25 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Медицина

Кто из вас увидит запретное...

Муслим приводит хадис: «Кто из вас увидит запретное, пусть изменит это своей рукой; а если не может, то – словом; а если не может, то – сердцем, и это самая слабая степень имана.

В данном хадисе рассматриваются уровни борьбы с запретным. Когда человек не в состоянии делать первое, он переходит к следующему. Изменение рукой порицаемого относится к правителям, например отец может рукой остановить сына, муж – жену, правитель – подчинённых.

 

Отец и муж изменит порицаемое в границах своих прав над женой и детьми. А переход этих границ – недозволен. Что касается правителя, то его власть ограничена только Шариатом. Изменение в любом случае должно быть мудрым. Так, чтобы само противодействие запретному не привело к ещё большему вреду или нанесению вреда совершающему грех, к смуте.

 

Пророк ﷺ не мог в Мекке бороться с запретным – с поклонением идолам. А иначе мушрики расправились бы с Пророком ﷺ и малочисленной группой мусульман, и результат исламского призыва был бы противоположным. А сколько в Мекке было ниспослано аятов, призывающих Пророка ﷺ к терпению, когда его считали лжецом или издевались!

 

Даже молитву, предписанную ему в Мекке, он совершал возле Каабы, а идолы стояли рядом. И он даже не мог протянуть руку, чтобы уничтожить их. Когда же он переселился в Медину, где сформировалось и окрепло мусульманское государство, Посланник Аллаха ﷺ и его сподвижники захватили с помощью Аллаха ﷻ Мекку и разрушили всех идолов, и никто не мог им препятствовать, поскольку большинство жителей приняло Ислам.

 

Великие прежние мусульманские учёные, которые оставили нам бесподобное исламское наследие и во главе которых – имам Газали, установили правила для призыва, извлечённые из цитат Корана и Сунны. Из числа этих правил: если известно получение пользы от призыва и мусульманину ничего не угрожает, то призыв обязателен; если же он не знает, будет польза или нет, и ему может угрожать опасность, то призыв запрещён, поскольку это неоправданный риск.

 

Некоторые из тех, кто желает изменить запретное, не соблюдают мудрости и правил и подвергают себя риску, а запретное и порицаемое от этого не меняется, и вред касается их и им подобных и не касается того, с чем они борются. Мы надеемся, что Аллах ﷻ наставит их всех на истинный путь и остановит от опасных методов призыва. Они должны изменять порицаемое только языком, в рамках мудрости, если знают о пользе призыва и им ничто не угрожает; если же они не знают об этом, то достаточно порицать это сердцем, которое будет выражать его внутреннюю сущность.