провести большую часть ночи в Мина, тогда это засчитывается как выполнение обязательной ночёвки. 

 

11. Действия, совершаемые в Мина: в дни ташрика (три дня после 10-го Зуль-хиджа – 11-е, 12е, 13-е числа) это три дня после праздника, паломники направляются к Джамаратам. Каждый день мы идём бросать по семь камешков уже подряд в три стены; время бросания камешков начинается с обеденного времени (11-го Зульхиджа) и длится до захода солнца последнего дня из дней ташрика, т.е. 13-го числа Зуль-хиджа.

 

Примечание: если во второй день ташрика (12-е число) днём бросить камешки и до захода солнца этого же дня покинуть территорию Мина, то от паломника отпадает необходимость ночёвки с 12-го на 13-е число плюс снимается обязанность бросания камешков в третий день ташрика, т.е. 13-го числа. После этих дней паломников вывозят с территории Мина в Мекку. Желательные действия в Мина:

– зикру; – такбиры после намазов;

– салават;

– дуа (это место, где принимается дуа).

 

12. По прибытии в Мекку те, кто вступал с миката в хадж методом ифрад, должны выполнить умра. Для этого они выезжают в Мечеть Айши, переодеваются в ихрам и вступают в умра. При совершении умра должны соблюдаться все запреты, перечисленные выше в ихраме, – мы привели обязанности паломника во время умра. А что касается тех, кто вступал с миката в умра методом таммату, – они полностью завершили все обязанности умра и хаджа.

 

13. После выполнения хаджа и умра перед отъездом из Мекки нужно совершить прощальный таваф. Условия те же, что были приведены выше. После этого не разрешается делать покупки и сделки. Прощальный таваф – это испрашивание разрешения у Всевышнего вернуться домой, прежде чем покинуть Мекку. 

 

АБДУЛЛА МАГОМЕДОВ
 

Комментарии

Ширвани
16 августа 2018 в 13:15

Ма ша Аллагь. Бесконечная хвала Аллагьу Господу миров. Мир и благословение от Аллагьа Пророку Мухаммаду и семье его и сподвижникам. Аллагь Всемогущий, позови нас в хадж. Амин.

Также в рубрике

Закят разговения (аль-фитр)

Обязательная милостыня по окончании поста месяца Рамадан Закят разговения является особенностью общины

Коллективный (джамаат) намаз

Религия Ислам придаёт большое значение совершению намаза в коллективе (джамаатом). Кроме того, что это

Причины, по которым дозволено прервать намаз

Прерывание любого обязательного поклонения, после того как человек вступил в него, без уважительной причины

Запрещённые действия для вступившего в хадж

1. Надеть сшитую одежду (мужчинам). 2. Покрыть голову (мужчинам). 3. Закрыть лицо и руки до кистей для женщин. 4.