22 Мая
2024 года
поделиться
Категория: История

Цветы благочестия: женщины, которые исцеляют

В 1465 году турецкий врач Серефеддин Сабункуоглу, на 80-м году жизни, написал книгу Cerrahiyet’ul Haniyye («Королевская книга хирургии») и представил её султану Мехмету II Фатиху, что двадцатью годами ранее завоевал Константинополь (в 1930 году переименован в Стамбул).

Серефеддин Сабункуоглу прибыл в Константинополь из города Амасии, центра северной провинции империи – Анатолии. Он и его семья входили в ближайшее окружение правящей династии Османов в качестве врачей и учёных. Начиная с IX века в исламском мире было общепринятой традицией выделять значительные суммы на благотворительность для развития системы общественного здравоохранения.

 

Стоит отметить, что система здравоохранения была тесно связана с духовенством. Но при этом в медицинские учреждения Османской империи мог обратиться каждый вне зависимости от религиозной или этнической принадлежности. Система здравоохранения включала также программы обучения медицинского персонала. На протяжении многих лет Сабункуоглу работал директором больницы Дарус Шифа (Дом исцеления) в Амасии, построенной в 1308– 1309 годах Илдус-хатун, женой султана Ирана Олджайту.

 

Книга Сабункуоглу Cerrahiyet’ul Haniyye («Королевская книга хирургии») является важной вехой в истории исламской медицины. Это первый медицинский учебник, написанный не на арабском или персидском языках, а на турецком. Но основная его ценность в том, что это первое руководство по хирургии, в которое включены подробные иллюстрации, сделанные самим автором, того, как врачи должны выполнять те или иные медицинские действия.

 

Пособие уникально и тем, что впервые в истории исламской медицины включало изображения не только врачей-мужчин, но и женщин, что проводили специализированные операции. Несмотря на то, что о мусульманках, специализирующихся на медико-санитарной помощи, имеется много исторических данных, женщины редко изображались и упоминались в медицинских трактатах.

 

Если это и случалось, то только если они были известны в исламской истории или литературе мужчин. Тем не менее, за роды и медицинскую помощь женщинам были обычно ответственны женщины-врачи и акушерки. В Исламе при наличии альтернативы мужчины-врачи не осматривали и не лечили женщин, за исключением случаев крайней необходимости. Женщины в роли сиделок и врачей имеют основополагающее значение для человеческого общества.

В Исламе женщины-медсёстры восхвалялись со времён самого Пророка Мухаммада ﷺ. Известно предание о первой сиделке (сегодня мы назвали бы её врачом) в истории Ислама – Руфайде бинт Саад (известна как Руфайда Ас-Асламия). Будучи среди первых жителей Медины, принявших Ислам, Руфайда приобрела медицинские знания и навыки, помогая своему отцу-терапевту Сааду аль-Аслами.

 

Она посвятила себя сестринскому делу и общей медицине и лечила пациентов в Мечети Пророка ﷺ в Медине. Во времена священной войны она руководила волонтёрами-медсёстрами и лечила раненых в полевых больницах, куда сам Пророк ﷺ направлял всех раненых. Руфайда также работала социальным работником, помогая решать проблемы общественного здравоохранения, вопросы сирот и других детей, нуждающихся в помощи, инвалидов и бедных.

 

Арабские биографы описывают её как образцовую медсестру: добрая, сострадательная, хороший руководитель, доброжелательный и эффективный учитель. Ряд других женщин-мусульманок запомнились как медсёстры и врачи во время Пророка ﷺ, в том числе учёный альШифа (Лайла) бинт Абдулла, Умм Аттия (Нусайба бин Харис) аль-Ансари и Умм Умара аль-Ансария.

На протяжении всей исламской истории присущая женщинам врождённая забота о здоровье ближайших к ним людей была распространена на общество в целом. Бесчисленное количество верующих женщин спонсировало строительство медицинских учреждений, а также проведение сложнейших операций в больницах. Одним из примечательных комплексов, воздвигнутых благодаря женщине-благотворительнице, являются великолепная мечеть и больничный комплекс, построенные в 1228–1229 годах в маленьком городке Дивриги в провинции Сивас в центральной Турции.

 

Надпись на портале больницы свидетельствует о том, что её основала Турана Малика («аль-Малика аль-Адила», «справедливая королева»), дочь Фахра аль-Дина Бахрамшаха (1155–1218), правителя из династии Менгджуков (Менгучегидов). Комплекс является одним из самых важных исламских памятников в Анатолии и включён в список всемирного наследия ЮНЕСКО в 1995 году.

 

Огромный практический опыт оказания медико-санитарной помощи в исламском мире стал оспариваться и подвергаться сомнению в западноевропейских странах на рубеже XVIII–XIX веков. Несмотря на тысячелетнюю практику, достижения исламской медицинской науки были отвергнуты. Открытия в биомедицине и лечении, которые должны были оказать такое положительное влияние на здоровье человечества, рассматривались как противоречивые.

 

Исламские медицинские знания, из которых сформировалась в эпоху Средневековья и Ренессанса медицинская наука, как это ни парадоксально, не признавались врачами Европы и Запада. Колониальные предрассудки превосходства усугублялись негативными европейскими представлениями о природе женщин и их месте в обществе.

 

Все женщины – вне зависимости от национальности – считались неспособными стать врачами и отстранялись от врачевания. Только в 1849 году д-р Элизабет Блэквелл стала первой женщиной, окончившей медицинскую школу в США, а в Англии первой женщиной, получившей степень доктора, была Элизабет Гарретт Андерсон, в 1865 году. Даже когда эти гендерные барьеры были разрушены для западных женщин, предрассудки продолжали противостоять женщинам-мусульманкам в колониальном мире в первой половине ХХ века.

 

Героическим примером того, кто сопротивлялся им, является доктор Таухида Бельшейх, которая стала первой тунисской мусульманкой, получившей высшее медицинское образование под французским правлением. В 1928 году она стала первой уроженкой Туниса, получившей степень бакалавра. Бельшейх окончила медицинский факультет в Париже в 1936 году, несмотря на ярые протесты со стороны родственников, которым её мать твёрдо ответила: «Моя дочь хочет учиться и развиваться, и вы прекрасно знаете, что по Исламу это обязанность как для женщин, так и для мужчин».

 

С 1920-х годов в СССР велась политика охвата образованием как мужчин, так и женщин, в результате чего многие из них, проживающие в мусульманских регионах, преуспели в медицинских профессиях. Такая ситуация сохраняется и сегодня в Российской Федерации. Недавняя статистика ЮНЕСКО показала, что в ряде мусульманских стран число женщин, получающих образование в этой сфере, больше, чем мужчин, – тенденция, отражающаяся на тех, кто входит в медицинские профессии.

 

Борьба д-ра Таухиды Бельшейх в первой половине ХХ века может быть противопоставлена возможностям, открывшимся мусульманкам в начале этого столетия. Так, доктор Икбал аль-Ассааду, палестинская беженка из Ливана, в 2013 году в возрасте 20 лет достигла международного признания как самая молодая в мире женщина-врач после окончания Катарского филиала Корнельского университета.

 

Сегодня она является специалистом в области педиатрии в детской больнице Кливленда, штат Огайо, США, и уже публикует исследования в педиатрической кардиологии. Она надеется вернуться на Ближний Восток для оказания медицинской помощи детям в лагерях палестинских беженцев, чьи проблемы со здоровьем побудили её стать врачом.

 

ГАЙ (ГАЙДАР) ПЕТEРБРИДЖ ПРОФЕССОР, СПЕЦИАЛИСТ ПО КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ И ИСТОРИИ ИСЛАМА, АВСТРАЛИЯ, РОССИЯ