Если постящийся открыл свой пост после наступления времени вечернего намаза (который наступает с полным закатом солнца), то канонически пост его действителен. Однако, в соответствии с сунной, желательно как можно скорее отпустить пост после того, как наступило время, даже до совершения вечерней молитвы. Ибн Хаджар аль-Хайтами пишет: «Желательно ускорить разговение после того, как стало точно известно о наступлении заката солнца, и желательно (разговляться) до совершения намаза, как сказано в достоверном хадисе: «Люди будут пребывать в благе, пока они будут спешить с разговением».
Если человек, сделав ночью намерение поститься, потерял сознание, его пост считается действительным, если он придет в себя хотя бы на миг с рассвета до полного захода солнца. Если же не придет в себя, то пост недействителен. Также, если, не сделав намерения, потерял сознание ночью и пришел в себя днем, пост тоже недействителен, так как, по шафиитскому мазхабу, намерение должно быть сделано ночью.
1) Осознанный прием пищи и питья.
2) Проникновение чего-либо через естественные отверстия.
3) Намеренная рвота.
4) Преднамеренный половой акт.
5) Преднамеренное семяизвержение.
6) Месячные и послеродовые выделения.
7) Одержимость (безумие, помешательство).
8) Впадание в неверие во время поста, пусть Всевышний убережёт нас от этого.
Если хотя бы часть ее проникнет в пищевод – нарушает, если полностью рассосется в ротовой полости – нет.
Купаться во время поста можно, но при этом надо быть предельно осторожным, чтобы вода не проникла в рот (не перешла дальше середины гортани), в нос (не перешла через основание носовой кости), в уши (не перешла участок, где завершается ушное отверстие) или в половые органы.
Если купание обязательное – например, после близости с супругой, или желательное – например, купание в пятницу с намерением (так как обязательное или желательное купание не являются таковыми без намерения), то проникновение воды без ваших усилий для этого, например в уши, не нарушает пост. А в остальных случаях (например, купание из-за жары) пост нарушается.
Примечание: если есть возможность искупаться, не погружаясь в воду, и вы знаете, что при погружении вода зайдёт в вышеупомянутые отверстия, то погружение не разрешается, и проникновение воды при этом погружении нарушает пост. А если не знаете или нет выбора, то проникновение воды при погружении пост не нарушит. («Ианат», ч. 2, стр. 264; «Тухфат», ч. 13, стр. 320)
В книге «Фатх уль-Аллям» автор говорит, что все действия, которые нарушают пост, прерывают его только в том случае, если их совершить: а) умышленно, б) зная, что это нарушает пост, в) добровольно. Если человек совершит любое действие, нарушающее пост: а) по забывчивости, б) по незнанию, в) насильно, то пост не нарушается. Незнание того, что то или иное действие нарушает пост, прощается только в том случае: а) если человек недавно принял Ислам, б) если он рос в местности, далёкой от алимов, в) если это действие не является из числа элементарных вопросов, например прощается незнание того, что ушная палочка нарушает пост, так как это не является элементарным вопросом, о котором все знают.
Хиджама
Хиджама (кровопускание), взятие крови из вены, а тем более из пальца не нарушают пост. Однако все эти действия лучше не делать во время поста. Ибн Хаджар пишет (смысл): «И желательно избегать кровопускания и взятия крови из вены из-за причины в них, которую ранее упомянули (они делают организм слабым)...». («Тухфат аль-Мухтадж»)
Человек обязан, по мнению Ибн Хаджара, а по мнению ар-Рамли, имеет право пропустить пост месяца Рамадан, а также любой другой обязательный пост, если он точно знает или уверенно предполагает, что его соблюдение спровоцирует боль, которую обычно невозможно переносить, или замедлит процесс выздоровления. В отличие от незначительного вреда, например лёгкой головной боли, небольшой температуры и т. д., в таких случаях пропускать пост запрещено (харам). («Тухфат уль-Мухтадж»; «Фатх ульАллям»)
В своей книге «Фатх аль-Муин» Ахмад ибн Абдуль Азиз аль-Малибари говорит: «Является желательным для того, кто соблюдает желательный пост, даже если он будет крайне важный желательный (сунна муаккада), отведать пищу – из-за повеления открыть пост в такой ситуации с намерением угодить хозяину, учитывая, что тому будет тяжело видеть постящегося, даже несмотря на приближение времени разговения».
Об этом свидетельствует хадис Пророка ﷺ. Когда Пророк ﷺ со сподвижниками находился в гостях, один из ансаров отошёл от трапезы, сославшись на пост. Пророк ﷺ обратился к нему: «Твой брат по вере потрудился, готовя для тебя угощение, а ты говоришь, что постишься. Открой пост и возмести его в другой день» (передал аль-Байхаки). Далее пишется: «Человеку будет воздаяние за ту часть дня, что он постился, и ему желательно возместить этот пост в другой день.
В случае если хозяин не будет расстраиваться, видя голодного гостя, то лучше не прерывать, а, наоборот, желательно продолжать пост». Имам аль-Газали пишет, что такому человеку желательно прервать пост с намерением обрадовать хозяина. («Фатх аль-Муин», том 1, стр. 493)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
• Согласно вышесказанному, постящемуся человеку желательно открыть желательный пост в том случае, если он рискует отказом задеть чувства хозяина. А если тот не будет настаивать, то желательно продолжать поститься.
• Если в таких случаях человек откроет желательный пост, он нарушается, а вознаграждение постившийся получит за тот промежуток времени, когда постился.