Ислам прост. Не усложняйте!

В наши дни люди легко уходят в разного рода крайности, причём в самых разных сферах: в форме питания, занятиях спортом, учёбе, воспитании детей, отношении к миру. Это в какой-то степени можно назвать экстремизмом, хотя в последнее время данный термин применяется в основном к мусульманам.

статья опубликована в номере: 12 (553) / от 17 июня 2018 (Шавваль 1439 г.)
456

Несведущие об Исламе люди пребывают во власти мифов и стереотипов, считают эту религию сложной, полной запретов и строгих обязательств. Порой и сами мусульмане усложняют ситуацию, и там, где можно срезать острые углы, не всегда могут правильно донести информацию о своей религии. В результате из-за всех этих обстоятельств страдает имидж мусульман и Ислама.

 

Умеренность в Исламе

 

Возможно, лишь сейчас мы начинаем осознавать всю серьёзность ситуации и стараемся донести мысль о том, что экстремизм в корне неправильно ассоциировать с Исламом. Ведь на самом деле умеренность должна быть одним из самых фундаментальных аспектов религии мусульман.

 

В Священном Коране говорится (смысл): «Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины (васат), чтобы вы свидетельствовали обо всём человечестве, а Посланник свидетельствовал о вас самих» (сура, «аль-Бакара», аят 143). Слово «васат» на арабском языке может быть интерпретировано несколькими способами. Оно означает что-то справедливое, сбалансированное, умеренное и лучшее.

 

Этот аят ясно даёт понять – Всевышний Аллах хочет, чтобы мусульмане были уравновешенной и умеренной общиной, чтобы они могли служить своего рода «свидетелем» или образцом для остального человечества. Так что же представляет собой умеренность в Исламе?

 

Один из лучших способов усвоить какое-либо понятие – сначала изучить его противоположность, поэтому предлагаем начать с краткого объяснения понятия «экстремизм». Экстремизм – это вера в идеи, которые далеки от того, что большинство людей считают правильным или разумным. Слишком либеральные или слишком суровые в своём понимании Ислама, оба вида «экстремистов» придерживаются мнения, которое не соответствует традиционному Исламу.

 

Излишне говорить, что обе эти крайности наносят сильный урон образу мусульман, каждый по-своему. В этой связи вспоминается случай, который произошёл с Пророком Мухаммадом ﷺ. Так, рассказывается о трёх мужчинах, которые спрашивали жён Пророка ﷺ о его поклонении. Когда они поклялись молиться всю ночь, поститься или отказывались вступать в брак, Пророк ﷺ сказал: «Клянусь Аллахом ﷻ, я боюсь Аллаха ﷻ больше вас, и среди вас я лучше знаю Его; я соблюдаю пост, но не каждый день, молюсь ночью, но не всю ночь, и я женюсь на женщинах; кто не хочет следовать моему пути, он не от меня» (Аль-Бухари, Муслим, 143).

 

Пророк ﷺ предостерегал своих сподвижников от проявления чрезмерности и всегда выступал за умеренность во всём. Когда ему предоставляли что-то на выбор, он всегда выбирал самый лёгкий вариант, в том случае, если не нарушались требования Ислама.

 

Небольшая притча

 

Ислам пропагандирует золотую середину, умеренность во всём. Это включает в себя то, как мусульмане следуют заповедям Всевышнего, как они воспринимают себя в этом мире, как они взаимодейству
ют с другими людьми и как приглашают немусульман ознакомиться с религией Ислам.

 

Часто из-за чрезмерного энтузиазма и невежества, мусульманин в своём поклонении может взять на себя гораздо больше, чем он или она в состоянии выполнить. Для иллюстрации таких ситуаций приведём притчу о молодом мусульманине, по имени Адам.

 

Адам всегда старался искренне совершать свои обязательные молитвы. Однажды в пятницу он услышал удивительную проповедь о поклонении Пророка ﷻ. Адам, вдохновлённый этой проповедью, составил список подобных видов поклонения, которые он хотел бы совершать каждый день.

 

В список вошли: суннат-намазы, ежедневное чтение аятов Корана, пост каждый понедельник и четверг, ночные молитвы, еженедельные посещения нуждающихся, больных и сирот. Он решил для себя, что вполне может сделать всё это, помимо посещения ежедневных занятий в университете и работы.

 

В первый день он выполнил все пункты своего списка. На второй день он должен был пойти на работу и не успел прочесть Коран. На третий день, чувствуя себя духовно и физически истощённым, он проспал утреннюю молитву фаджр, опоздал в университет на занятия, а когда попытался поститься, почувствовал слабость и головокружение.

 

В дополнение ко всему у него началась депрессия, он всё больше чувствовал себя подавленным и расстроенным. Как вы думаете, насколько в реальной жизни мусульманин может пережить тот опыт, который пережил наш вымышленный друг Адам?

 

Энтузиазм в сочетании с невежеством заставил Адама полностью изменить свой образ жизни за одну ночь. Мало того, что это нанесло ему физический ущерб, это почти уничтожило его духовно. Он почувствовал себя неудачником, неумело распределяющими свое время и свои возможности, в итоге от духовного возвышенного состояния пришел к упадку и депрессии.

 

Мы не говорим, что если человек чувствует в себе силы поститься в понедельник и четверг или совершать другие виды поклонения, то он не может взять на себя эти обязательства и расти в духовном смысле. Мы говорим лишь о том, что мусульманин должен адекватно рассматривать свои возможности, тщательно распределять своё время, уделяя внимание поклонению, себе, своему образованию, саморазвитию, семье, отдыху и т. д.

 

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Облегчайте, а не создавайте затруднения, радуйте (людей) добрыми вестями, а не внушайте отвращение (к Исламу)» («Сахих» Муслим). Ислам универсален Как и в нашей притче, человек может усложнить себе жизнь и нанести ущерб своей вере. Можно сравнить это с тем, как человек, который только что пробежал несколько километров, начинает тренироваться для участия в марафоне.

 

Этот человек, независимо от намерений, потерпит неудачу и может даже причинить себе физическую боль настолько, что впоследствии годами не сможет бегать. Вот почему нам всегда стоит помнить о том, что Ислам – это образ жизни, в котором учтено всё до мелочей, это наиболее сбалансированная система руководства как для каждого человека, так и для всего общества.

 

Ислам – это универсальный образ жизни для всех времён и народов, позволяющий обрести гармонию и избежать экстремальных проявлений во всех сферах жизни: в физической и духовной, частной и общественной.

 


АБДУЛЛА МУСЛИМОВ

Также в рубрике

Что? Где? Когда?

Какие три государства до сих пор не перешли на метрическую систему мер?

Телевизор может убить?

Недавно в Японии учёными было проведено исследование, которое доказывает, что просмотр телевизора может

Что? Где? Когда?

Какое море в одних языках зовётся Восточным, а в других — Западным? Балтийское море имеет такое название не

Что? Где? Когда?

Какое авиационное устройство полностью противоречит своему жаргонному названию?