25 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Краткое сказание о строительстве Каабы

После того как во время Всемирного потопа Кааба была поднята на небеса, паломничество к ней прекратилось. Никто не знал даже о месте, где была Кааба, пока Создатель не сообщил об этом Ибрахим-Халилу عليه السلام. Когда Всевышний изволил восстановить Каабу и возобновить паломничество к Заповедной мечети, Он повелел Ибрахим-Халилу عليه السلام через вахй построить благодатный дом для Его гостей. В небе появилось белое облако, и его тень точно указала место, где должна быть Кааба. Голос с небес известил, чтобы на этом месте заложили Дом Аллаха ﷻ. Чтобы стала тяжелее чаша благих дел паломников на весах Судного дня, им было дано повеление брать для этого камни с пяти гор: Тур Сайна, Зайта, Лубнана, Джуди и Хиры, что и было сделано.

Теперь Ибрахим عليه السلام, повинуясь Всевышнему, начал закладку фундамента Дома Аллаха ﷻ. Исмаил عليه السلام помогал ему, подавая камни и раствор. И во время строительства Каабы Ибрахим عليه السلام услышал зов со стороны горы Абу-Кубайс: «О Ибрахим عليه السلام, настало время вернуть то, что хранится у меня, приди и забери его».

 

Тогда Ибрахим عليه السلام поднялся на гору. Часть горы раскололась, и он нашёл Чёрный камень, который был спрятан там Нухом عليه السلام или Джабраилом عليه السلام. Он взял его оттуда и положил в Йеменский угол Каабы. Его (камень) возвеличили словами «Йад Аллахи фи-д-дунйа» («Длань могущества Аллаха ﷻ на этом свете»). Всем тем, кто начинает тавааф с чистым убеждением, сунна (желательно) прикоснуться лбом Чёрного камня, дотронуться до него рукой и поцеловать его.

 

Держитесь подальше от тех, кто не придаёт значения этой сунне. Ныне же касаться и целовать Хаджар альАсвад стало трудно из-за многочисленности паломников. Достаточно сделать камню знак рукой и поцеловать руку, и сунна при этом считается исполненной. Сказано, что тому, кто выполнит эту сунну по мере возможности, в Судный день будет шафаат от Хаджара аль-Асвада.

 

И ещё сказано, что в день Махшара (Воскрешения), когда все будут очень нуждаться в заступничестве и помощи, он выступит свидетелем. Во время пребывания нашего праотца Адама عليه السلام в Раю Всевышний приставил к нему одного ангела-хранителя. Когда Адам عليه السلام приблизился к хлебному дереву, ангел-хранитель отпрянул от нашего праотца.

 

Когда же Всевышний посмотрел на него взглядом Милости, ангел от стыда окаменел. Когда Адама عليه السلام переселяли из Рая за то, что он допустил оплошность и вкусил с хлебного дерева, прародитель забрал с собой окаменевшего ангела, который поначалу был ослепительной белизны, и его сияния хватило бы для освещения всей земли, но потом он почернел от прикосновения грешных людских рук, и свет в нём погас.

 

В день воскрешения драгоценный Чёрный камень снова превратится в ангела и будет свидетельствовать за всех, кто прикасался к нему с почтением и чистой душой ради Всевышнего. Таково предание о Хаджаре аль-Асваде, истину же знает Всевышний.

 

Соглашаться со свидетельствами историков – нелёгкое дело для тех, кто не имеет калб салим (чистое сердце, здоровая душа). Что касается белого камня с глубокими следами ступней, который мы видим там, где находится макам Ибрахима عليه السلام, он вместе с Ибрахимом عليه السلام двигался вверх-вниз при строительстве Каабы, словно подъёмный кран. 

 

Хотя на вид он выглядит как камень, на самом деле это сверкающий хризолит, который Адам عليه السلام также принёс из Рая, и смотреть на него с намерением получить баракат – красивая сунна. После завершения строительства дома Всевышнего Аллах ﷻ повелел призвать всех туда. Ибрахим عليه السلام повиновался, и Милостивый сделал так, чтобы этот клич был услышан везде: и в Магрибе (на Западе), и в Машрике (на Востоке).

 

И по воле Всевышнего все человеческие зарра (сущностная частица, прототип человека, с которой Бог заключил Договор (см. Коран, 7:172), которым было суждено исполнить хадж, ответили на этот призыв словом «Лаббайк» («Вот я перед Тобой»). Тем же, чьи зарра ответили Ибрахиму عليه السلام, ничто не может помешать исполнить хадж. Затем Всевышний повелел Ибрахиму عليه السلام исполнить хадж.

 

Архангел Джабраил عليه السلام подсказал ему обряды, и отец с сыном исполнили хадж как полагается. Следуя им, и наш любимый Пророк عليه السلام исполнил обряды хаджа подобным же образом. Таким образом, Всевышний ниспослал откровение, и с тех пор вся умма этому следует, ведь среди действий, выполняемых во время хаджа, – обязательных предписаний и сунн – нет ничего, в чём не было бы мудрости. «Тому, кто отправится в хадж, за каждый шаг будет записано вознаграждение, и с каждым шагом будут стираться грехи», – так сказано в хадисе от Ибн Умара رضي الله عنه.

 

И в книгах можно прочесть, что у совершившего паломничество смываются большие и малые грехи. Мудрость полного омовения при вступлении в хадж в том, что, радуясь паломникам, Аллах ﷻ призывает ангелов смотреть на них и любит, чтобы правоверные были чисты и телом.

 

Дорогие паломники, собирающиеся ступить на землю, по которой ходили пророки, – чтобы получить их благодать и чтобы адаб был полноценным, вам следует готовиться к ихраму, искупавшись, ибо это сунна. Обычно, когда люди собираются к правителям, они надевают роскошные одежды; в противоположность этому Аллах ﷻ любит, чтобы Его гости предстали перед Ним в простом одеянии.

 

Когда паломники перед вступлением в обряды хаджа совершают в бане омовение полностью обнажёнными, хорошо вспомнить начало своей жизни и представить тот день, когда для отчёта они предстанут перед Аллахом ﷻ; чтобы познали они сами себя, размышляя об этих двух состояниях. Подобно тому, как приглашённые к великим правителям душой и телом стараются ответить на приглашение, тем, кого пригласил в гости Властелин миров, тем более подобает ответить «Лаббайк».

 

Аллах ﷻ готов принять мольбу тех, кто, отвечая на Его призыв, восклицает: «Лаббайка!» Всевышний взял на Себя исполнение их желаний, отвечая им: «Просите у Меня всё, что хотите, вот Я с вами». Во время таваафа мысли паломников, выраженные их состоянием, должны быть обращены к Аллаху ﷻ, и сердцем они просят: «Ведь мы гости Твои, пришедшие с надеждой на Твою милость.

 

Не оставляй нас без ответа». Когда стоите на горе Арафат, почувствуйте страх, представляя муки и страдания, которые будете испытывать в Судный день под палящим солнцем. Собрав камешки в Муздалифе, представьте, что вы несёте свои грехи. Тех, которые поминают Аллаха ﷻ на Машаре аль-Харам, Аллах ﷻ поминает добром среди ангелов.

 

Когда бросаете камешки в джамарат, нужно представить себе, что бросаете туда все свои грехи и оплошности, повинуясь Аллаху ﷻ, будучи занятыми служением Ему. Сказано, что по количеству сбритых волос в Мине получают нур на поле арасат (место стояния в Судный день).

 

Да поможет Всевышний Аллах каждому паломнику совершить обряды согласно Сунне и постичь мудрость всех ритуалов. Тот, кто, боясь Аллаха ﷻ, плакал на горе Арафат, читал мольбы и поминал Аллаха ﷻ на горе Машар аль-Харам, принёс жертву в Мине и обрил голову, – очищается от всех грехов. О том, что даёт ему Всевышний за это, знает только Он.

 

В Судный день такие люди будут спасены от Ада и будут находиться среди тех, которыми доволен Аллах ﷻ. Вахб, сын Мунаббиха, рассказывает, что в Таврате (Торе), ниспосланном Мусе , говорится о достоинстве Каабы, хотя маловероятно, что об этом остались сведения в нынешней Торе. В Судный день Аллах ﷻ отправит семьсот тысяч приближённых ангелов с золотыми цепями, чтобы привести Каабу на место сбора. Тогда Кааба скажет, что не пойдёт, если не исполнят её просьбу.

 

Ей позволят высказать своё желание, и она попросит Всевышнего: «Разреши мне сделать шафаат всем верующим, похороненным вокруг меня». И ей это разрешат. С сияющими лицами, одетые в ихрам, все верующие, похороненные в Заповедной земле (Харам), с «Лаббайка!» на устах, словно белые голуби, соберутся вокруг Каабы.

 

Тогда ангелы скажут ей: «Твоё желание исполнено, теперь пойдём с нами». Кааба возразит, что ещё не все её желания исполнены. От имени Аллаха ﷻ ей скажут: «Проси, что хочешь». И Всевышний пообещает ей исполнить желание. Кааба почтительно попросит, чтобы ей разрешили заступиться за грешников, приехавших со всего мира, тоскуя по ней, перенося трудности пути, с грехами и оплошностями, и совершивших ритуалы хаджа в соответствии с повелением.

 

Тогда ей скажут, что среди них есть и недостойные заступничества, которые и после посещения её продолжали совершать тяжкие грехи. Кааба настойчиво попросит соизволения помогать и таким, и ей разрешат заступиться за всех паломников без ограничения. После этого ангел возгласит с небес: «Все до единого посетившие дом Аллаха ﷻ – Каабу, соберитесь вокруг неё!» С криком «Лаббайка!» все паломники с просветлёнными нуром лицами, сияющими как солнце, окружат её.

 

Их радость трудно понять тому, кто не видел это. Ангелы ещё раз скажут Каабе: «Ну, теперь-то пойдём с нами, ты же получила всё желаемое». И Каабу со всеми паломниками, произносящими «Лаббайк!», ангелы доставят на место Судного дня (Махшар). Этот рассказ, упомянутый в Таврате и переданный Вахбом , приводится в книге «Ианат ат-Талибин». Да сделает вас Аллах ﷻ, дорогие паломники, из числа тех, которые вместе с Каабой пойдут на Махшар.

 

Краткое сказание о пророке Луте (Лоте) عليه السلام

 

Покинув владения Намруза, Ибрахим-Халилуллах عليه السلام отправился с уверовавшими в Шам и взял с собой дорогого ему Лута عليه السلام, сына своего брата, чистого от язычества. В местечке под названием Садум (Содом) жило одно мерзкое племя, хуже которого не было со времён сотворения человека.

 

Когда скверна и неверие людей этого племени перешли все границы, к ним направили пророка Лута عليه السلام, чтобы призвать их к истинной вере. Он устрашал их муками, которым подвергнет их Аллах ﷻ, а своими проповедями и наставлениями постоянно призывал к служению Ему. Они же не слушали его устрашения, проповеди и наставления, словно дикие звери, продолжая творить своё.

 

Вдобавок они говорили: «Если эти мучения не вымышлены тобою и Аллах ﷻ действительно накажет нас, то покажи как». Поскольку их грешные деяния известны, я не стану их здесь описывать, да и стыдно мне говорить о них. Наверное, эти люди превзошли в своих заблуждениях все племена и народы. Несчастная жена Лута عليه السلام тоже была на их стороне, так как наставление Аллаха ﷻ обошло её.

 

Она давала знать соседям о приходе гостей к Луту عليه السلام, посылая к ним за солью, что было знаком того, что у Лута عليه السلام гости. Из-за коварства и содействия мерзости она не избежала той беды, которая постигла содомитов. Потеряв всякую надежду на их исправление, Лут عليه السلام начал просить помощи у Аллаха ﷻ, который удовлетворил его мольбу, и этот народ был наказан.

 

По велению Справедливого и Могущественного Аллаха ﷻ ангелы Джабраил عليه السلام, Микаил عليه السلام, Исрафил عليه السلام в облике людей отправились в гости к праведному рабу Луту عليه السلام. Хотя Аллах ﷻ ведал о деяниях содомитов ещё до рождения этих нечестивцев, справедливости ради Он поставил перед Своими посланцами условие: содомиты могут быть погублены только при наличии четырёх свидетельств об их порочности.

 

Когда пришли гости, Лут عليه السلام несколько опечалился и спросил их: «Вы знаете, что творят эти люди?» Гости, сделав вид, будто не знают, попросили: «Поведай нам, что они творят». Тогда Лут عليه السلام поклялся перед ними четыре раза подряд именем Аллаха ﷻ, что не знает на земле народа подлее и испорченнее этого (и этой четырёхкратной клятвой условие наказания было выполнено).

 

В то время когда Лут عليه السلام думал о том, как спасти гостей, жена тайно послала за солью к соседям. Все узнали о приходе гостей к Луту عليه السلام и решили обесчестить их. Видя, как Лут عليه السلام старается защитить их от содомитов, гости спокойно сказали ему: «Пропусти их». Джабраил عليه السلام одним взмахом крыла ослепил содомитов.

 

Они, словно слепые куры, остались на месте и обвинили Лута عليه السلام в колдовстве. Говорят, что его жена, сделавшая соль знаком предательства, превратилась в соль. Когда ангелы, посланники Аллаха ﷻ, донесли до Лута عليه السلام повеления Всевышнего, он пожелал как можно быстрее погубить этот народ. Джабраил عليه السلام сказал, что уничтожит их на рассвете, и велел Луту عليه السلام увести из Садума уверовавших. Было уничтожено семь сёл, в каждом из которых проживало по двенадцать тысяч человек. Джабраил عليه السلام

 

своим крылом поднял эти селения, словно луковую шелуху, на большую высоту, так что ангелам на небесах был слышен вой собак и крик петухов, перевернул их и ударил оземь, как метлу. Для большего унижения на эту местность просыпался каменный дождь, и на каждом камне было имя наказуемого грешника. Эти селения были полностью стёрты с лица земли, будто и не было их, в них не осталось ни одного живого существа.


Начало в предыдущих номерах
ИЗ КНИГИ «ИСТОРИЯ ПРОРОКОВ» 
ШЕЙХА САИДА-АФАНДИ АЛЬ-ЧИРКАВИ