23 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы (по Шафии) от 15.06.2018

1. – Как подсчитать закят с торговли? 2. – Должен ли муж, который один или два раза произнёс слова развода, платить закят уль-фитр за жену? 3. – Можно ли жениться на девушке, которая ранее вела безнравственный образ жизни, с намерением наставить её? 4. – Мой брат женат на русской женщине, есть двое детей, но живут без никяха. Если они сейчас заключат никях, каково будет решение для детей? 5. – Расскажите, пожалуйста, о посте в месяце Шавваль. 6. – Как совершать намаз стоя? 7. – Если я досрочно выплатил закят уль-фитр, но в праздничную ночь нахожусь в другом населённом пункте, должен ли я его выплатить заново? 8. – В каких случаях Ислам разрешает обсуждать другого человека? 9. – При омовении не могу мыть ноги, не получается дотянуться по причине старости и болезни. Скажите, пожалуйста, как быть?

1. – Как подсчитать закят с торговли?

– Одно из условий, которое обязывает выплачивать закят с проданного товара, – это прохождение полного года (по лунному календарю) и достижение товаром нисаба (минимум, облагаемый закятом, стоимостью 80 г чистого золота или 560 г чистого серебра).

 

Достижение товаром нисаба рассматривается в конце года со дня начала торговли. Для выплаты закята с товара необходимо исходить из оценки товара в тот день, когда наступает срок выплаты с него закята, то есть по истечении года, и размер закята нужно определить, исходя из стоимости товара, по которой можно его продать оптом, а не в розницу.

 

Например, определённый товар в конце года можно продать оптом за 1000 руб., но продавец продаёт его в розницу за 2000 руб., в этом случае товар оценивают как за 1000 руб. («Тухфат уль-Мухтадж»; «Хаваши аш-Ширвани»).
 


2. – Должен ли муж, который один или два раза произнёс слова развода, платить закят уль-фитр за жену?

– Ибн Хаджар аль-Хайтами в книге «Тухфат ульМухтадж» (т. 3, с. 314) сказал: «Тот, кто в состоянии выплатить закят уль-фитр за себя, обязан выплатить его и за тех мусульман, которых обязан обеспечивать, если в состоянии это сделать, в том числе и за жену, если только она не выказывает ему непокорность, тем самым лишая себя должного обеспечения со стороны мужа».

 

Абдуль Хамид аш-Ширвани, комментируя слова Ибн Хаджара, сказал: «Муж обязан выплатить закят уль-фитр за жену, которой он один или два раза сказал слова развода (независимо от того, беременна она или нет), если срок идды ещё не истёк.

 

Также обязан выплатить за беременную жену, которой он дал три развода».


Заключение:

За женщину, муж которой один или два раза произнёс слова развода, если у неё не истёк срок идды и она не выказывает признаков непокорности, закят уль-фитр обязан выплатить муж.
 

 


3. – Можно ли жениться на девушке, которая ранее вела безнравственный образ жизни, с намерением наставить её?

– Учёный ибн Хаджар аль-Хайтами в своей книге «Тухфат уль-Мухтадж» (т. 7, с. 189) пишет: «Желательно (суннат) жениться на девушке, соблюдающей нормы Шариата, а именно: не совершающей больших грехов и сторонящейся малых, то есть остерегающейся не только прелюбодеяния, но и других грехов».

Заключение:

При выборе жены желательно искать набожную, целомудренную девушку. Если девушка до замужества совершала грехи, но после этого искренне раскаялась в них и больше не возвращается к этим грехам, то на ней жениться разрешено, и в этом нет нежелательности.
 


4. – Мой брат женат на русской женщине, есть двое детей, но живут без никяха. Если они сейчас заключат никях, каково будет решение для детей?

– Согласно мазхабу имама аш-Шафии, дети, рождённые вне шариатского брака, не имеют отношения к отцу, и их родословную относят к матери. В дальнейшем лишь от матери и родственников с материнской стороны они получают наследство, и только мать и родственники с материнской стороны могут получить от них наследство.

 

То есть, если даже их родители женятся, он (отец) не станет для них законным по Шариату отцом. Согласно же мазхабу имама Абу Ханифы, если они женятся, то мужчина будет считаться законным отцом этих детей («Тухфат уль-Мухтадж»; «Аль-Мугни»).
 


5. – Расскажите, пожалуйста, о посте в месяце Шавваль.

– Ар-Рамли в своей книге «Нихаят уль-Мухтадж» (т. 3, с. 209) пишет: «Желательно (сунна) соблюдать шесть дней поста в месяце шавваль, так как достоверно передано, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кто постился в месяц Рамадан, а потом ещё шесть дней в месяце шавваль, тот получит вознаграждение как за пост всей жизни ... то есть вознаграждение как за обязательные посты в течение всей жизни».

 

Аш-Шабрамаллиси, комментируя сказанное, сказал: «Упомянутое вознаграждение человек получит, если он соблюдал пост в месяц Рамадан и шесть дней в шаввале в каждом году в течение жизни». Далее ар-Рамли говорит: «Если соблюдать пост шесть дней месяца шавваль не подряд, а в течение месяца, то этого достаточно и считается исполнением сунны, но ценнее начать соблюдать эти посты сразу после праздничного дня и соблюдать их подряд».

 

«Если человек в месяц шавваль или в день Ашура (10 число месяца мухаррам) будет возмещать обязательный пост или соблюдать пост как обет (назр), или другие посты, то он получит вознаграждение за соблюдение обязательного поста и вдобавок вознаграждение за суннат пост. Но в намерении необходимо указать соблюдение обязательного поста (возмещение, назр и т. п.), то есть нельзя делать намерение одновременно на оба поста.  
 


6. – Как совершать намаз стоя?

– Учёный Ибн Хаджар аль-Хайтами в своей книге «Тухфат уль-Мухтадж» (т. 2, стр. 24) пишет: «Если человек в намазе может стоять, но не в состоянии совершать поясной и земной поклоны, например, из-за недуга в спине или других причин, которые мешают наклону, то он обязан молиться стоя, а поясной и земной поклоны совершать, как получается.  То есть для совершения поясного и земного поклонов достаточно склонить спину по мере возможности (для совершения земного поклона нужно склониться ниже, чем в поясном). Если не получается, то – склонить шею, если это не удается – голову, а если и это не получается – сымитировать поклон глазами (взором)».
 
Заключение:
 
• Из вышесказанного следует, что в данном случае надо совершать намаз стоя, а поясной поклон – совершая наклоны насколько это возможно, при этом для земного поклона наклон более глубже, чем для поясничного. Если не получается, то наклоните шею, имитируя поясной или земной поклоны; если не удастся, то – голову, если и это не можете, то совершайте поклон глазами – отпуская взор.
 


7.  – Если я досрочно выплатил закят уль-фитр, но в праздничную ночь нахожусь в другом населённом пункте, должен ли я его выплатить заново?

– Мухаммад Махфуз ибн Абдуллах ат-Тармаси в своей книге «Аль-Манхал уль-амим бихашияти аль-Манхаджи аль-Кавим» (т. 5, с. 327) сказал: «Если человек досрочно выплатил закят уль-фитр, а во время захода солнца праздничной ночи оказался в другом городе, то его закят ульфитр не будет засчитан, и он должен заново его выплатить, это мнение Иибн Хаджара аль-Хайтами. По мнению же учёного ар-Рамли, такой закят уль-фитр будет считаться действительным, и заново его выплачивать нет необходимости».
 


8. – В каких случаях Ислам разрешает обсуждать другого человека?

– Имам ан-Навави в своих комментариях к книге «Сахих Муслим» (с. 2589) сказал: «Разрешается хула (гибат) при наличии следующих шариатских причин:

1. Когда человек подаёт жалобу правителю, судье или тому, кто в состоянии ему помочь, на того, кто его притеснил. В этом случае он может сказать: «Меня притеснил такой-то» или «Он мне сделал то-то».

2. Когда просят помочь удержать человека от запретного деяния или наставить грешника на правильный путь. Например, обращаясь к тому, кто в состоянии это сделать, говорят: «Такой-то человек совершает такой-то грех, воспрепятствуйте ему в этом».

3. Когда человек обращается к муфтию, богослову (алиму) с целью получить шариатское решение относительно притеснения. Например, он говорит: «Меня притеснил такой-то человек, отец, брат или муж. Имел ли он на это право? Как мне избавиться от его притеснения?» и т. д.

4. Когда человек желает предостеречь общество, верующих от вреда тех или иных людей.

5. Когда человек открыто грешит или открыто выявляет своё, запрещённое Шариатом, нововведение, в этом случае разрешается говорить о его грехах, но о других его грехах говорить нельзя, если нет на это вышеперечисленных причин. 6. Когда мы хотим объяснить, о ком именно идёт речь.

 

К примеру, кто-то известен под прозвищем Агмаш (со слабым зрением), Хромой, Синий, Короткий, Слепой, Безрукий и т. д., в этих случаях разрешается использовать данные слова с целью, чтобы дать понять, о ком именно идёт речь. Но ни в коем случае нельзя (харам) использовать эти слова, принижая достоинство человека или оскорбляя его».
 


9. – При омовении не могу мыть ноги, не получается дотянуться по причине старости и болезни. Скажите, пожалуйста, как быть?

– Неспособность делать омовение или мыть определённые части тела при омовении не снимает с человека обязанности мыть их, даже если причина – старость или болезнь. В подобных случаях необходимо попросить кого-нибудь это сделать; если нет такой возможности, то необходимо нанять человека, который за плату согласится их мыть.

 

Это в том случае, если есть деньги, помимо средств, необходимых для собственных нужд и нужд тех, кого он обязан содержать, на одни полные сутки. Если нет возможности нанять человека, то необходимо перейти на таяммум и совершить намаз. После выздоровления или возможности самостоятельно совершать омовение необходимо возместить все намазы, совершённые путём таяммума. 

 

ОТВЕТЫ ДАНЫ СОГЛАСНО МАЗХАБУ ИМАМА АШ-ШАФИИ
Уважаемые читатели! Вы можете присылать ваши вопросы на адрес электронной почты нашей редакции: assalamweb@gmail.com, или по телефону: +7-928-530-59-70 (СМС, WhatsApp, Telegram).