20 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Социальная

Как найти общий язык с подростком?

Часто бывает такое, что родители не замечают, как их дети быстро вырастают, и неожиданно наступает такой момент, когда полностью нарушается взаимопонимание и дети начинают вести себя совершенно непредсказуемо. Чаще всего такое происходит тогда, когда их возраст приближается к отметке в 13–14 лет.

Многие родители начинают отмечать серьёзные изменения в их характере и поведении. У детей начинают появляться какието секреты, они начинают что-то скрывать, проявлять непослушание, а порой и вовсе переходят в неприкрытую агрессию.

 

Такие проблемы во взаимоотношениях отмечают родители как мальчиков, так и девочек. Родителей обычно пугают изменения в характере их детей, и они начинают усиливать контроль и опеку, однако всё это приводит к ещё более сложным последствиям.

 

Самая распространённая ошибка родителей в подобных ситуациях – это простое требование выполнять их условия, вместо того чтобы понять причины такого поведения своих детей. Самое важное в этой ситуации осознать: существующее положение дел не сформировалось как-то резко, само по себе, оно формировалось достаточно долго, и к такому результату привело неправильное поведение родителей в течение длительного времени.

 

Дело в том, что до наступления подросткового возраста подавляющее большинство детей проявляет покорность и послушание, и зачастую за этой ширмой можно не заметить, что у ребёнка формируются серьёзные психологические проблемы. Да, именно внутренние противоречия и накопленные обиды приводят к тому, что в один день дети объявляют о том, что не намерены больше беспрекословно подчиняться воле родителей, и заявляют о себе как о самостоятельной личности, не терпящей никаких ограничений.

 

Чтобы понять, что именно происходит в сознании повзрослевших детей, нужно знать общие особенности подросткового возраста и что конкретно происходит с их психикой на этом отрезке жизненного пути. Современная отечественная психология предлагает смотреть на определённые жизненные этапы сквозь призму новообразований, а если выражаться проще, нужно понимать, что нового появилось в психике человека из того, чего ранее в ней не было.

 

Основным новообразованием подросткового возраста принято считать появление особенного чувства взрослости. То есть при приближении к отметке 13–14 лет дети перестают чувствовать себя детьми, у них появляется ощущение самих себя, своей индивидуальности, своего выбора. Но часто родители бывают не готовы к этому и продолжают относиться к своим детям по старой схеме.

 

Именно это противоречие и обуславливает самую большую часть родительски-подростковых проблем. Что же можно в такой ситуации предпринять и как свести к минимуму тот градус агрессии, который бывает в поведении наших детей. Исходя из вышеуказанного, ответ очевиден – нужно научиться воспринимать детей по-новому и быть готовым выстраивать с ними диалог, как со взрослым человеком.

 

Часто, когда родители приводят своих детей ко мне на приём, они жалуются на то, что сын или дочь вообще неуправляемы, во всём грубят, во всём перечат. А когда беседуешь с самим подростком, то понимаешь, что перед тобой совершенно нормальный человек, который просто хочет быть услышанным и понятым. Выясняется, что у него или у неё страдает самооценка, проявляется неуверенность в себе, которую они пытаются тщательно маскировать.

 

Именно неуверенность в себе и заставляет в большинстве случаев подростков вести себя вызывающе. Они в этом возрасте начинают особенно реагировать на собственные комплексы неполноценности, и в силу их юного возраста они ошибочно полагают, что это только у них такие проблемы, и что они остались с ними один на один.

 

В таком случае достаточно бывает просто адекватно отреагировать на те или иные замечания или высказывания своих детей. Часто бывает так, что подростки принимают попытки донести до родителей наличие у них тех или иных трудностей, однако родитель часто просто не готов их внимательно выслушать, а наоборот, даже упрекает их в слабохарактерности либо просто отрицает их проблему.

 

Нужно быть просто готовым узнать о своих детях что-то новое и научиться их слышать. К примеру, если ваш сын говорит о том, что ему ничего не интересно и он ничего не хочет делать, то это не говорит о том, что у вас растёт трутень и лентяй, чаще всего это говорит о том, что у него могут быть очень серьёзные проблемы в среде сверстников или он очень остро переживает из-за того, что не может почувствовать себя значимым и нужным кому-то.

 

Если, к примеру, дочь начинает говорить о том, что она не желает дальше ходить в мусульманской одежде и совершать какие-то обязательные религиозные предписания, то это не значит, что её нужно ещё строже контролировать. Чаще всего такое поведение есть не что иное, как реакция девочки на невозможность реализовать себя в жизни и почувствовать себя интересной и привлекательной.

 

Часто это бывает страх за то, что другие девочки обойдут её на жизненном пути и она обязательно останется неудачницей. Примеров можно приводить сотни, и всегда мы будем находить за ширмой агрессивного поведения неуверенного в себе человека, который боится, что он просто никому не нужен и не интересен. Мне не раз приходилось видеть, как меняется поведение подростков лишь после того, как их выслушаешь без критики и оценки.

 

Родитель должен помнить о том, что у их подрастающих детей растёт потребность в общении со взрослым человеком, и если он не удовлетворит эту потребность в общении со своими родителями, то они начнут искать этого в других людях. И поверьте, они обязательно найдут когото, кто будет их слушать и проявит понимание, вопрос лишь в том, чему такой человек начнёт учить наших детей и к чему станет призывать.

 

АЛИАСХАБ МУРЗАЕВ