19 марта
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы (по Шафии) от 15.05.2018

1. Есть ли разница, когда отпускать пост: до или после вечернего намаза? И примет ли Всевышний пост, если открыть его на час позже? 2. Как быть, если потерял сознание? 3. Что нарушает пост? 4. Нарушает ли пост рассасывание таблетки под языком? 5. Нарушает ли пост курение? 6. Можно ли купаться во время поста? 7. Нарушается ли обязательный пост, если я не знал, что этот поступок его нарушает? Если нет, то должен ли я соблюдать по два месяца за каждый нарушенный пост? А если не должен, то как мне возмещать посты, ведь я не вёл счёт? 8. Нарушают ли пост хиджама, взятие крови из вены и пальца? 9. Моя тётя с мужем проходят лечение в больнице, затем они обязательно должны продолжить его без перерыва в течение трёх месяцев. Лечение приходится на месяц Рамадан. Как им быть? 10. Как поступить человеку, соблюдающему желательный пост и оказавшемуся за трапезой: продолжать пост или прервать его? Слышал, что от разговения в таких ситуациях пост не нарушается и человек получает вознаграждение, как за целый день поста.

1. Есть ли разница, когда отпускать пост: до или после вечернего намаза? И примет ли Всевышний пост, если открыть его на час позже?

Если постящийся открыл свой пост после наступления времени вечернего намаза (который наступает с полным закатом солнца), то канонически пост его действителен. Однако, в соответствии с сунной, желательно как можно скорее отпустить пост после того, как наступило время, даже до совершения вечерней молитвы. Ибн Хаджар аль-Хайтами пишет: «Желательно ускорить разговение после того, как стало точно известно о наступлении заката солнца, и желательно (разговляться) до совершения намаза, как сказано в достоверном хадисе: «Люди будут пребывать в благе, пока они будут спешить с разговением».
 


2. Как быть, если потерял сознание?

 Если человек, сделав ночью намерение поститься, потерял сознание, его пост считается действительным, если он придет в себя хотя бы на миг с рассвета до полного захода солнца. Если же не придет в себя, то пост недействителен. Также, если, не сделав намерения, потерял сознание ночью и пришел в себя днем, пост тоже недействителен, так как, по шафиитскому мазхабу, намерение должно быть сделано ночью.
 


3.  Что нарушает пост?

1) Осознанный прием пищи и питья.

2) Проникновение чего-либо через естественные отверстия.

3) Намеренная рвота.

4) Преднамеренный половой акт.

5) Преднамеренное семяизвержение.

6) Месячные и послеродовые выделения.

7) Одержимость (безумие, помешательство).

8) Впадание в неверие во время поста, пусть Всевышний убережёт нас от этого.
 


4. Нарушает ли пост рассасывание таблетки под языком?

 Если хотя бы часть ее проникнет в пищевод – нарушает, если полностью рассосется в ротовой полости – нет.
 


5. Нарушает ли пост курение?

 Да, так как вместе с дымом в лёгкие проникает и никотин.
 


6. Можно ли купаться во время поста?

Купаться во время поста можно, но при этом надо быть предельно осторожным, чтобы вода не проникла в рот (не перешла дальше середины гортани), в нос (не перешла через основание носовой кости), в уши (не перешла участок, где завершается ушное отверстие) или в половые органы.

 

Если купание обязательное – например, после близости с супругой, или желательное – например, купание в пятницу с намерением (так как обязательное или желательное купание не являются таковыми без намерения), то проникновение воды без ваших усилий для этого, например в уши, не нарушает пост. А в остальных случаях (например, купание из-за жары) пост нарушается.

 

Примечание: если есть возможность искупаться, не погружаясь в воду, и вы знаете, что при погружении вода зайдёт в вышеупомянутые отверстия, то погружение не разрешается, и проникновение воды при этом погружении нарушает пост. А если не знаете или нет выбора, то проникновение воды при погружении пост не нарушит. («Ианат», ч. 2, стр. 264; «Тухфат», ч. 13, стр. 320)
 


7. Нарушается ли обязательный пост, если я не знал, что этот поступок его нарушает? Если нет, то должен ли я соблюдать по два месяца за каждый нарушенный пост? А если не должен, то как мне возмещать посты, ведь я не вёл счёт?

В книге «Фатх уль-Аллям» автор говорит, что все действия, которые нарушают пост, прерывают его только в том случае, если их совершить: а) умышленно, б) зная, что это нарушает пост, в) добровольно. Если человек совершит любое действие, нарушающее пост: а) по забывчивости, б) по незнанию, в) насильно, то пост не нарушается. Незнание того, что то или иное действие нарушает пост, прощается только в том случае: а) если человек недавно принял Ислам, б) если он рос в местности, далёкой от алимов, в) если это действие не является из числа элементарных вопросов, например прощается незнание того, что ушная палочка нарушает пост, так как это не является элементарным вопросом, о котором все знают. 
Хиджама 

 


8. Нарушают ли пост хиджама, взятие крови из вены и пальца?

Хиджама (кровопускание), взятие крови из вены, а тем более из пальца не нарушают пост. Однако все эти действия лучше не делать во время поста. Ибн Хаджар пишет (смысл): «И желательно избегать кровопускания и взятия крови из вены из-за причины в них, которую ранее упомянули (они делают организм слабым)...». («Тухфат аль-Мухтадж»)
 


9. Моя тётя с мужем проходят лечение в больнице, затем они обязательно должны продолжить его без перерыва в течение трёх месяцев. Лечение приходится на месяц Рамадан. Как им быть?

Человек обязан, по мнению Ибн Хаджара, а по мнению ар-Рамли, имеет право пропустить пост месяца Рамадан, а также любой другой обязательный пост, если он точно знает или уверенно предполагает, что его соблюдение спровоцирует боль, которую обычно невозможно переносить, или замедлит процесс выздоровления. В отличие от незначительного вреда, например лёгкой головной боли, небольшой температуры и т. д., в таких случаях пропускать пост запрещено (харам). («Тухфат уль-Мухтадж»; «Фатх ульАллям»)
 


10. Как поступить человеку, соблюдающему желательный пост и оказавшемуся за трапезой: продолжать пост или прервать его? Слышал, что от разговения в таких ситуациях пост не нарушается и человек получает вознаграждение, как за целый день поста.
 

В своей книге «Фатх аль-Муин» Ахмад ибн Абдуль Азиз аль-Малибари говорит: «Является желательным для того, кто соблюдает желательный пост, даже если он будет крайне важный желательный (сунна муаккада), отведать пищу – из-за повеления открыть пост в такой ситуации с намерением угодить хозяину, учитывая, что тому будет тяжело видеть постящегося, даже несмотря на приближение времени разговения».

 

Об этом свидетельствует хадис Пророка ﷺ. Когда Пророк ﷺ со сподвижниками находился в гостях, один из ансаров отошёл от трапезы, сославшись на пост. Пророк ﷺ обратился к нему: «Твой брат по вере потрудился, готовя для тебя угощение, а ты говоришь, что постишься. Открой пост и возмести его в другой день» (передал аль-Байхаки). Далее пишется: «Человеку будет воздаяние за ту часть дня, что он постился, и ему желательно возместить этот пост в другой день.

 

В случае если хозяин не будет расстраиваться, видя голодного гостя, то лучше не прерывать, а, наоборот, желательно продолжать пост». Имам аль-Газали пишет, что такому человеку желательно прервать пост с намерением обрадовать хозяина. («Фатх аль-Муин», том 1, стр. 493)

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

• Согласно вышесказанному, постящемуся человеку желательно открыть желательный пост в том случае, если он рискует отказом задеть чувства хозяина. А если тот не будет настаивать, то желательно продолжать поститься.

• Если в таких случаях человек откроет желательный пост, он нарушается, а вознаграждение постившийся получит за тот промежуток времени, когда постился.