25 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Актуально

Ислам – о трудовых правах работника

Проблема неуплаты за выполненную работу последнее время становится чуть ли не системой, о которой многие знают не понаслышке. Такое явление происходит не только между конкретными людьми, предпринимателями, но даже на уровне госучреждений с задержками своевременной оплаты месяцами. Попробуем разобраться с этой проблемой с различных позиций.

Для начала определимся: кто такой работник в обыденном – светском – понимании и в понимании исламской религии? Обычно под работником в светском обществе понимается человек, оказывающий услугу или исполняющий какое-либо дело другому человеку или организации за определённую плату. А права работника закреплены соответствующими законодательными актами.

 

Многие об этом знают. Следовательно, мы не будем останавливаться на этом подробно и рассмотрим труд и работника с позиций Ислама. Коран – о труде и работнике Удивительно, но факт: о труде и правах работника и о справедливом отношении к нему говорилось более 1500 лет тому назад, задолго до принятия законодательных актов о правах человека труда.

 

Создатель всех творений настоятельно требует со Своих рабов трудиться во имя своего блага в этом и вечном мирах. В следующем аяте говорится, что человек получит лишь то, что заслужил своим трудом (смысл): «Человек получит только то, к чему он стремился» (сура «Ан-Наджм», аят 39). О правомерности найма человека в роли работника за определённое вознаграждение (плату) указывается в аятах Корана, в Сунне, а также в единогласных решениях известных богословов (иджмы).

 

Полагаем уместным здесь привести аят, где говорится (смысл): «Если бы ты захотел, то получил бы за это хорошую плату» (сура «Кахф», аят 77). Здесь речь идёт о том, что, когда путь досточтимого Мусы عليه السلام с Хизром عليه السلام проходил через деревню, Хизр, увидев ветхую стену, добровольно восстановил её, не взяв за свой труд плату.

 

Можно привести и другие упоминания исламских учёных этой темы и привести в качестве примеров ряд аятов, в которых говорится о правомерности и законности найма работника за определённую плату по его труду. К сожалению, мне не раз приходилось слышать от знакомых, да и вам, наверно, известны такие случаи, когда заказчики, нанимая работников, особенно на строительные объекты, вначале договариваются с ними о цене работы, объёмах, сроках и т.д., что соответствует некоторым положениям и требованиям Корана относительно платы (смысл): «…И ведите между собой переговоры относительно платы посправедливости!...» (сура «Аль-Араф», аят 85).

 

Но затем, при завершении работ, некоторые из этих заказчиков под всякими предлогами уклоняются от необходимости оплачивать работникам проделанную работу, а если и оплачивают, то с мытарством и не в срок. Они не отдают себе отчёт, что берут на себя большой грех, вызывая недовольство Всевышнего, и это рано или поздно аукнется для них.

 

Раскрывая проблемы труда и работника в СМИ, мы не раз приводили хадисы Пророка Мухаммада ﷺ, где подчёркивается необходимость трудовой деятельности, её вознаграждения и говорится о приравнивании труда к богослужению как к ценному и святому явлению. А сейчас несколько слов о посильном труде, о котором мало кто говорит и помнит.

 

Пророк Мухаммад ﷺ – о посильном труде и отношении к работнику Прежде чем перейти к высказываниям Посланника Мухаммада ﷺ, напомним: в Коране сказано, что запрещается требовать с работника больше работы, чем он может выполнить (смысл): «Аллах ﷻ спрашивает с каждого только в меру его возможностей» (сура «АльБакара», аят 286).

 

Другими словами, Посланник Аллаха Мухаммад ﷺ во многих своих высказываниях придерживается этого аята, подчёркивает различные способности людей и настаивает на том, чтобы не требовать от работника больше того, на что он способен, и поручать лишь ту работу, которая ему по силам.

 

Я бы сказал, это похоже на лозунг советского времени «От каждого по способностям, каждому по труду». Человек в ответе только за те дела, которые он в состоянии выполнить. Пророк ﷺ проявляет к человеку сочувствие, принимая во внимание его положение и состояние. Очень благородно, не правда ли?

 

В Исламе многие учёные также подчёркивают подобное отношение к детям, для которых первичным является образование, то есть приобретение знаний до полного завершения, а уж затем привлечение к трудовой деятельности с позволения родителей. Более того, Ислам требует от самостоятельных и взрослых детей обязательного внимания и ухаживания за своими родителями.

 

Среди множества различных советов Пророка Мухаммада ﷺ, касающихся трудовой деятельности и работника, есть и такие высказывания о своевременной и полной плате за работу: «В Судный день я буду противником троих: ...человека, нанявшего работника, потребовавшего от него выполнения работы сполна, но не заплатившего ему.» (Бухари).

 

Ислам задолго до юридических и нормативных актов, принимаемых государством, проявлял заботу о трудящемся человеке, о его здоровье, безопасности, ибо жизнь раба Божьего рассматривается как величайшая ценность. Полагаем, что имеющее место сегодня притеснение поклоняющихся со стороны руководства в некоторых государственных учреждениях под предлогом светских норм и потери рабочего времени представляется некорректным. Нельзя забывать, что не следует экономить время на Того (Всевышнего), Кто вам это время определил.

 

Ведь мы Аллаху ﷻ всем обязаны и к Нему наше возвращение. Невозможно запретить мусульманину совершать обязательные богослужения, такие как намаз, пост и т.д., – это бессмысленно. Ведь он всё равно с наступлением времени намаза уже подсознательно вне работы, и лучшее поведение для руководителя – не противостоять этому, а помочь ему это осуществлять.

 

Конечно, работодатель законодательно имеет право не отпустить его в мечеть в рабочее время для совершения намаза, но не позволять молиться на территории предприятия представляется кощунственным. Было бы благородно со стороны руководителя, если бы он определил для этой цели небольшое специальное место, что значительно увеличило бы отдачу мусульманина после богослужения. 


Помните, Ислам радует следующим:

 

1. Создатель всех творений настоятельно требует со Своих рабов трудиться во имя своего блага как этого, так и вечного миров, и как результат они получат лишь то, что заслужили своим трудом.

2. В аятах, сурах и высказываниях исламских учёных подчёркиваются правомерность и законность найма работника за определённую обязательную плату по его труду.

3. Ислам требует придерживаться лозунга «От каждого по способностям, каждому по труду», то есть человек в ответе только за те дела, которые он в состоянии умственно и физически выполнить.

4. Ислам, требует от всех проявления заботы о трудящемся человеке, о его здоровье, безопасности, ибо жизнь раба Божьего рассматривается как величайшая ценность.

5. Очевидно, что Ислам выстроил на земле социальную справедливость, базируясь на велении Аллаха ﷻ, предотвращая угнетение рабочих и рабов.

6. В Исламе работники признаются более ценными и важными, чем работодатели, а особенное превосходство имеют богобоязненные работники, наполненные чувством уважения к Всевышнему.

7. В мусульманских странах правоведы требуют, чтобы все люди были трудоустроены и чтобы государство об этом настоятельно заботилось. Более того, государство должно обеспечивать пропитанием больных, пожилых, немощных, одиноких и бедных людей. Да поможет нам Всевышний в наших благородных делах! Амин!


МУХАММАД-БУКАР ГАМИДУЛЛАЕВ, ДОКТОР ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР, АКАДЕМИК МЕЖДУНАРОДНОЙ АКАДЕМИИ НАУКИ И ПРАКТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА