19 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Социальная

Встречайте поколение M: молодые мусульмане, меняющие мир

В мире насчитывается 1,8 млрд мусульман, которые будут формировать не только будущее следующего поколения мусульман, но и весь остальной мир. Именно об этом говорится в книге «Встречайте поколение M: молодые мусульмане, меняющие мир».

Автор книги Шелина Джанмухаммед, удостоенная многочисленных наград, исследует мусульманскую молодёжь как растущий культурный феномен, в то время когда понимание мышления молодых мусульман и то, что ими движет, имеет решающее значение.
 

 

Молодые мусульмане гордятся своей верой

 

Изучая журналы моды, социальные сети и повседневные потребительские предпочтения, книга показывает, как современное поколение молодых образованных мусульман не только адаптируется к западному образу жизни, но и регенерирует его как свой собственный. «Молодые мусульмане гордятся своей верой, вырастают динамичными и творческими людьми», – говорит Шелина Джанмухаммед, автор книги.

 

Джанмухаммед вспоминает, что ещё несколько лет назад мусульманам было трудно бороться со стереотипами о себе и своей религии. «У большинства людей представление о мусульманах ограничивалось образами женщин в парандже и мужчин на верблюдах, – говорит она. – Но сегодня молодые мусульмане громко заявляют о себе в самых разных сферах науки, образовании, компьютерных технологиях, медицине и т. д.

 

Они как бы говорят, что они такие же люди, как и все, и что они живут обычной жизнью, просто совершают поклонение Господу и стараются жить ярко и интересно». Поколение M – это поколение мусульман, родившееся за последние 30 лет (особенно речь в книге идёт о мусульманах США и Западной Европы).

 

Их особенность заключается в том, что они верят в способность сохранить свою религиозную идентичность и в то же время быть в тренде последних изменений и достижений в современном обществе. В своей книге Джанмухаммед пишет: «Их вера влияет на всю их деятельность и на их отношение к миру. Это то, что отличает их от сверстников-немусульман».

 

Статистика будущего

 

В 2010 году в мире насчитывалось 1,6 млрд мусульман, в ближайшие четыре десятилетия этот показатель вырастет на 73 %, что более чем в два раза превышает общий темп роста. К 2050 году, по данным исследовательского центра Pew, в мире будет 2,8 млрд мусульман, что составляет более четверти всего населения мира.

 

Из 11 стран, которые, как ожидается, присоединятся к крупнейшим экономикам мира в этом столетии, население шести из них в подавляющем большинстве – мусульмане, а в двух проживают большие общины мусульманского меньшинства. К 2050 году Индия станет страной с самым большим мусульманским населением в мире – по предварительным оценкам, эта цифра составит 311 миллионов человек.

 

Мусульманские меньшинства в Великобритании, Европе и Северной Америке – это в основном перспективные молодые люди, треть из них – в возрасте до 15 лет и две трети – до 30 лет. Ожидается, что к 2030 году средний класс мусульман приблизится к 900 млн, что приведёт к росту потребления услуг и товаров, а также к крупным социальным и политическим изменениям. Состоятельные и обеспеченные мусульмане будут активно покупать, путешествовать, заниматься бизнесом и т. д.

 

В последнем докладе по состоянию мировой исламской экономики прогнозируется, что к концу этого десятилетия халяль индустрия будет стоить 2,6 трлн долларов. В сфере халяльного туризма эта цифра составит 233 млрд долларов. 

 

Мусульмане меняют мир

 

«За счёт огромного количества мусульман среднего класса, сдвига экономической и политической власти на Ближний Восток и в Азию, где проживает большинство мусульман мира, поколение М намерено внести глобальные изменения», – пишет Джанмухаммед.

 

К примеру, требование к халяльным (разрешённым) продуктам стало стимулом для развития ряда предприятий в сфере еды, моды, косметики и путешествий. «Мне как-то сказали: "Знаешь, как здорово, когда приходишь в супермаркет и видишь там специальные продукты к Рамадану. Для меня это означает, что я настолько же важен для общества, как и другие посетители этого магазина".

 

Слушать мнения молодых мусульман о том, что сейчас происходит в обществе,  – самый лучший мой опыт», – добавила Шелина Джанмухаммед, автор книги. Среди десятков предпринимателей, упомянутых в её работе, рассказывается о семье мусульманина Радвана, который запустил органическую ферму халяль в Оксфордшире.

 

Мусульманка по имени Шазия Салем предложила широкий выбор халяльных блюд, включая пирог и лазанью, которые теперь продаются в крупнейших торговых точках Англии. Упоминается в книге большое количество молодых мусульман, которые открыли успешные интернет-магазины, работающие в сфере моды и дизайна. Необходимо учитывать, что мышление поколения М было сформировано во многом благодаря двум важным факторам.

 

Один из них – события последних 15 лет, включая 11 сентября; другой – это влияние Интернета на сознание и образ жизни молодых людей. Появилось больше возможности для выражения своих взглядов, 
поиска себя и творческого потенциала, расширения возможностей в области образования, занятости, общественной жизни. Мусульмане активно используют достижения в области цифровых и компьютерных технологий – поздравляют друг друга и общаются в видеочатах, получают дистанционное образование, находят работу онлайн.

 

Автор книги приводит в пример молодого мужчину, у которого на мобильном телефоне стоит специальное напоминание о времени намаза, или, например, о том, как мусульмане в Египте смотрят религиозные передачи и проповеди на портале Youtube, и многое другое.

 

По словам автора книги, поколение M полно высоких целей и устремлений. «Они летят в космос, участвуют в Олимпийских играх, женщины-мусульманки Брунея впервые стали пилотами самолетов – словом, это молодые люди, для которых нет границ и предела мечтаний. Они ставят цели и добиваются их». Конечно, очень много зависит от уровня доходов и полученного образования.

 

Есть среди поколения М и представители радикально настроенных молодых людей. Но это полная противоположность поколению М, и они составляют меньшинство от общего количества мусульман. Вот почему автор книги и написала свой труд: «Сегодня в мусульманской общине, безусловно, есть определённые проблемы, но мне хотелось рассказать о том, как молодые мусульмане их решают».

 

Статья подготовлена по материалам портала theguardian.com Перевод с английского языка специально для газеты «Ас-салам»

 

САИДА ИБРАГИМОВА