26 апреля
2024 года
поделиться
Категория: История

Украшение хаджа: махмаль и кисва

Часть 1. Паломничество как священное путешествие Хотя религиозные обряды хаджа, связанные со священным городом Меккой, остаются такими же, какими они были при Пророке Мухаммаде ﷺ, совершившем своё первое и единственное паломничество в 632 году, сам характер путешествия паломника в Хиджаз за последние 150 лет полностью изменился.

До второй половины XIX века большинство паломников отправлялись в Мекку и Медину из пунктов сбора в Сирии и Египте в составе больших ежегодных караванов, организованных и финансируемых самыми высокими правителями того времени.

 

В данной статье, состоящей из двух частей, описывается церемония доставки махмаля и кисвы – основных ритуальных компонентов караванов паломничества, бытовавшая до того периода, когда в начале второй четверти ХХ века были внесены изменения в этот обряд.

 

Первую часть мы посвятим описанию сопровождения махмаля, во второй части поговорим о кисве. Махмаль (араб. «то, что перевозится») представлял собой расшитый золотом и серебром внушительных размеров паланкин, перевозимый на огромном верблюде чистейшей породы.

 

Он символизировал высокий статус мусульманского правителя, спонсирующего процессию паломничества, и был главным объектом внимания всего каравана. Под руководством могущественного генерала – амира аль-хадж, назначаемого султаном для организации паломничества, охраны и обеспечения каравана, следующего в Хиджаз и обратно, – махмаль, на котором был выткан герб султана и аяты Корана, сопровождал кисву – качественно сотканный и красиво вышитый текстиль, который производился каждый год для драпировки и украшения Каабы и других важных святынь Мекки и Медины.

 

Вплоть до конца XIX века паломники со всех уголков мусульманского мира сначала направлялись в главные центры исламской власти. Там собирались огромные караваны, в составе которых, под защитой местных правителей, паломники из разных социальных слоёв вместе отправлялись в Хиджаз.

 

В течение столетий эти ежегодные караваны отправлялись из Багдада и Куфы, Дамаска и Басры, Стамбула и Каира. Самое раннее сохранившееся изображение паломнического махмаля – это живописная миниатюра, исполненная мастером каллиграфии аббасидского периода Яхьёй аль-Ваcити в 1237 году для сборника рассказов «Макамат» аль-Харири. В 1258 году, через 21 год после описываемых в нём событий, монголы завоевали Багдад, а династии Аббасидов, правившей с 750 года, пришёл конец.

 

Это был период активной борьбы мусульман как против монголов, так и против крестоносцев за контроль над Ближним Востоком. Разрозненные после низвержения аббасидов территории ближневосточных мусульман впоследствии объединились под властью мамлюков, правивших из Каира в 1250–1517 гг. Их знаменитый лидер Султан аль-Захир Бейбарс (1223–1277 гг.) в 1266 г. завоевал Хиджаз и возобновил практику отправки махмаля  и кисвы – теперь из Каира и Дамаска, продолжалась она и при его преемниках.

 

После того как султан Селим I в 1517 году включил Сирию, Египет и Хиджаз в состав Османской империи, в хадж из Каира и Дамаска вышли два огромных каравана. К последнему позже присоединился караван с небольшим махмалем из столицы Османской империи – Стамбула. Подготовка к путешествию в хадж в Каире и Дамаске знаменовалось всеми ожидаемой церемонией прошествия по улицам города величественного махмаля.

 

В каждом из данных городов на этих радостных ежегодных шествиях впереди махмаля шли шейхи самых распространённых суфийских тарикатов. За два месяца до того, как караваны покинут Каир и Дамаск, махмали снова проносились по улицам, чтобы затем присоединиться к ним на окраине города. Оттуда, как самые церемониально значимые центры караванов, они начинали своё длительное путешествие в хадж.

 

Египетский махмаль сопровождал также комплект новых кисв для Каабы, выполненных в специальной текстильной мастерской «Дар аль-кисва». Караван же с небольшим стамбульским махмалем сопровождался так называемым «алайи шурр» (букв. «кошелёк султана») – ежегодными денежными пожертвованиями для малоимущих граждан и духовенства святых городов. Он затем присоединялся к каравану из Дамаска. Чтобы обеспечить сохранность роскошного махмаля во время долгого пути, его заменяли более простым экземпляром.

 

Перед тем как войти в Мекку, снова накидывали настоящий церемониальный махмаль – к 
восторгу паломников и горожан. В девятый день месяца зуль-хиджа новые покровы – кисва, привезённые из Каира, бывали уже задрапированы и занимали свои места над Каабой, заменив старые. В этот день каирский махмаль отправлялся к подножию горы Арафат, чтобы занять своё место рядом с дамасским махмалем на главной церемонии хаджа.

 

Как олицетворение власти султана и халифа, эти два махмаля располагались в центре обряда. По завершении хаджа императорские караваны паломников со своими махмалями возвращались, соответственно, в Каир, Дамаск и Стамбул, где шествовали под звуки приветственных фанфар по улицам своих городов. Такие паломничества, с небольшими изменениями, караваны совершали вплоть до 1869 года, когда открытие Суэцкого канала позволило путешествовать в Хиджаз по морю.

 

Пароходство быстро стало популярным, и число паломников, путешествующих сухопутным караваном из Каира, быстро сократилось. Последний официальный хадж-караван отправился в 1883 году – только с 1170 паломниками. С этого времени основной смысл путешествия сухопутного каравана из Каира в хадж заключался лишь в доставке кисвы и махмаля, в сопровождении символической официальной и военной свиты.

 

К концу XIX века ежегодный городской парад ограничивался шествием на железнодорожной станции города, где махмаль и кисва погружались на специальный поезд в г. Суэце, расположенном на берегу Красного моря, откуда их отправляли в Джидду. Далее путь махмаля и кисвы продолжался верхом на верблюде до Мекки, где их встречали с прежней, не изменённой веками, радостью.

 

После того как в 1908 году в Хиджазе была проложена железная дорога из Дамаска в Медину, сухопутные караваны для паломничества из столицы Сирии стали уже совсем лишними. После Первой мировой войны и распада Османской империи большая часть Аравийского полуострова была объединена саудитами. Их правление к январю 1926 года распространилось на Наджд и Хиджаз, образовав Королевство Наджда и Хиджаза, переименованное в 1932 году в Королевство Саудовской Аравии.

 

24 июня 1926 года, когда ежегодный египетский караван с махмалем приблизился к долине Мина, находящейся за пределами Мекки, произошло вооружённое столкновение: на караван напали паломники из Наджда, рассерженные звучанием в священной зоне труб, сопровождающих махмаль.

 

Возражения относительно традиции шествия махмаля как ереси были и до этого – они продолжались в течение более ста лет. Несмотря на то, что конфликт был быстро разрешён и замаскирован как саудовской, так и египетской королевскими семьями, первая из которых принесла извинения, этот инцидент стал прелюдией к дальнейшим недоразумениям и в итоге к охлаждению отношений между египтянами и саудитами, что привело сначала к отказу от египетского махмаля, а впоследствии – и к прекращению производства кисвы в Каире.

 

В 1927 году саудиты основали в Мекке свой собственный «Дар аль-кисва», куда наняли опытных текстильщиков-мусульман из Индии. В 1932 году правительства Саудовской Аравии и Египта помирились, и Египет снова начал ежегодно предоставлять кисву – вплоть до 1962 года, когда египетский президент Гамаль Абдель Насер окончательно не прекратил эту практику. «Дар аль-кисва» в Мекке возобновил производство прекрасных традиционных покровов для Каабы и других святынь Мекки и Медины, и теперь это благородное занятие продолжается с применением передовых технологий.

 


 
ГАЙ (ГАЙДАР) ПЕТEРБРИДЖ  ПРОФЕССОР,

СПЕЦИАЛИСТ ПО КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ И ИСТОРИИ ИСЛАМА, АВСТРАЛИЯ, РОССИЯ