Шеки, Азербайджан: окно в жизнь Кавказского исламского ханства

В исламском мире существует несколько небольших общин, которые в значительной степени сохранили свои традиционные городские пейзажи, исламское культурное наследие и достопримечательности, представляющие особый интерес как для путешественников-мусульман, так и для всех остальных, желающих изучить исламскую культуру, наслаждаясь безопасным и комфортным туристическим маршрутом, соответствующим международным стандартам.

статья опубликована в номере: 9 (550) / от 01 мая 2018 (Шаабан 1439 г.)
116

Среди лесистых южных склонов покрытого снегом Большого Кавказского хребта, на севере Азербайджана, находится исторический исламский центр – город Шеки, в 300 км к северо-западу от Баку и 565 км от Дербента в соседней Республике Дагестан в Российской Федерации.

 

Cегодня в этом городе 68 тысяч жителей. Хорошо сохранились исторические памятники, очаровательные извилистые улицы и крытые черепицей дома, оживлённые базары, богатые ремесленные и кулинарные традиции и знаменитое местное гостеприимство.

Всё это даёт нам уникальную возможность приоткрыть окно к образу жизни, типичному для множества небольших исламских ханств, которые управляли большей частью Кавказа до экспансии царской России в регион в конце XVIII и XIX веках. С древних времён Шеки был важным сельскохозяйственным и ремесленным центром в торговом коридоре Восток – Запад, обходящем южные склоны Большого Кавказского хребта и связывающем Персию с Чёрным морем.

 

Он также был близок к торговому маршруту Север – Юг вдоль западного побережья Каспийского моря, связывающему Персию через Дербент с евразийскими степями и Россией. С середины 1730-х гг. до 1747 г. весь Кавказ был опустошён вторжениями персидского правителя Надир-Шаха Афшара. Местный лидер Хаджи Челебихан (1703–1755) основал Шекинское ханство после убийства Надир-Шаха в 1747 году.

 

Под его руководством ремёсла, которыми прославился Шеки (и которыми славится до сих пор), – а это металлобработка, изготовление украшений, декоративных изделий из дерева, гончарных изделий, изготовление шёлка и текстиля, – снова расцвели. Процветала торговля, купцы везли товары со всей Европы и Азии.

 

В городе когда-то было пять караван-сараев, двое из которых сохранились до сих пор: каравансарай Юхари, самый большой во всём Закавказье, и караван-сарай Ашаги. Хаджи Челеби-хан был благочестивым мусульманином и построил в Шеки в 1748–1749 годах Ханскую мечеть, а также медресе, хамамы и мосты. Другие исторические мечети в Шеки – это джума-мечеть с её изящным высоким минаретом, мечеть Гилахли и мечеть Омара Эффенди.

 

Внук Хаджи Челеби-хана, Хусейн-хан, правил ханством с 1752 по 1779 год и построил дворцовый комплекс в районе верхней цитадели Шеки, уделяя внимание двум зданиям, предназначенным показать миру, что его столица является ярким примером процветания придворной власти. Это был зимний дворец и летний павильон, известный под названием Шеки Хан Сарай, или Дворец шекинских ханов. Шеки Хан Сарай, построенный в 1761–1762 годах, представляет собой двухэтажный павильон с панорамным видом на горы, реку и город.

Первый этаж был предназначен для административного использования и взаимодействия с подданными хана, а второй – для летнего отдыха хана и его семьи и официальных приёмов. Фасад и интерьеры были богато украшены азербайджанскими мастерами по дереву, плитке, стеклу, штукатурке и краске. Результатом является возвышенное проявление творчества и технического мастерства тех народных строителей и декораторов, которые работали в так называемую «эпоху тюльпана», или «эдирнекари», по всему тюркоязычному османскому миру – от Балкан до Закавказья –  в XVIII веке.

Их работа была пронизана той исламской эстетикой, которая передаёт всю красоту мира природы и образность, которая навевает размышления о сложной, но упорядоченной бесконечности творений Всевышнего. Хотелось бы надеяться, что Комитет ЮНЕСКО по всемирному наследию утвердит нынешнюю номинацию Шеки Хан Сарая как памятника культуры мирового значения для человечества.

 

В середине XVIII века Шекинское ханство было одним из самых сильных государств на Кавказе. Однако под сильным давлением династии Персидского Каджара в конце столетия она стала искать военную поддержку у России. В 1805 году Мустафа Селим-хан подписал договор с царём Александром I, по которому ханство стало протекторатом России.

 

В 1819 году оно стало российской провинцией. Во времена царского правления Шеки был главным центром производства шёлка в империи, чем он впоследствии славился в СССР. Кроме того, Шеки попрежнему был центром исламской науки и богослужения. Среди известных местных деятелей этого периода – Мухаммад Хасан Мула-заде Исмаил-оглы Шакави (1854–1932), который получил первое религиозное образование в Шеки Моллахане и стал шейхом уль-Ислам мусульман Кавказа в 1908 году.

 

В этом же году он опубликовал «Китаб аль-Баян фитафсир аль-Коран» – первый перевод Корана на азербайджанский язык вместе с сопроводительным комментарием (тафсиром). Сегодня Шеки является вторым по популярности туристическим направлением в Азербайджане после Баку, откуда легко добраться на общественном транспорте.

 

На автобусе или маршрутке (общественный микроавтобус) из Баку в Шеки дорога занимает 6–7 часов, на такси – 4,5–6 часов и на поезде – 9,5 часа. На сайте Wikivoyage можно найти точную информацию о транспорте, на котором можно добраться до Шеки. Те, кто путешествует по суше из Дагестана, должны ехать через Баку.

В Шеки говорят поазербайджански, по-русски и потурецки. Уровень жилья варьируется от очень простого до роскошного, цены разумны; забронировать номер можно через Интернет. В Шеки замечательная местная кухня, в том числе вкусное пити, запечённое в керамической посуде сочное мясо ягнёнка, сладкая шекинская халва, местная баклава.

 

Поскольку Азербайджан является преимущественно мусульманской страной, большинство ресторанов готовят из халяльных продуктов. Иностранные граждане, желающие совершить поездку в Азербайджан, должны иметь действующий паспорт. Для граждан Российской Федерации виза не требуется, они могут проживать 
здесь до 90 дней.

В настоящее время в правительстве Азербайджана действует электронная визовая система, позволяющая гражданам многих стран получать визы по Интернету. Азербайджан очень серьёзно относится к развитию туризма, благоприятного для мусульман. В первой половине 2017 года туристы из арабских государств заняли первое место среди посетителей страны, а Организация Исламского сотрудничества в настоящее время оценивает её среди 20 наиболее популярных исламских туристических направлений.

 

Исламский туристический рынок является одним из самых быстрорастущих секторов мировой индустрии туризма, и привлекательность Азербайджана в качестве места назначения ещё больше усиливается благодаря огромной глобальной популярности культурного туризма.

 

ГАЙ (ГАЙДАР) ПЕТEРБРИДЖ ПРОФЕССОР, СПЕЦИАЛИСТ ПО КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ И ИСТОРИИ ИСЛАМА, АВСТРАЛИЯ, РОССИЯ
 

Также в рубрике

Украшение хаджа: махмал и кисва

Часть 2. Покрывание Каабы: искусство как совершенная молитва Каждый год в Мекке в 9-й день месяца Зуль-хиджа

Украшение хаджа: махмаль и кисва

Часть 1. Паломничество как священное путешествие Хотя религиозные обряды хаджа, связанные со священным

Эртугрул – 600 лет правления Османов

Эртугрул – реальная историческая личность, а не легендарный герой, которого обычно описывают в

Зарождение денежных отношений в исламской империи

Люди используют деньги каждый день. Это жизненно важный атрибут нашего повседневного обихода. А вы