От сессии до сессии…

Мы слышим половину сказанного, слушаем половину услышанного и понимаем половину того, что слушали Современные студенты, по меткому выражению одного из наших преподавателей, избегают необходимости погружаться в изучаемые дисциплины, как будто боятся «обмараться» об них.

статья опубликована в номере: 11 (552) / от 01 июня 2018 (Рамадан 1439 г.)
48

В престижных вузах подобные легкомысленные студенты быстро отсеиваются, а теоретические знания подкрепляются регулярными практическими занятиями, потому как известно: теория без практики мертва, а практика без теории – слепа.

 

Помню, как наш преподаватель по теоретической механике в конце полуторачасовой лекции делил учащихся на две команды, которые в игровой форме (кто быстрее) должны были решить практические задания. Студенты с азартом принимались за дело, нередко жульничая и пытаясь найти ответы в Интернете, – ведь за победу добавлялись бонусные баллы, очень необходимые для подведения рейтинга успеваемости.

 

Хочешь не хочешь, а шевелить извилинами приходилось. Другие преподаватели готовили для нас видеоматериалы к урокам, устраивали хаотичные опросы аудитории, делили весь курс на группы по три человека, каждая из которых к концу занятия должна была подготовить полноценный доклад на заданную тему. Здесь уже волей-неволей останутся какие-нибудь знания.

 

К тому же это способствовало тесному взаимодействию с преподавателем, сокращению дистанции между учителем и учащимся, что держало студентов в тонусе, стимулировало готовиться к уроку. Для тех, кто не знал: преподаватель даёт 20% знаний, а студент дорабатывает остальное. Теперь, не медля ни секунды, переносимся в среднее образовательное учреждение по направлению подготовки «служитель культа исламского вероисповедания», в простонародье – медресе. Каков процесс обучения здесь?

 

А здесь всё удивительное и необычное воплощается в каждом обычном дне! Начнём с того, что учитель разъясняет, какие должны быть намерения у обучающегося, а после – про этикет обращения с книгой, учителем, товарищами по учёбе. Преимущество структуры образования в медресе в том, что уже с первого курса у учеников каждый день одни и те же предметы.

 

И состояние постоянной включённости в программу предмета не покидает ученика каждый будний день. Уроки дают небольшие, но регулярно. Вместе с этим учитель даёт чётко сформулированный образ подготовки к завтрашнему уроку: например, читать сегодняшний урок семь раз, вчерашний – три раза, позавчерашний – три раза.

 

Или же читать сегодняшний урок с подробным переводом и разбором пять раз и, если пришло понимание, – пять раз просто, как он есть. Каждый день что-то нужно готовить наизусть: суры Корана, правила арабской речи и другое. Все учителя отмечают, что очень важное условие при обучении – получение знаний «от сердца к сердцу».

 

Имеется в виду следующее: учитель объясняет урок самостоятельно, из книги, с душой, разъясняет непонятные места – чертит, рисует на доске. А касательно духовной стороны – когда присутствует учитель, то его нрав, а также понимание урока передаётся ученикам посредством настроя, когда слушаешь каждое его слово, когда ученик искренне обращает внимание на всё то, важность чего отмечает учитель, когда проявляется уважение к учителю.

 

Теперь насчёт проверки качества подготовки учеников. Перед уроком учитель спрашивает ученика. Тот встаёт и рассказывает наизусть домашнее задание или читает текст. И так опрашиваются все без исключения – по списку или вразброс.

 

Поэтому каждый знает: завтра учитель непременно спросит – нужно готовиться. Если было бы не так, то даже самые старательные, почувствовав, что их не спрашивают в какой-либо день, подсознательно начнут расслабляться. А так всегда находишься в бдительности. Не зря же говорят, что память улучшает усердие, настойчивость, постоянство.

 

Ещё очень важный стимул – пропущенный с учителем урок ты уже не сможешь восполнить. Это не конспект, который взял и переписал. Это упущено навсегда. Вот встаёт отвечать нерадивый ученик. И начинает лепетать, путаясь в словах, перескакивая и заикаясь. «Опять вчера весь день бездельничал? Почему не учил, не сидел вместе с остальными?

 

Давай бери книгу и стоя читай, в конце урока будешь отвечать». Ну что тут сказать? Если понимание само не приходит, то приходится применять меры. Как гласит пословица, наказание учителя лучше ласкового слова родителя. Проводятся соревнования между группами одного курса по различным предметам. От каждой группы выходят по одному человеку и садятся возле стола, где сидят руководители обеих групп, и задают по одному вопросу друг другу, стараясь выбрать вопрос посложнее.

 

В зависимости от правильности ответа начисляется команде от 0 до 10 баллов, и в конечном итоге определяют победившую команду. Знания, полученные по квалификации «священнослужитель исламского вероисповедания», называются «ильму». Ильму – это то, что берётся из уст учёных, так как они сохраняют лучшее из услышанного и изученного, а говорят лучшее из того, что запомнили. Ильму подразумевает не предположительное знание науки или вызывающий сомнения ответ на вопрос, а знание того, что можно знать, как оно есть (достичь сущности вещей).

 

Знать и не забывать. «Добро пожаловать, искатель знаний!» – с такими словами окружают ангелы того, кто стремится к знаниям. Затем ангелы встают друг на друга, и так они доходят до ближайшего неба, выражая любовь к знаниям, к которым тот стремится» (достоверный хадис, приводимый имамами Ахмадом, Табарани, Хакимом, Ибн Маджой и другими).

 

АДАМ КОРОТКИХ
 

Также в рубрике

Летний лагерь по-мусульмански: как это?

Школьные каникулы – одна большая радость на всех: и детей, и родителей, и учителей. Но если дети летом готовы

Что мешает нам любить себя

Это большая проблема, с которой нужно работать, иначе плохое отношение к себе будет снижать качество жизни

Инстинкты homo. Жажда крови

Природа человека представляет собой довольно сложный субстрат, покрытый глянцевой оболочкой, внутри

Свадебные грехи

Человек, собирающийся возвести какое-либо строение, мало-мальски для него значимое, старается укрепить его