24 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Общество

Худший враг мусульманина вовсе не шайтан

Как известно, шайтан для человека является непримиримым и заклятым врагом, который ставит пред собой цель ввергнуть его в огонь Ада. Об этом говорится в Священном Коране и в хадисах Посланника Аллаха .

Всевышний Аллах в Коране говорит (смысл): «Поистине, шайтан для вас, о люди, является заклятым врагом, поэтому относитесь к нему как к врагу! Он зовёт своих последователей, лишь чтобы они оказались обитателями пламени Ада» (сура «Фатир», аят 6).

 

Из этих слов становится понятно, что единственной целью шайтана является завести тех, кто последовал за ним, в огонь Ада, и нет у него другой цели. Подумайте сами: подобает ли разумному человеку отвечать на такой призыв? В другом аяте Всевышний Аллах предупреждает Своих рабов о вражде шайтана, чтобы они не повиновались его повелениям (смысл): «Разве Я не заповедал (завещал) вам через Моих посланников, о потомки Адама  (люди), чтобы вы не повиновались шайтану, когда он призывает вас к неповиновению Мне (совершению грехов)?

 

Ведь он для вас враг явный, и как может человек повиноваться своему врагу?» (сура «Ясин», аят 60). Как видите, шайтан старается сбить человека с истинного пути, призывая его ослушаться Всевышнего Аллаха. Тем самым и Аллах ﷻ испытывает нашу веру. Если человек не будет поддаваться наущениям шайтана и последует по истинному пути, который Всевышний указал через Своих посланников, он, безусловно, приблизится к Аллаху ﷻ.

 

Однако помимо шайтана у человека есть ещё много врагов. Одним из них является враг, который не менее опасен, чем шайтан, – это его нафс (эго). Нафс – враг, который толкает человека ко всему плохому. Мы сами являемся самыми страшными врагами самим себе, потому что способны идти на поводу у своих страстей, даже против предписаний Всевышнего и Его Посланника ﷺ.

 

Худшим врагом мусульманина является нафс, а не шайтан, ибо и шайтана подтолкнул к неповиновению Всевышнему Аллаху его же нафс. В Священном Коране говорится (смысл): «Ведь нафс человека по своей природе побуждает ко злу, поддаётся соблазнам и приукрашает плохое» (сура «Юсуф», аят 53).

 

О том, что нафс является опаснейшим врагом для мусульманина, свидетельствует и тот факт, что шайтанов в месяц Рамадан привязывают и заковывают в цепи, но и в этот благословенный месяц совершаются плохие деяния и люди впадают в грех. От Абу Хурайры رضي الله عنه передаётся, что Пророк ﷺ сказал: «Когда наступает месяц Рамадан, открываются врата Рая, закрываются врата Ада, и привязываются шайтаны».

 

(Муслим) Шайтаны в месяц Рамадан заковываются в цепи, их руки и ноги связываются таким образом, что они не могут творить то, что творили в другие месяцы. Но, тем не менее, люди продолжают совершать грехи, следуя желаниям своего нафса.

 

Хафиз Ибн Хаджар альАскаляни об этом пишет следующее: «Привязывание всех шайтанов не говорит о том, что плохих поступков и грехов не будет в месяц Рамадан, ибо для этого, помимо шайтанов, существует много других причин, таких, как зловредный НАФС (эго), скверные обычаи, дурные привычки и самая опасная причина – людишайтаны» («Фатх Аль-Бари»).

 

Нафс ещё опасен тем, что он всегда находится вместе с человеком, вернее внутри него. Избавиться от нафса у него никак не получится, можно только обуздать его. Поэтому человек так часто потворствует своим желаниям и подчиняется им. Если же человек контролирует свой нафс, позволяет своей вере, набожности и здравому смыслу взять верх над собой, он, безусловно, побеждает в самой тяжёлой битве своей жизни – битве против самого себя.

 

Ведь борьба с нафсом – это и есть противостояние и главная борьба верующего. Поэтому, возвращаясь с сражения при Табуке, Пророк ﷺ сказал: «Мы возвращаемся с малого джихада и (направляемся) на большой». Они (сподвижники) спросили: «Что такое большой джихад?» Пророк ﷺ ответил: «Джихад с пороками сердца». (Байхаки, аль-Хатиб) От Фазаля ибн Убайда رضي الله عنه передаётся, что во время прощального паломничества (хадж аль-Вада) Посланник Аллаха ﷻ сказал: «Не сообщить ли вам о верующем? Это тот, кому люди доверяют своё имущество и души.

 

Мусульманин – это тот, кто не причиняет людям вреда ни языком своим, ни руками. Муджахид – это тот, кто борется со своим нафсом ради покорности Аллаху ﷻ. А мухаджир – это тот, кто оставляет проступки и грехи». (имам Ахмад, Ибн Хаббан, Табарани)

 


Мусульманин должен всегда контролировать себя и противостоять своему нафсу. Чтобы избавиться от напасти нафса, человек должен вести свой нафс к познанию Аллаха ﷻ, привить ему любовь и уважение к Всевышнему, приучить его следовать повелениям Аллаха ﷻ, отдалиться от Его запретов и во всём уповать на Него. Мусульманин всегда должен помнить, что его нафс беспомощен и низок пред Всевышним Аллахом, Который его сотворил и даёт ему пропитание.

 

Таким образом, человек постепенно приводит свой нафс, повелевающий творить зло, к ступени нафс альмутмаинна. Нафс аль-мутмаинна – ступень познания Аллаха ﷻ, обретаемая нафсом, при которой поведение человека полностью соответствует Шариату, и нафс обретает полный покой, находясь постоянно в состоянии довольства Аллахом ﷻ и всем тем, что исходит от Него.

 

Стоит отметить, что в борьбе с нафсом мусульманину лучше всего поможет вступление под опеку наставника – суфийского шейха – и следование рекомендациям, которые даёт ему шейх, исходя из ступени, на которой находится его нафс. Помимо борьбы с нафсом шейх обучает мюрида, как избавиться от всех болезней сердца. А сердце, как мы знаем, является источником добра и зла, которое совершается телом.

 

От Абу Абдуллаха ан-Нуман бин Башира رضي الله عنه передаётся, что он слышал, как Посланник Аллаха  сказал: «Поистине, есть в теле человека кусочек плоти, который, будучи хорошим, делает хорошим и всё тело, а будучи негодным, приводит в негодность всё тело, и, поистине, кусочком этим является сердце». (Бухари, 52; Муслим, 1599) Духовность невозможна без самообладания и противостояния своему нафсу. Мы никогда не сможем стать ближе к Всевышнему Аллаху, слепо следуя своим желаниям, удовлетворяя и возвеличивая свой нафс. Это и есть одно из главных испытаний в жизни мусульманина. 

 

НУРМУХАММАД ИЗУДИНОВ