29 марта
2024 года
поделиться

Закят – обязательная милостыня

Закят обязателен (фарз) для каждого мусульманина, обладающего нисабом в деньгах или торговом товаре, ценность которых эквивалентна нисабу имущества, которое находилось у мусульманина в течение полного лунного года, не считая долгов, которые могли бы уменьшить его имущество до уровня ниже нисаба. Если же человек обладает нисабом, не считая долгов, то закят возлагается в обязательном порядке на имущество, которое имеется поверх долгов. С денег, отложенных на общие расходы, – такие, как на пищу, квартплату, образование и обеспечение семьи (нафакат), – закят не выплачивается.

Имам Тирмизи от Абдуллы, сына Умара رضي الله عنه, передал, что Пророк ﷺ, сказал: «Ислам построен на пяти столпах: свидетельстве, что нет Бога, кроме Аллаха ﷻ, и Мухаммад ﷺ Его посланник, совершении намаза, выплате закята, соблюдении поста в месяц Рамазан и совершении хаджа (паломничества) тому, у кого есть на это материальная и физическая возможность».

 

Всевышний Аллах упомянул о закяте в Священном Коране в разных местах 82 раза, и во многих из них повеление о выплате закята идёт наряду с повелением о совершении намаза. Это указывает на совершенную связь между ними и на огромную важность соблюдения этих двух столпов Ислама для мусульман, потому что от этого зависят их процветание и благополучие.

 

Выплата закята стала обязательной во 2-м году Хиджры (переселения из Мекки в Медину) до ниспослания обязанности поста в месяц Рамадан. Для того чтобы мусульманину, имеющему имущество, закят стал обязательным, существует несколько условий, часть из которых общая для всех видов имущества, другая часть особенная только в определённом имуществе.

 

Перечислим условия, общие для тех, кто обязан выплатить закят:

 

1. Ислам. Все шариатские требования обращены к мусульманам. Те, кто не уверовали, не обязаны соблюдать эти обязательства, однако в Судный день они понесут наказание за то, что не приняли Ислам и не исполнили требований истинной религии.

2. Совершеннолетие.

3. Разум. От детей и умалишённых Шариат не требует выполнения ни одного вида поклонения. Но всё же родители обязаны обучать своих детей нормам Ислама, и они несут ответственность перед Всевышним Аллахом за то, кем вырастут их чада, так как дети – аманат Аллаха ﷻ для родителей. В хадисе сказано, что ангелы не записывают грехи троих: ребёнку, пока он не станет совершеннолетним; сумасшедшему, пока к нему не вернётся разум, и спящему, пока не проснётся. (имам Ахмад)

4. Свобода. Раб не обязан выплачивать закят по той простой причине, что у него не может быть собственного имущества.

5. Нисаб (необходимый размер имущества, с которого выдается закят).

6. Полное владение нисабом (быть полноправным хозяином имущества). Если нисабом владеют двое и доля каждого из них не достигает размера нисаба, то на них закят не возлагается. Закят определяется передачей владения (тамлик) частью имущества.

 

Эта часть составляет 2,5% с выплачиваемого имущества, равного или превышающего размер нисаба, и в отношении которого прошёл полный лунный год. Закят необходимо выплатить мусульманину, который подпадает под одну из категорий, при наличии намерения при выплате получателю, при передаче своему агенту, уполномоченному для выплаты закята с его имущества, а также при отделении средств для последующей выплаты.

 


Закят обязателен от четырёх видов имущества:

1. Скот.

2. Деньги (золото и серебро).

3. Товар для продажи.

4. Урожай.


Скот. Кроме перечисленных общих условий, при которых вменяется в обязанность за
кят, необходимо рассмотреть ещё два дополнительных условия:

1) наличие нисаба в начале и в конце года, так как не рассматривается середина года,

2) чтобы животные паслись на поле больше полугода. Корова. Минимальный нисаб: 30 голов, из них выдаётся телёнок от года до двух лет. 40 голов: телёнок от двух до трёх лет. 60 голов: два годовалых телёнка. 70 голов: один годовалый, второй двухгодовалый. 80 голов: два двухгодовалых телёнка. И так далее. Можно оценить телёнка и дать закят деньгами.

 

Овца.

Минимальный нисаб: сорок овец. От них выделяют годовалую овцу или двухгодовалую козу. Сто двадцать одна голова: две годовалые овцы. Двести одна: три годовалые овцы. Четыреста: четыре годовалые овцы. Затем с каждой сотни по годовалой овце. Можно оценить овцу и дать деньгами.

 

Лошадь.

Закят выдаётся, если в табуне есть и самки, и самцы или только самки. Если будут только самцы, то закят не выдаятся. Минимальный нисаб – одна лошадь. Лошадь оценивают и с каждых полученных 200 дирхамов (800 граммов серебра) выплачивают 5 дирхамов (20 граммов серебра). Тому, кто не хочет заниматься оцениванием, можно выплатить за каждую лошадь по одному динару, что приравнивается к десяти дирхамам (40 граммам серебра). 


Деньги.

Под деньгами имеются в виду золото и серебро. К перечисленным общим условиям, при которых вменяется в обязанность закят с данного имущества, прибавляется одно условие: наличие нисаба в начале и в конце года. Нисаб золота – 20 мискалей, за которые человек выплачивает полмискаля.

 

Мискаль примерно равен 4,374 г. Поэтому нисаб (минимальный облагаемый размер имущества) – это около 87,48 г золота или его эквивалентная денежная стоимость. Минимальный нисаб серебра: 200 дирхемов (приблизительно 800 г), и от него выплачивается половина мискаля – 1/40 часть, и это пять дирхемов (приблизительно 20 г). Далее в таком же исчислении.

 

Закят от серебряных и золотых украшений и посуды выделяется независимо от того, намеревается владелец продавать их или нет. Деньги, которые мы используем сегодня, если у нас в течение лунного года в наличии есть минимальная сумма, равная приблизительно 240 тысяч руб., то с них мы выдаём закят 2,5% – это 6 тысяч руб.

 

Товар для продажи. Закят с такого товара обязателен по тем же условиям, что и с денег. Закят с любого вида имущества можно отдавать до завершения года. Ценность товаров на продажу оценивается стоимостью золота и серебра, которые также оцениваются себестоимостью.

 

Урожай. То, что произрастает из земли, будь его мало или много. В качестве закята выдаятся 1/10 часть собранного урожая, если растения поливались дождём или ручьям. А если урожай был выращен своими усилиями, то отдаётся 1/20 часть. Закят с мёда, несмотря на то, сколько его было собрано, много или мало, выдаётся в размере 1/10 части при условии, что мёд был собран с той земли, с урожая которой выплачивается закят.

 

 
Категории, кому положено отдавать закят.

1. Факир – человек, владеющий малым имуществом, не доходящим до нисаба.

 

2. Мискин – человек, не имеющий ничего, и его состояние хуже, чем у факира.

 

3. Амилина алайха – человек, занимающийся сбором закята, так как он находится в роли имама и бедняков. 4. Гаримина (должники) – люди, которые владеют имуществом, с которого выдаётся закят, но при этом имеют долг. И этот долг превышает их имущество настолько, что при его выплате у них не остаётся того количества имущества, с которого выделяется закят.

 

5. Фи сабилиллях – человек, который встал на путь газавата или едет в хадж. Есть мнение, по которому к этой категории относят учащихся, изучающих исламские знания. 

 

6. Ибну сабиль – путник, который по какой-либо причине не имеет средств добраться до дому. Ему выдаётся закят, даже если он имеет достаточное имущество у себя на родине, и даётся ему ровно столько, сколько ему хватает, чтобы добраться до дома. Закят можно дать человеку, который не имеет имущества, с которого выдаётся закят, даже если он здоровый и имеет работу, потому что он входит в категорию факира.

 

Давать закят учёному факиру лучше, чем незнающему факиру. Закятное имущество не разрешается использовать для строительства мечети, молельных комнат, колодцев или дорог, покупать саван, возмещать долги усопшего или давать богатому. Но можно возмещать долги бедного (факира), и получающий долг будет как уполномоченный этого бедняка.

 

Закят запрещается давать отцу, дедушке, сыну, внуку и жене. Жена также не имеет права давать закят мужу. Запрещено давать закят человеку, имеющему имущество, с которого выдаётся закят, потому что по Шариату он считается богатым.

 

Запрещено давать закят богатым мусульманам и немусульманам, исходя из слов Пророка ﷺ, который сказал Муазу رضي الله عنه: «Бери закят от богатых мусульман и давай бедным мусульманам». Но немусульманам можно давать садака – добровольную милостыню, исходя из слов Пророка ﷺ: «Давайте милостыню людям, придерживающимся любой религии».

 

Человеку, который расходует данный ему закят на запретное, а также тем, кто не совершает намаз, давать закят не следует, кроме как в исключительных случаях. Если человек отдал закят кому-нибудь, будучи убеждённым, что тот бедный, но после узнал, что он является богатым, или в темноте дал закят, но потом выявилось, что, оказывается, это был его отец или сын, то отданный закят всё равно считается, потому что ему было необходимо отдать тому, кого он считает нуждающимся (факиром).

 

Не следует выплачивать закят тому, кто будет расходовать этисредства на запретное или грех, хотя закят будет считаться исполненным, если изначально получатель входил в категорию получателей закята.   (Ибн Абидин, «Радд уль-Мухтар, 2:256; Мавсили, «Ихтияр», 1:110; Майдани, «Любаб», 165; Касани, «Бадаи санаи», 2:159; Шурунбулали, Имдад ульФаттах, 681)
 

 ФАРУК АЗИМОВ