Рамадан – время самоуправления личности

В известном высказывании Пророка Мухаммада ﷺ говорится: «Тот, кто познал себя, познал своего Господа» Удивительно, но факт, как в нашей религии всё досконально предусмотрено, что касается месяца Рамадан. Очевидно и то, что без настойчивого и искреннего самоуправления личности по-настоящему и правильно соблюдать пост и все требования этого месяца не под силу каждому. Мои последние исследования и наблюдения ещё раз подтвердили, что люди, придерживающиеся по-настоящему Ислама, – это личности с сильными качествами (воля, упорство, настойчивость, нравственность, справедливость, искренность и т. д.). Другими словами, личности, обладающие чувством высокого самопознания и самоуправления.

статья опубликована в номере: 11 (552) / от 01 июня 2018 (Рамадан 1439 г.)
46

В общем познание личности может иметь два направления: первое – познание самого себя, самопознание; второе – познание внешнего мира. Вторым человечество занимается всю жизнь, чего не скажешь о первом. Что же следует понимать под самопознанием?

 

Полагаем, что самопознание, если кратко, это понимание, осознание и оценка личностью своих действий, мотивов поведения, интересов, то есть всего, что двигает вас на результат, целостную самооценку и своё место в жизни. Среди личностей, стремящихся к совершенству, самопознание является жизненной необходимостью, а самоуправление – руководством к саморазвитию.  Человек должен знать самого себя, кто он есть, зачем он, почему он, и т. д.

 

Рекомендую тем, кто хочет развить в себе все вышеизложенные личностные качества и все необходимые качества для самопознания и самоуправления, впредь соблюдать пост и делать всё, чего требует месяц Рамадан.

 

В результате вы почувствуете, что преобразились, и зауважаете себя. Настолько милостив Всевышний Аллах, что Он предусмотрел всё ради блага человека в месяце Рамадан (не можешь вовремя – восполни потом; если трудно – искупи, накормив бедняка, и т. д.), только не ослушайся Его. Наша леность, неблагодарность, безответственность, непослушание и, наконец, отсутствие способностей самоуправления, проявление своего ничтожества ведут к недовольству нашего Создателя.

 

Получается, что мы игнорируем Его, так же как иногда игнорируем своих родителей, будучи обманчивого мнения о себе, что являемся всезнающими и всеумеющими, проявляя высокомерие и эгоизм, становясь лишь потребителями всего, что создал Всевышний Аллах и сделали родители.

 

Полагаю уместным привести здесь слова Всевышнего (смысл): «Поститься следует считанное количество дней. А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время «...» А если кто добровольно совершает доброе дело, то тем лучше для него. Но вам лучше поститься, если бы вы только знали!» (сура «Аль-Бакара», аят 184).

 

Лучше не скажешь, не правда ли? Всевышнему ничего от вас не надо, и Он делает всё для вас, ему достаточно лишь вашего послушания и благородства. Если долю пылинки того, что сделал Создатель, сделает для вас ваш начальник, то вы всю жизнь будете ему благодарны и станете ходить за ним по пятам. Это кощунственно и преступно!

 

Ещё страшнее, когда человек не может отличать истинное благо от мнимого и не пытается, включив мозги, начинать по-настоящему познавать себя и искренне управлять собой. Насколько мы несправедливы, высокомерны и эгоистичны, что никак не можем понять: мы, по сути, всё делаем для себя и всё обеими руками тянем к себе, даже недозволенное.

 

Но ведь надо же хоть иногда отодвигать от себя – во имя Аллаха ﷻ и благородства. Об этом говорится в аятах и многих хадисах. Передают от Абу Хурайры رضي الله عنه слова Посланника Аллаха ﷺ: «Аллах Всевышний сказал: “Любое дело сына Адама عليه السلام совершается им для себя, кроме поста, ибо, поистине, он – для Меня, и Я воздам за него”» (Бухари).

 

Получается, весь год мы всё делаем, чтобы угодить своему нафсу, и не можем хотя бы один месяц – месяц поста, о котором говорится в хадисе, – посвятить Всевышнему, тем более за это Он собирается нам воздать. Ведь Он, в отличие от нас, делает всё, что обещает. Нам всем следует помнить о необходимости безупречно придерживаться джихада со воим нафсом, о котором говорят известные исламские богословы.

 

И прежде всего, как хорошее начало, объявите себе в месяц Рамадан так называемый большой джихад над собой – боритесь с самими собой, со всеми своими пагубными делами, дурными наклонностями, страстями и всем негативом. Приступите к самопознанию и самоуправлению, чтобы в вашем сознании слова Господа имели величайшее значение, а слова Пророка Мухаммада ﷺ были руководством к действию.

 

Резюмировать всё сказанное можно призывом Пророка Мухаммада ﷺ, приведённым в начале статьи, к верующим по познанию самих себя, ибо, пока человек не пройдёт стадию самопознания и самоуправления, он не сумеет добиться значительных как духовных, так и любых других результатов. Да поможет нам Всевышний стать лучше не только в месяц Рамадан! Амин.

 

МУХАММАД-БУКАР ГАМИДУЛЛАЕВ
ДОКТОР ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК
 

Также в рубрике

Печеньки

Праздник разговения Ид аль-Фитр, или, как его знает большинство россиян, Ураза-байрам, – радостный и особенно

Не всегда человек задумывается над жизнью

Однажды весной крестьянин решил вспахать землю, посадить картошку, лук, пшеницу. А потом, к осени, земля эта

Когда смерть - это только уход

Когда ты молод, то смерть сложно принять как должное, ведь уходят те, кто был родным и близким, и остаётся

Почему принимаются не все наши мольбы?

Как известно, дуа является оружием верующего. Каждый человек обращается со своими просьбами ко Всевышнему