19 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Таяммум – очищение землёй

Во всём, что предписано Всевышним, для нас есть великая милость, причём как для полноценной жизни каждого человека, так и для благополучного существования всего человечества в целом. Подобной милостью для нас с вами является таяммум, о чём мы хотим поведать в данном материале.

Таяммум является дозволением (рухса) и достоинством, которого удостоилась только наша умма (община), Пророка Мухаммада ﷺ, в то время когда другим общинам не было подобного дозволения. В хадисе, переданном Хузайфой бин аль-Яман رضي الله عنه, говорится, что Пророк ﷺ сказал: «Нас возвысили над другими общинами тремя вещами: для нас всю землю сделали мечетью, пыль этой земли сделали нам очищающей, когда мы не найдём воду, и наши ряды в намазе сделали подобными рядам ангелов».

 

Впервые таяммум был введён в Шариат в шестом году по хиджре, о чём свидетельствует благословенный Коран, Сунна и единогласное решение всех учёных. Разрешается делать таяммум (при определённых условиях) взамен малого омовения, а также большого ритуального купания.

 

Доводом из Корана являются слова Всевышнего (смысл): «Если же вы больны или находитесь в путешествии, если ктолибо из вас пришёл из уборной или если вы имели близость с женщинами, и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле и оботрите ею ваши лица и руки» (сура «Аль-Маида», аят 6).

 

А доводом из хадиса является то, что передал Аммар бин Ясир رضي الله عنه: «Как-то я осквернился (т.е. стал джунубом) и протёр всё своё тело землёй (когда не было возможности найти воду). Я рассказал об этом Пророку ﷺ, на что он ответил: «Тебе хватило бы этого», – Посланник Аллаха ﷺ ударил ладонями об землю и протёр ими лицо и обе руки».

 

Способ совершения таяммума

 

1. Надо ударить ладонями по земле, сказав: «Я вознамерился (вознамерилась) выполнить таяммум, чтобы иметь право совершить обязательный намаз». Намерение необходимо совершить в сердце до прикосновения руками к лицу.

 

2. После этого необходимо протереть руками с пылью (песком) всё лицо (границы лица по вертикали – от верхней границы лба до низа границы челюсти, а по ширине – от одного до другого уха).

 

3. В завершении ударить ладонями по земле и протереть сначала правую, а затем левую руку, включая локти.

 

4. Соблюдение вышеупомянутого порядка. С одним таяммумом разрешается совершать все те богослужения, что и при омовении, однако не более одного обязательного (фарз) намаза, но разрешается совершение многочисленных суннат-намазов. При таяммуме земля обязательно должна быть с пылью, прилипающая к телу. Можно также делать таяммум песком, смешанным с землёй, однако использовать землю, смешанной с мукой, известью или же с нечистотами нельзя.

 

Причины, по которым мусульманин может прибегать к ритуальному очищению землёй

 

1. Отсутствие воды. Человек, находящийся в населённом пункте, в состоянии найти воду, но нет возможности дойти до воды из-за угрозы опасности жизни или имуществу. Но какая бы уважительная причина у него ни 
была, человек, находящийся в населённом пункте, обязан возместить намаз, совершённый с таямуммом.

 

Если человек находится в путешествии, дозволенном Шариатом, со всеми его условиями для переноса и сокращения намазов, и у него нет с собой воды, то, прежде чем совершить таяммум, он должен искать воду поблизости или у попутчиков. Если не найдёт, то обязан поискать воду в радиусе 600–700 метров, если он не уверен в отсутствии воды в данной местности.

 

Если он знает, что в определённом месте есть вода, то он должен пойти туда за водой, если его имуществу ничего не угрожает. Иначе говоря, если примерно за пару километров от места привала путника находится заправка или магазин, куда он пошёл бы за продуктами питания или за бензином, то он обязан пойти туда и за водой для омовения, при условии, что его жизни или имуществу ничего не угрожает.

 

Если он знает о наличии воды на большем расстоянии, то он вправе не идти за водой и совершить таяммум. Если есть вода в продаже за себестоимость, принятую в данной местности, то при наличии денег он обязан купить воду и совершить омовение. Если цена за воду выше обычной, даже ненамного, то он не обязан покупать воду. Если ему дадут воду бесплатно или ему подадут кувшин, чтобы набрать воды, то он обязан его принять.

 

А если ему будут давать деньги для того, чтобы он купил воду, то он не обязан принимать эти деньги. Намазы, совершённые с таяммумом по вышеперечисленным причинам, он не обязан возмещать. Если человек точно знает, что получит воду к концу времени того или иного намаза, то ему лучше подождать, чтобы совершить намаз с полноценным омовением.

 

Если он не уверен, а предполагает, что к концу времени намаза он сможет совершить омовение водой, то ему желательно совершить намаз в начале времени с таяммумом. Если он найдёт малое количество воды, которого в обычной ситуации не хватило бы для омовения, то он обязан использовать эту воду настолько, насколько ему хватит, а потом совершить таяммум.

 

2. Острая нужда в воде. Если у человека есть вода, но он знает, что она пригодится для питья ему или животному, и вероятно, что больше в пути он воды не найдёт, то ему разрешается совершить таяммум.

 

3. Болезнь, при которой человеку не позволяется использовать воду. Если человек опасается, что какой-либо его орган из-за использования воды может схватить паралич (допустим, из-за аллергической реакции на контакт с водой) или его болезнь может продлиться, к примеру, если есть опасения, что купание больного гриппом может привести к осложнениям и т. п., а также если есть опасения, что от использования воды может остаться пятно или синяк, шрам и т. п. на видном месте (руке, лице), то можно совершать таяммум.

 

Во всех этих ситуациях Шариат разрешает нам не использовать воду, и выполнение таяммума становится обязательным. Всевышний не вменил нам то, что мы не в силах сделать, наоборот, в каждом из предписаний мы замечаем огромную заботу, лёгкость для исполнения во благо нас самих и тех, кто нас окружает. Будем мы соблюдать предписания Всевышнего и обретём счастье в обоих мирах или, наоборот, будем подвергать себя и общество опасности прийти к несчастью – выбор за нами.

 

Да сохранит Аллах ﷻ общину Мухаммада ﷺ от бед и несчастий и окажет помощь в соблюдении Его религии! Амин! 

 

СЕЙФУЛЛАХ ВЕЛИЕВ