24 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Пост в месяц Рамадан

«Савм» в переводе с арабского языка означает «воздержание от любой вещи в любое время» (пост). А по Исламу – это воздержание от еды, питья, половых отношений, то есть всего того, что нарушает пост, для тех, для кого пост является обязательным, – начиная с рассвета до захода солнца, с намерением, которое отличает богослужение от других деяний. В хадисе Посланника Аллаха ﷺ сказано: «Тому, кто постился в кто постился в месяц Рамадан с верой и надеждой, будут прощены совершённые им грехи» (Бухари, Муслим).

Пост месяца Рамадан обязателен для:

 

1) совершеннолетних (детям пост необязателен);

2) мусульман (кяфирам пост необязателен);

3) разумных (сумасшедшим пост необязателен).

 

Время намерения для поста

Пост считается действительным, только если было сделано намерение. Место намерения – сердце. Разрешается делать намерение с ночи до полудня в следующих постах:

1. Месяц Рамадан. Намерение на соблюдение поста месяца Рамадан является простым, оно не требует определения – фарз это, ваджиб или сунна, а также что это пост месяца Рамадан. Таким же является намерение для фарз-уразы, если сделано намерение для соблюдения поста-сунны.

2. Пост-назру (обет). Намерение на пост обета считается простым намерением, и с намерением на пост-сунну.

3. Желательный пост. Намерение соблюдать желательный пост является простым намерением, и с намерением на пост-сунну. 

 

Желательные действия для постящегося:

1. Встать на утренний приём пищи и питья, насытиться хотя бы несколькими финиками или глотком воды.

2. Спешить на разговение, отпустить пост.

3. Начать с употребления фиников, а если их нет, то с питья воды.

4. Избегать сомнительной пищи.

5. Остерегаться дозволенных страстей (смотреть или касаться супруги и т. д.). 6. Нюхать благовония и касаться их, чтобы не осталось запаха.

7. Читать Коран, особенно в последние десять дней месяца Рамадан.

8. Стараться больше раздавать милостыню.

9. Увеличить поклонение Аллаху ﷻ и другие благие дела.

10. Пребывать в мечети (итикаф) в последние десять дней месяца Рамадан.


 
Нежелательные действия во время поста:

1. Пробовать пищу без нужды.

2. Собирать слюну и глотать.

3. Действия, которые становятся причиной слабости, к примеру тяжёлая работа или кровопускание.


 Действия, которые не являются нежелательными во время поста:

1. Смазывать маслом бороду.

2. Подводить глаза сурьмой.

3. Купаться для охлаждения.

4. Надевать мокрую одежду, чтобы охладиться.

5. Полоскать рот и нос не для омовения.

6. Пользоваться сиваком в начале и в конце дня.

 

Появление молодого месяца, а также пост в сомнительный день и прочее

Рамадан начинается, как только становится виден молодой месяц, а если его не видно, то – по истечении 30 дней предшествовавшего месяца Шаабан. Сомнительный день – 29-е число Шаабана, если из-за погодных условий невозможно определить появление молодого месяца.

 

Макрух поститься в нём, кроме как постом-нафиля, при условии, что намерение – именно на нафиля, а не на что-либо иное предписанное. И тогда, если этот день был из Рамадана, то будет засчитан автоматически как день поста Рамадана. Но общий закон таков, что поститься в последний день или два в конце Шаабана – макрух.

 

Если молодой месяц не был увиден, то главный муфтий объявляет о сомнительном дне, после чего все выжидают: не пьют, не едят и так далее – до наступления второй половины дня, без намерения на пост, и если молодой месяц не был увиден, то – разговляются. Но если потом пришло известие, что он был увиден, то постятся с намерением на пост до магриба, а после окончания месяца Рамадан возмещают этот день.

 

Если кто-то увидел молодой месяц Рамадана или новый месяц после него, но его свидетельствование кадий отверг, то он должен поститься, и не дозволено ему окончить пост и разговляться; а если сделал так, то возмещением ему будет один день поста в другое время, но не искупление (не отпускает раба, не постится два месяца подряд, не кормит 60 бедняков), даже если стал разговляться до того, как его свидетельство было отвергнуто кадием.

 

Если же молодой месяц проявился сквозь облака, пыль и тому подобное, то принимается кадием одно свидетельствование справедливого человека или неизвестного, даже если произнёс шахаду один, даже если этим человеком была женщина, или раб, или наказанный за клевету и раскаявшийся, но само произнесение шахады не стоит условием.

 

Однако для окончания Рамадана является условием шахада двух свободных мужчин или одного свободного мужчины и двух свободных женщин. Если же не было свидетельства об увидении месяца Рамадана или Шавваля, то должно быть собрано большое количество людей, минимальное количество – в зависимости от местности, на взгляд имама.

 

Разошлись учёные в том, какое количество должно собраться. Абу Юсуф сказал, что минимум 50 человек, учёные более поздних времён говорят о 500-х; аль-Бакалий сказал, что – минимум тысяча. Но фетва в данном вопросе основывается на мнении Абу Ханифы, который сказал, что это количество зависит от местности. Люди собираются для того, чтобы наблюдать за появлением нового месяца.

 

Если же пост в Рамадане был начат со свидетельства одного человека и прошло 30 дней поста, но не был замечен молодой месяц Шавваля и не поступило достоверного известия, что он был замечен в иной местности, то не разрешается разговляться. Учёные разошлись во мнении, когда был начат Рамадан после свидетельствования двоих.

 

То есть часть из них говорит, что дозволено разговляться, а часть – что нет; но не имеется разного мнения в дозволенности разговения, если его причиной было свидетельствование о видении, даже если Рамадан начался со свидетельствования одного человека. Что касается молодого месяца аль-Адха, то правило относительно него такое же, как и о молодом месяце Шавваля. И если начался пост в какой-либо местности, то он становится обязательным для всех, по этому поводу есть фетва большинства учёных. Молодой месяц, замеченный до магриба, был он замечен до зенита или после, не учитывается для вынесения решения о посте.


Пост не нарушается:

1. Если поел, выпил или совокупился по забывчивости; и если забывший был способным поститься, то другому нужно напомнить ему, если он видит его принимающим пищу, и макрух – не напомнить; но лучше не напоминать, если он был не в состоянии поститься, например это слабый человек, которому трудно переносить голод.

2. Если произошло семяизвержение от того, что увидел или подумал, или от того, что долго смотрел или думал. Например, посмотрел на открытые части тела женщины.

3. Если помазался жиром.

4. Если подвёл глаза сурьмой (ввёл лекарства в глаза), даже если вкус сурьмы (лекарства) потом почувствовал во рту или им окрасилась слюна.

5. Если сделал хиджаму (кровопускание).

6. Если кого-то оклеветал.

7. Если намерился разговляться, но не сделал этого.

8. Если вдохнул дым или пыль без того, чтобы его вызвать специально.  

9. Если в горло залетела муха.

10. Если остался вкус еды во рту, притом что постящийся не забыл о посте.

11. Если было нарушено полное омовение (гусль), даже если целый день был в состоянии ритуальной чистоты.

12. Инъекция в мышцу.

13. Если переходил реку вброд и вода попала в уши.

14. Если чистил уши и вышла ушная сера, после чего вложил её обратно.

15. Если втянул свою мокроту носом и намеренно проглотил её; но лучше извлечь мокроту, так не будет расхождения по этому вопросу с имамом Шафии.

16. Если рвота произвольно подошла к горлу и вернулась в желудок, даже если заполнила рот; или вышло меньше, чем может поместиться во рту. Но тут что-то одно из двух: либо рвотная масса заполнила рот, но не вышло ничего, а после была проглочена; либо не заполнила и, соответственно, даже если что-то и вышло наружу, то оно будет меньше, чем объём полости рта.

17. Если был съеден остаток еды между зубами, размер которого меньше, чем горошина.

18. Если было разжёвано и съедено чтото находящееся снаружи рта размером не более чем кунжутное семя, при условии, что было разжёвано так, что не осталось от этого ничего и даже вкуса, в противном случае это нарушает пост.


(Хаскафи. «Дурр мухтар»; Ибн Абидин. «Радд мухтар», 2:394; Шурунбулали. «Мараки фалях»; Тахтави. «Хашия «Мараки фалях», 1:646; «Фикхул Муяссар»; «Табйнул Хакаик», 1:320)
ХАНАФИТСКИЙ МАЗХАБ
 
МУХАММАД ФАРУК АЗИМОВ