23 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Является ли новшеством совершение суннат-намаза до джума?

Если раньше новшество чаще представляло собой внесение в религию чего-то нового, то в последнее время тенденция переменилась. Участилась такая форма новшества, которая заключается, наоборот, в отказе от установленных Шариатом поклонений.

Практически в каждой мечети можно увидеть особенную категорию людей, которые демонстративно не совершают тот или иной намаз, когда все остальные прихожане мечети молятся. Таких людей часто можно наблюдать и на пятничном намазе: когда все прихожане встают на джаназа-намаз или совершают ратибаты перед джума-намазом, эти люди сидят и демонстративно отказываются от намаза.

 

В этой статье хотелось бы поговорить именно о несовершении суннат-намазов перед джума. Что же на самом деле является новшеством:

совершение этих ратибат-намазов или отказ от них? Может, не все, но большинство из них делают так лишь потому, что искренне полагают незаконным совершение ратибатов перед джума-намазом. Может быть, некоторые из них не знают, что делать в этот момент, или не в курсе о существовании таких намазов, но наша статья не об этом.

 

Для начала хотелось бы привести слова авторитетного учёного шафиитского мазхаба Ибн Хаджара аль-Хайтами: «После джума-намаза (желательно совершить) четыре ракаата (ратибатов), ибо на это есть указание в достоверном хадисе. Два ракаата из них также являются настоятельной сунной (суннатом муаккада).

 

Также перед джума-намазом желательно совершить те же ратибаты, которые совершают до обеденного намаза. То есть четыре ракаата ратибат-намазов, из которых два – настоятельная сунна. Джума-намаз в вопросах ратибатов, которые совершаются до и после него, аналогичен обеденному намазу в количестве настоятельных ракаатов и прочего. Об этом ясно говорится в книге «Тахкик» ан-Навави.

 

Некоторые учёные высказали мнение, что те ратибаты, которые совершаются перед джума-намазом, являются новшеством, но это неправильное мнение. Ведь в хадисе, который был ранее приведён, говорится: «Между каждыми двумя призывами (то есть между азаном и икаматом) – намаз» (Бухари, №627; Муслим, №838).

 

Ибн Маджа передаёт, что Пророк ﷺ спросил Сулайка, пришедшего в мечеть во время проповеди Пророка ﷺ: «Совершил ли ты намаз до того, как прийти?» Тот ответил, что нет. Пророк ﷺ сказал ему: «Так соверши два ракаата и не удлиняй их». Слова Посланника Аллаха ﷺ «Совершил ли ты намаз…» невозможно отнести только к суннат-намазу приветствия мечети (тахийят)» («Тухфат аль-Мухтадж»).

 

Абдульхамид аш-Ширвани, комментируя данный текст, добавляет: «‘‘Невозможно отнести их только к суннат-намазу приветствия мечети…’’, потому что его намаз, совершённый до прихода в мечеть, не может быть намазом приветствия мечети» («Хашия ашШирвани»).

 

Такого же мнения придерживаются и другие учёные шафиитского мазхаба. Исходя из вышеприведённого, мы смело можем утверждать, что нет даже сомнения в том, что совершение ратибат-намазов перед джума-намазом НЕ является нововведением.

 

Для подкрепления этого утверждения приведём также слова другого авторитетного учёного шафиитского мазхаба, на чьё мнение чаще всего опираются в мазхабе, – имама ан-Навави: «Что касается совершения ратибатов перед джума-намазом, то основой этому является вышеупомянутый хадис Абдуллаха бин Мугаффала: «Между каждыми двумя призывами (то есть между азаном и икаматом) – намаз» (Бухари, №627; Муслим, №838) и суждение по аналогии с обеденным намазом.

 

Что же касается хадиса, переданного Ибн Маджахом от Ибн Аббаса , в котором сообщается, что Пророк ﷺ совершал перед джума-намазом четыре ракаата, не прерываясь на таслим, то не допускается приводить его в качестве довода, потому что это очень слабый хадис. Абу Иса ат-Тирмизи передаёт, что Абдуллах ибн Масуд رضي الله عنه  совершал перед джума-намазом четыре ракаата и после него четыре.

 

Этого мнения придерживались Суфьян ас-Саври и Ибн Мубарак» (анНавави. «Шарх аль-Мухаззаб»). Итак, из всего этого ясно, что совершение четырёх ракаатов сунны до джуманамаза на самом деле не новшество, а наоборот, установленная сунна Пророка ﷺ. Иными словами, это является законным действием в исламской практике. От нас – старание, а успех – от Аллаха ﷻ.

 

НУРМУХАММАД ИЗУДИНОВ