29 марта
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Сказание о пророке Ибрахиме (Аврааме) عليه السلام

Был на свете один неверный, который первым на земле стал держать всех своих подданных в рабстве, утверждая, что он – бог.

У Куша был сын Канан, и когда у последнего родился сын, отец, будучи проницательным, понял, что этот ребёнок станет непослушным и неверным. Посовещавшись, отец с матерью решили избавиться от него. Мать унесла ребёнка в дикую степь, но не смогла убить и бросила его в поле, где от него убегали даже дикие звери, так как у него на лбу была печать Ада.

 

Тогда мать унесла сына оттуда и бросила в реку. Река вынесла ребёнка на берег, где его подобрали люди, нарекли Намрузом и вырастили. Повзрослев, он стал заниматься разбоем, устраивать засады и грабить людей на дорогах. Изо дня в день его насилие возрастало, и люди покорились ему. Об этом услышал Канан, но он не знал, что тот тиран – его сын.

 

Собрав сильное войско, Канан пошёл на Намруза, дабы убить его. Намруз узнал об этом и со своим войском двинулся навстречу. Началось кровопролитное сражение, вся окрестность была залита кровью. Войско Канана было разбито, и тогда оба полководца решили выйти на поединок. В жестоком бою разбойник убил Канана, и власть Намруза усилилась.

 

Враг Аллаха ﷻ издевался над подвластными ему, заставляя их верить, что он их бог. И вот, будучи таким властелином, однажды Намруз увидел страшный сон, который ранил его в сердце. Прорицатели предсказали ему, что родится мальчик, который уничтожит его власть. Тогда он приказал вырезать всех мальчиков, родившихся в этом году, оставляя девочек, и отделил всех мужей от их жён.

 

Специальные стражи следили за исполнением его приказа. Но действия Намруза не могли изменить решение Создателя земли и небес. Предопределение Всемогущего не совпадает с желанием правителей, но, считая, что должно быть так, как они хотят, они оказываются обманутыми самими собой. Хотя этот тиран не оставлял в живых младенцев мужского пола, Аллах ﷻ уберёг Ибрахима Халилуллаха  عليه السلام.

 

Мать Ибрахима عليه السلام Лаюса скрыла, что она беременна. Когда приблизились роды, она тайком ушла в одну из пещер. Родив там сына, она вышла, замуровала вход в пещеру и вернулась домой. Матери тяжело расставаться с ребёнком, и она через три дня отправилась навестить его. Радости Лаюсы не было предела, когда она нашла своего сына в благополучии и узрела его прекрасный лик, сияющий, словно луна в полнолуние.

 

Проголодавшись, ребёнок сосал свои пальцы, которые источали молоко с мёдом, подобно материнской груди. Он рос быстро: за день – как за месяц, за месяц – как за год, и расцветал подобно луне. Через пятнадцать дней Джабраил عليه السلام, указав дорогу, привёл Ибрахима домой. Согласно сказанию, отец не знал, что его сын жив. Когда он спрашивал, Лаюса отвечала ему, что ребёнок родился и умер. И когда неожиданно появился сын, Азар удивился.

 

Тайна раскрылась, переполнив радостью их сердца, и они обнялись. Через некоторое время Ибрахим عليه السلام начал говорить родителям о единобожии. Отрицая это и боясь Намруза, Азар ударил Ибрахима عليه السلام по лицу, затем отправился к Намрузу и заявил: «Вот тот, кто представляет для тебя угрозу». «До сих пор я и сам не знал, что у меня есть сын», – оправдывался он, рассказывая о случившемся.

 

Опасаясь обвинения, заблудший Азар открыл истину об Ибрахиме عليه السلام и отдал родного сына, которого Аллах ﷻ кормил молоком из пальцев, в руки Намрузу, чтобы тот зарезал его, как ягнёнка. Намруз позвал Ибрахима عليه السلام к себе и, желая выяснить, каковы его убеждения, сказал: «Я тебя сотворил, и я твой бог». Ибрахим عليه السلام возразил ему, что это ложь.

 

Тогда Намруз вернул Ибрахима عليه السلام Азару, поручив воспитать его как следует, считая, что не пристало такому царю, как он, спорить с маленьким ребёнком. Каждый день Ибрахим عليه السلام выражал родителям недовольство, говоря: «Нельзя поклоняться никому, кроме одного Аллаха ﷻ, Который сотворил меня, вас и весь мир». Азар искусно изготовлял богато украшенных идолов и отправлял сына продавать их.

 

Связав изделия отца верёвкой за ноги, Ибрахим عليه السلام волочил их по улицам и кричал: «Кто желает купить этих бесполезных идолов?» – и так же возвращался домой. В таком разногласии с отцом он дожил до семнадцатилетия. Для жителей этой страны был установлен порядок: раз в год, в большой праздник, они выходили в поле.

 

В этот день, разложив перед идолами яства, они собрались в поле и предложили Ибрахиму عليه السلام пойти вместе с ними. Сославшись на болезнь, Ибрахим  остался дома. Подданные Намруза начали праздновать, а Ибрахим عليه السلام взял топор и отправился к идолам. Их было сто семьдесят. Люди по обычаю раскладывали еду перед идолами и радовались, думая, что они едят её, а на самом деле еду уносили шайтаны, и никто над этим не задумывался.

 

Ибрахим عليه السلام взялся за идолов и разбил всех, кроме самого большого. Повесив ему на шею топор, он ушёл домой. Подданные Намруза, вернувшись с поля, отправились поздравлять идолов с праздником и, найдя их разбитыми, начали искать виновника. Кто-то сказал, что один юноша по имени Ибрахим عليه السلام не верит в этих богов.

 

Тогда по приказу Намруза привели Ибрахима عليه السلام, и Намруз спросил его: «Это ты уничтожил наших кумиров?» Ибрахим عليه السلام ответил: «Нет, их разбил он, а если не верите, спросите у него», – и указал на большого идола, на шее которого висел топор. Тут язычники попали в безвыходное положение и опустили головы: как могут говорить неодушевлённые идолы, не обладающие разумом и знанием?

 

Тогда советники Намруза посоветовали ему бросить Ибрахима عليه السلام в костёр и сжечь заживо. Они созвали всех подданных и приказали им собрать дрова для большого костра. В течение трёх месяцев люди по горам и холмам собирали дрова и свозили их на мулах. Как сказано в некоторых преданиях, с тех пор мулы стали бесплодными в наказание за соучастие в неправедном деле. Наконец, язычники разожгли такой огромный костёр, что вся округа заполнилась его дымом, а его жар достигал Дамаска.

 

Тогда все принялись думать, как бросить в костёр Ибрахима عليه السلام. Иблис, придя к ним в облике старца, дал совет сделать устройство, похожее на катапульту. Он видел, как подобное использовали в Аду, чтобы бросать неверных в огонь. Намруз был рад такому совету, ещё больше он обрадовался, когда иблис сам изготовил этот механизм. Когда Ибрахима عليه السلام, поместив в катапульту, бросали в пылающий подобно Аду огонь, Намруз, стоя на высокой горе, наслаждался этим зрелищем.

 

Все ангелы, жалея праведника, просили Аллаха ﷻ, чтобы Он избавил пророка от насилия. Аллах ﷻ ответил ангелам: «Если Ибрахим عليه السلام попросит у вас помощи, то вы можете помочь ему». Тогда ангел Микаил, عليه السلام отправился к Ибрахиму عليه السلام и сказал: «Если хочешь, я накрою огонь проливным дождём». Но пророк отказался, сказав, что не нуждается в его помощи.

 

Затем Джабраил عليه السلام спросил: «Нужна ли тебе моя помощь?» Ибрахим عليه السلام ответил ему: «От тебя мне ничего не нужно. Достаточно того, что Могущественный Аллах знает, в каком я состоянии». Все видели его упование на Всевышнего, и, благодаря своему непоколебимому убеждению, он обрёл спасение. От удара крыла Джабраила عليه السلام бушующий огонь Намруза потерял силу и овеял Ибрахима عليه السلام приятным теплом.

 

Аллах ﷻ создал для него с одной стороны источник холодной воды, а с другой – гранатовое дерево. Джабраил عليه السلام принёс ему удобное кресло из Рая и расстелил мягкую шёлковую постель. Ему надели на голову корону, одели в красивую одежду и нарядили словно жениха. Столь приятная обстановка доставляла Ибрахиму عليه السلام такое наслаждение, какого он не испытывал ранее никогда.

 

Увидев чудо, дарованное Ибрахиму عليه السلام Аллахом ﷻ, многие стали верующими, но на заблудшего Намруза это не возымело никакого действия, и он отправил праведника подальше от своих владений. Дорогие паломники, по пути в хадж (или при возвращении) постарайтесь посетить зиярат в Турции, в городе Урфа, в котором вы увидите крепости лишённого благодати Аллаха ﷻ Намруза, где он развёл костёр для сожжения Ибрахима عليه السلام.

 

Оставив землю Намруза, Ибрахим عليه السلام отправился в сторону Хеврона и в своё путешествие взял с собой спутником племянника Лута (Лота). Он встретился с Сарой, которая приняла веру Ибрахима عليه السلام. Согласно вахй Аллаха ﷻ он женился на ней, и они жили беззаботно на земле Хеврона в достатке и благополучии. Через некоторое время он отправился со своей женой Сарой торговать в Египет.

 

Услышав о насилии, творимом египетским правителем, его распутстве и несправедливости, Ибрахим عليه السلام испугался за жену, славившуюся своей красотой. Он спрятал Сару в сундуке среди вещей, но стража задержала его, обыскала и нашла её. Их привели к царю Египта. Тот стал требовать, чтобы эту женщину дали ему в жёны, но Ибрахим عليه السلام сказал, что у неё есть муж.

 

Неверный царь, потеряв всякий стыд, решил отнять Сару у Ибрахима عليه السلام силой. Но когда царь протянул к ней руку, его рука отсохла. Он тут же сделал тавбу , после чего рука восстановилась. Когда он захотел протянуть руку второй раз, вместе с рукой отсохла и нога, и он вновь сделал тавбу. Так продолжалось до тех пор, пока он не отказался от дурных намерений.

 

Благодаря муджизату Сары, он осознал, что был не прав, и, сожалея о содеянном, раскаялся. Всё это Ибрахим عليه السلام видел взором сердца, словно в зеркале, для него ничего не оставалось тайной. Царь позвал к себе Ибрахима عليه السلام, объявил его почётным гостем и оказал почести. Подарив ему служанку Хаджар (Агарь), царь распрощался с Ибрахимом عليه السلام и Сарой.

 

Затем они отправились в Шам, в долину под названием Вади-с-сабу, где стали жить в достатке. Всевышний Аллах дал им много богатства, их скот заполнил горы и долины. Ибрахим عليه السلام не садился за стол без гостей; если гостей не было, он выходил искать их. Этот праведник был одним из богатых пророков и весьма смиренным и кротким человеком.

 

Он женился на служанке Хаджар, подаренной ему царём Египта, и она родила ему сына Исмаила عليه السلام. После рождения сына Хаджар почувствовала себя более уверенно и стала иногда возражать Саре. Это рассердило Сару, и в порыве гнева она поклялась, что для успокоения своего сердца в наказание отрежет хоть маленькую часть от тела Хаджар.

 

Но потом, успокоившись, раскаялась и рассказала об этом Ибрахиму عليه السلام. Тогда Ибрахим عليه السلام велел Саре проколоть мочки ушей Хаджар, чтобы не нарушать клятву и не выплачивать за это каффарат . Сара сказала, что не будет жить там, где живёт Хаджар. После этого Ибрахиму عليه السلام от Аллаха ﷻ пришло вахй, чтобы он отвёз Хаджар с сыном на Заповедную землю, где сейчас находится Мекка, а сам остался с Сарой.

 

Оседлав верблюда и взяв с собой всё необходимое, Ибрахим عليه السلام отправился в сторону священной земли вместе с Хаджар и сыном Исмаилом عليه السلام, оставив Сару в Шаме до своего возвращения. И вот они дошли до указанного места, где нет ни человека, ни пахотной земли, ни воды. Там Ибрахим عليه السلام построил для жены и сына шалаш и оставил их в нём.

 

Когда Ибрахим عليه السلام уходил, Хаджар посетовала было на свою судьбу, но затем сказала: «Если Аллах ﷻ велел тебе оставить меня здесь, то воли Аллаха ﷻ мне достаточно». Ибрахим عليه السلام ответил ей, что есть такое повеление, и она безропотно согласилась остаться, пожелав Ибрахиму عليه السلام счастливого пути.

 

Тогда пророк обратился к Всевышнему и смиренно попросил уберечь его семью и сделать эту Заповедную землю привлекательной для людей. Оставив в таком положении жену и грудного ребёнка, он возвратился в Шам. Когда у них иссякли запасы пищи и питья, Хаджар, гонимая жаждой, вышла на поиски воды.

 

Потерявший терпение от сильного желания пить, маленький Исмаил عليه السلام то плакал, то замолкал. В поисках воды Хаджар поднялась сначала на холм Сафа, внимательно осмотрелась кругом, затем поспешила на холм Марва, и это повторилось семь раз. В то время, когда она ходила и просила воды у Аллаха ﷻ, голос свыше известил её, что ей нужно вернуться к сыну, ибо там для них сотворён родник.

 

Тогда Хаджар спешно возвратилась и обнаружила воду, бьющую ключом из-под ног Исмаила   عليه السلام там, где ангел Джабраил عليه السلام ударил ногой. Поэтому это место называют «Ракзат Джабраил». Увидев воду, которая бурлила с шумом, похожим на шум ветра, Хаджар воскликнула в волнении: «Зам-зам, я мубарак!» («Стой-стой, благословенная!»).