29 марта
2024 года
поделиться
Категория: Социальная

Летний лагерь по-мусульмански: как это?

Школьные каникулы – одна большая радость на всех: и детей, и родителей, и учителей. Но если дети летом готовы забыть обо всём, то взрослые никак не могут забыть о детях. В частности, об их отдыхе.

Советские школьники всё лето или его часть почти обязательно проводили в пионерских лагерях. Родителям было удобно, детям – весело. Позже пионерские лагеря сменились детскими оздоровительными лагерями (ДОЛ). А ещё позже стали организовываться детские и юношеские лагеря мусульманской направленности.

 

Лет 20 назад мусульманские лагеря устраивались далеко не во всех регионах и не более чем на одну смену. Немногие дети и не отовсюду могли приехать, чтобы отдохнуть по-мусульмански, куда-нибудь в Татарстан, Нижегородскую область или Подмосковье.

 

Сегодня другое дело: практически повсеместно у родителей-мусульман есть возможность подарить своему ребёнку насыщенное лето среди сверстников его круга. Детские лагеря исламской направленности, будучи относительно молодыми, активно перенимают опыт обычных ДОЛ – так же проводятся зарядки, линейки, устраиваются походы, костры…

 

При этом главной задачей мусульманского лагеря выступает духовно-нравственное воспитание детей и подростков, где отдых видится как полезная – для души и тела – деятельность. Под эту цель разрабатывается программа лагеря (или смены).

 

Как правило, она охватывает несколько направлений: – образовательное (с привлечением преподавателей по акыде, фикху, истории пророков, чтению Корана и т. п.); – социальное (формирование правильного с позиций исламской нравственности (ахляка) отношения к обществу и окружающим людям); – общекультурное (экскурсии, поездки, викторины, квесты); – спортивно-оздоровительное, патриотическое, экологическое и т. п.

 

Кадры решают всё!

 

В лагере почти вся организационная и воспитательная работа с детьми лежит на плечах вожатых. С советских времён в качестве вожатых в лагеря приезжали студенты педагогических вузов и училищ. Сейчас наблюдается ориентированность на постоянный состав вожатых.

 

В современных лагерях формируется основной костяк, который работает в лагере ежегодно от смены к смене. Для мусульманского ДОЛ труд вожатых – не менее важная сторона дела. В вожатом-мусульманине должны сойтись воедино религиозная грамотность, положительные человеческие качества и воспитательные навыки.

Ибо перед ним стоят важные задачи, например:

 

1) Ответственность за физическое, эмоциональное, моральнонравственное здоровье детей.

 

2) Регулирование межличностных отношений в отряде, сплочение детей в дружный коллектив.

 

3) Раскрытие способностей каждого ребёнка и пр. Словом, кроме знания основ Ислама и их соблюдения, вожатый должен любить детей и уметь с ними работать. Ведь больше всего впечатлений от лагеря, как правило, оставляют не преподаватели или тренеры, а вожатые, которые проводят с ребятами почти круглые сутки.

 


Слово – экспертам

 

1) Что воспитывают в детях мусульманские лагеря? Сагит-хазрат Хаков, имам-мухтасиб Сармановского р-на Татарстана, организатор стационарных лагерей с 2001 года: «…Организуя наши лагеря, мы прилагаем усилия к тому, чтобы оградить подрастающее поколение от пагубного влияния многих современных реалий, воспитать нравственно чистых людей. Замечено, что для многих ребят внутренний вектор, заданный в мусульманском лагере, становится направлением жизненного движения. К тому же в течение наших лагерных смен можно выявлять активных, думающих подростков, воспитывать их, доверяя ответственность за лагерные мероприятия…»

 

2) Отдых – это смена интересных занятий.

 

Елена Юсупова, педагог, психолог, руководитель интеллектуально-психологического лагеря «Территория МЫ!», Школы профессионального развития вожатых и тренингового центра «Лестница» (г. Казань):

 

«…Чётко решите, с чем дети должны уехать из лагеря домой. Под эту цель продумывайте и проводите тематические мероприятия в течение смены. Дети воспримут всё, что вы хотите в них вложить, стоит только подобрать интересную форму подачи. Пусть это будут интеллектуальные занятия, но не напоминающие школьные уроки. Пусть будет физкультура, но не банальная гимнастика. Пусть – развлечения, но не ради развлечения, а для развития определённых качеств или навыков… Если вы хотите, чтобы к вам в лагеря приезжали подростки, будьте «на их волне». Продвигайте информацию о своих лагерях через Интернет, ведь печатная реклама сегодня становится всё менее эффективной…»

 

3) На стыке наук. Гульназ Галявиева, кандидат педагогических наук, преподаватель Российского исламского университета (г. Казань): «…В наше время, чтобы двигаться вперёд, необходимо работать на стыке исламских наук, педагогики и психологии…

 

Это важно применять и во время летнего отдыха детей. Ведь в лагеря приезжают дети из разных семей, бывает, что и из конфликтных. Однако, обладая знаниями по Исламу и применяя инструменты современной педаго
гики, в рамках лагеря можно попытаться скорректировать поведение непростых подростков…»

 

Совет родителям

 

Впереди ещё два месяца лета! Вы вполне успеваете определить своего ребёнка на отдых по-мусульмански. Однако, выбирая мусульманский ДОЛ, обращайте внимание на те из них, которые работают от официальных религиозных организаций (мечетей, фондов, медресе и пр.).

 

В этом случае вы будете уверены в законности деятельности лагеря. То есть не столкнётесь с закрытием лагеря посреди смены каким-нибудь проверяющим органом (СЭС, Роспотребнадзор и пр.), что означало бы испорченный детский отдых, ваши потерянные средства и пр.

 

Кроме того, в «проверенном» лагере программа обучения, квалификация преподавателей и состав вожатых утверждены религиозной организацией-устроителем. Желаем вам успеть до конца лета выбрать подходящий лагерь, а вашим детям – насытиться радостью и пользой летней мусульманской смены! Иншааллах.

 

ГУЗЕЛЬ ИБРАГИМОВА