29 марта
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы (по Шафии) от 01.05.2018

1. Когда отправляю СМС по «Ватсапу», обязательно пишу «Ассаламу алейкум», но тот человек начинает переписываться, игнорируя моё приветствие. Должен ли он ответить на мой салам по СМС? 2. Как быть, если собака коснулась (носом, языком, шерстью) одежды? 3. Действительны ли слова развода, произнесённые в гневе? 4. Я работаю пастухом в одном из регионов России, у меня нет возможности пойти на пятничный намаз, ибо в моём селе нет мечети, а в другое ехать не могу, оставив скот. Будет ли мне за это грех? 5. Действительно ли бракосочетание (никях), заключённое с условием, что муж никоим образом не сможет или не будет обеспечивать будущую супругу? 6. Как надо защищаться при нападении человека, чтобы не превысить необходимую самооборону?

1. Когда отправляю СМС по «Ватсапу», обязательно пишу «Ассаламу алейкум», но тот человек начинает переписываться, игнорируя моё приветствие. Должен ли он ответить на мой салам по СМС?

Ахмад ибн Абдуль Азиз аль-Мальябарийю в своей книге «Фатхуль Муин» (том 4, стр. 337) сказал: «Желательно (суннат) отправлять салам другому (через кого-то или в письменном виде). Тот, кому поручили передать салам, обязан его передать адресату, так как это аманат, а аманат нужно выполнять. Передать обязан в том случае, если он (словесно) дал согласие взять на себя этот аманат.

 

Если же он отказался или промолчал, то в таком случае он не обязан передать этот салам…» «...Тот, кому был отправлен салам, обязан сразу же ответить на него словесно, если он был отправлен через когото. Если же салам был отправлен письменно, то он обязан сразу же ответить на него словесно или письменно. Желательно также в ответе на салам через кого-то упомянуть его передатчика (посредника), сказав: “Алейки ва алейхи ас-салам (тебе и ему ассалам)”».
 


2. Как быть, если собака коснулась (носом, языком, шерстью) одежды? 

Имам Сулайман аль-Бужайрами в своих субкомментариях на книгу «Шарх аль-Хатиб» пишет: «Если собака или свинья, или то, что родилось от одного из них, коснулись посуды, любого твёрдого предмета, или же что-либо от этих животных, будь то слюна, моча или же что-то другое влажное коснулось сухого, или же невлажное коснулось влажного, то эту вещь обязательно моют семь раз водой, и одно из этих количеств – омовение места прикосновения водой, смешанной с чистой землёй» («Хашия Шарх альХатиб», том 1, стр. 487).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

• Если собака коснулась одежды носом или мокрой шерстью, или сухой шерстью влажной одежды, то очищать её (одежду) необходимо семикратным промыванием водой, одно из которых – промывание водой с размешанной в ней землёй.
 

 

3.  Действительны ли слова развода, произнесённые в гневе?

В своей книге «Фатх аль-Муин» (с. 507) Ахмад ибн Абдуль Азиз аль-Малибари говорит: «Учёные шафиитского мазхаба единогласны в том, что развод, данный человеком в гневе, действителен, даже если он будет утверждать, что из-за ярости не понимал того, что делает».

 

В книге «Ианат ат-Талибин» Абу Бакр ибн Мухаммад Шата ад-Димьяти приводит слова из книги имама арРамли «Таргиб аль-Муштак»: «Аш-Шамса ар-Рамли спросили о клятве талаком в состоянии сильного гнева, довёдшего до потери рассудка: ”Действителен ли такой развод или нет?

 

И можно ли верить, если он клятвенно утверждает, что был в состоянии сильного гнева вплоть до потери рассудка?” Имам ар-Рамли ответил, что состояние гнева человека не считается оправданием, но если гнев был настолько чрезмерным, что он лишился разума, тогда это является оправданием в пользу недействительности развода» («Ианат ат-Талибин», том 4, стр. 2486).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: • Из источников, приведённых выше, следует, что развод, данный в гневе, имеет силу и он действителен. Но в случае если гнев был настолько чрезмерен, что человек лишился разума и его посчитали умалишённым, развод недействителен. (Развод будет недействительным только в том случае, если такое состояние подтвердится свидетельством очевидцев. – Прим. авт.)
 

4. Я работаю пастухом в одном из регионов России, у меня нет возможности пойти на пятничный намаз, ибо в моём селе нет мечети, а в другое ехать не могу, оставив скот. Будет ли мне за это грех?

Ибн Хаджар аль-Хайтами в своей книге «Тухфат ульМухтадж» (том 2, стр. 407) сказал: «Пятничный намаз обязан совершать мужчина, который находится в том месте, где совершают пятничный намаз, или же в том месте, куда доходит звук азана с места, где совершают пятничный намаз. (К примеру, если на границе населённого пункта будут провозглашать азан без средств усиления голоса, на ровной местности, без посторонних шумов, то человек, услышавший этот призыв на молитву, обязан явиться для совершения пятничной молитвы.)

 

Также обязан пойти на пятничный намаз человек, нанятый для определённой работы, но если есть боязнь, что его отсутствие приведёт к последствиям, то он не обязан пойти».

 

Заключение: • Если вы живёте в селе, где не совершают пятничный намаз, но до вашего села доходит звук азана из другого населённого пункта, то вы обязаны пойти туда и совершить пятничный намаз. • Если вы пастух и в пятницу пасёте овец, вы обязаны пойти на пятничный намаз в населённый пункт, из которого доходит звук азана до вашего села, а не до вас самого. Это в том случае, если нет сомнений, что ваш уход  не приведёт к неприятным последствиям, например к краже скота и т. д.
 


5.  Действительно ли бракосочетание (никях), заключённое с условием, что муж никоим образом не сможет или не будет обеспечивать будущую супругу?

В своей книге «Тухфат аль-Мухтадж» имам ибн Хаджар аль-Хайтами пишет: «Если жена согласна, что муж никогда не сможет обеспечивать её, или она вышла за него, зная это, у неё есть право расторгнуть брак после его заключения, потому что ущерб, который она получает, обновляется ежедневно, а её согласие – это всего лишь обещание.

 

Но у неё нет права требовать обеспечения на тот день, когда она согласилась на это условие, а мужу предоставляется отсрочка ещё на три дня (после того дня), поскольку тот день, когда она согласилась на такое условие, не считается одним из этих трёх дней (то есть ему ещё дают трёхдневную отсрочку, пока он в течение этого срока не изыщет возможности обеспечить жену).

 

Если она согласна с тем, что муж не сможет дать ей махр (имущество, которое муж выделяет жене при заключении брака), или она вышла замуж, зная, что у него нет возможности на это, то брак не расторгается через фасх (решение, которое принимается при нарушении права женщины в никяхе), потому что вред не обновляется, а её согласием считается то, что она не поднимает этого вопроса у имама (хакима) после востребования своего махра, но не до этого, поскольку она откладывала расторжение в надежде, что у мужа появится возможность обеспечения» («Тухфат альМухтадж», том 8, с. 342).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

• Брачный договор, заключённый с условием, что жена согласна не требовать от мужа материального обеспечения, принимая во внимание определённые обстоятельства, считается действительным. Однако при таком соглашении она по окончании трёх дней (в течение которых муж должен изыскать возможность для обеспечения жены) имеет право отказаться от своего договора и требовать от мужа её обеспечения. Если муж откажется, то она вправе обратиться к имаму с иском о расторжении брака.
 


6.  Как надо защищаться при нападении человека, чтобы не превысить необходимую самооборону?
 

Необходимо знать и помнить, что человеческая жизнь – величайшая ценность, и любое посягательство на неё запрещено. Ислам предписывает человеку правила поведения в любых ситуациях, и самооборона – одна из них.

 

В своей книге «Фатх аль-Муин» Ахмад ибн Абдуль Азиз аль-Малибари говорит: «Необходимо защищаться от нападения масума (человека, не совершившего преступления, за которое предусмотрена смертная казнь), используя для этого по возможности самую лёгкую меру защиты».

 

«Например, защищаться нужно, соблюдая следующую очерёдность: бегство; затем предупреждение; затем увещевание; затем зов о помощи; затем укрытие в защищённом месте; затем удар рукой; после – плетью, палкой; затем нанесение раны». «Вышеприведённая последовательность защиты допускается ввиду необходимости, и необязательно прибегать к более суровым видам защиты, имея возможность защититься более простым способом».

 

«Если же защищающийся отклонится от этого правила и превысит предел необходимой обороны, то в таком случае он несёт ответственность за свои действия, и к нему применяется наказание в виде наказания за нанесённые увечья и т. д.» («Фатх аль-Муин», с. 590).
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

• При возникновении угрозы жизни наша религия разрешает использовать оборонительные меры, ни в коем случае не превышающие границы самозащиты.