20 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Жизнь дана свыше. Суицид – грех, позор и стыд

По мнению учёного-богослова Ибн Аббаса, число смертных грехов близко к семидесяти. В книге имама Аз-Захаби «Аль-Кабаир» даётся достаточно подробное их описание. Намеренное лишение себя жизни – один из таких грехов. В главе 29-й – «Самоубийство» – приводятся аяты Корана и хадисы Посланника Аллаха ﷺ, из которых мы узнаём, что акт самоубийства в Исламе категорически недопустим. В одном из этих хадисов говорится: «Если кто-то убьёт себя металлическим изделием, то это изделие будет у него в руке, и он вечно будет наносить им удары себе в живот в адском огне. Тот, кто убьёт себя ядом, будет пить его вечно в адском огне. Тот, кто убьёт себя, сбросившись с горы, вечно будет сбрасываться с неё в адский огонь» (аль-Бухари, Муслим). Да убережёт нас Всевышний от убийства, самоубийства, от смертных грехов и мелких прегрешений.

Возможные причины, побуждающие человека к самоубийству

Причины могут быть самыми разными, но корень у них один – это низкий уровень веры, следовательно, отсутствие богобоязненности, чувства ответственности перед Всевышним. Для маловерующего жизнь, например после потери близкого человека, не имеет смысла. Многим не хватает веры в то, что после трудностей всегда наступает облегчение, что верующие в Аллаха ﷻ после временной их разлуки с родственниками в земной жизни снова будут навечно воссоединены Всевышним в райской обители. Отчаяние – это грех, а надежда на лучшее – богоугодное чувство.

Побуждать человека к самоубийству могут также порча или сглаз. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Воистину, сглаз побуждает человека, с позволения Аллаха ﷻ, подняться на высоту и сброситься с неё» (имам Ахмад). В этом случае вера необходима как профилактика и защита от порчи. На данную тему тоже существуют аяты Корана и хадисы.

И вообще, жизнь на земле – великое испытание, которое без стойкой веры не преодолеть.

Всевышний говорит: «...Мы испытаем вас страхом, голодом, недостатком, некоторыми потерями имущества, жизнью близких людей и плодами. Только стабильность в вере спасёт вас в этих тяжёлых испытаниях. Обрадуй (о Мухаммад ﷺ) терпеливых» (сура «Аль-Бакара», аят 155). Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Сколь удивительно положение верующего! Поистине, всё для него является благом, и никому (не дано) этого, кроме верующего. Если что-нибудь радует его – он благодарит Аллаха ﷻ, и это становится для него благом; если же его постигает горе – он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом» (Муслим).

Несчастная любовь как причина самоубийства

Это тот случай, когда такое высокое чувство, как любовь, становится грехом. Любовь человека к себе подобному не должна затмевать великую и вечную любовь к Тому, Кто создал её и всё сущее. Любовь не всегда является благом и основой счастливой семейной жизни. Она может привести человека к куфру (неверию) – это когда происходит обожествление любимого или любимой, когда любовь к человеку равна любви к Аллаху ﷻ или, ещё хуже, когда эта любовь сильнее, чем любовь к Создателю. Такой человек ищет довольства возлюбленного, а не довольства Аллаха ﷻ. Всевышнему отводятся только излишки покорности после его покорности своему возлюбленному. Это уже одна из форм ширка (многобожия). А ширк – это такой грех, который Аллах ﷻ не прощает. Он упоминается и в Коране, и в хадисах как первый среди смертных грехов. Такая безумная любовь может привести и к самоубийству. Любовь может быть возвышенной только в том случае, если она под тенью великой любви к Создателю и если влюблённые помогают друг другу в благочестивых делах и ищут в своей любви довольства Аллаха ﷻ.

Предотвращение возможности актов самоубийства в обществе

Каждый на своём уровне обязан воспитывать и учить. Родитель должен видеть, чем живёт его сын или дочь, знать о его увлечениях, чем он занимается, и немедленно реагировать, если ребёнок чем-то подавлен. Большая ответственность лежит и на духовенстве. Воспитывать молодёжь в соответствии с религией и прививать им самые лучшие человеческие качества, оберегать их от дурных поступков – обязанность служителей религии. Нельзя забывать и о роли учителя. Он тоже в немалой степени может повлиять на своего ученика. Воспитание должно идти впереди обучения и строиться на основе религии, она всегда будет выше, потому что ниспослана свыше. Независимо от профессионального обучения и светских знаний каждый мусульманин обязан изучать свою религию, исполнять её заповеди. Подчинитесь Аллаху ﷻ – и Он полюбит вас. Вы осознаете истинный смысл бытия, вы будете дорожить каждым днём земной жизни, будете пытаться успеть сделать больше добра, приобретёте счастье в этом и спасение в потустороннем мире.

МАККА ВЕГИЕВА
Г. ГРОЗНЫЙ