28 марта
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Республика Мордовия

«Шумбрат!» – традиционное приветствие на земле мордовской Отражение нашей великой страны можно найти в республике под названием Мордовия, в которой на протяжении многих веков в мире и согласии живут более 800 тысяч человек, представляющих разные народы и конфессии.

Народ Мордовии всегда принимал активное участие в становлении и укреплении государства Российского, и сегодня тоже, наряду с другими жителями страны, находится на передовой, вносит значительный вклад в развитие Российской Федерации. В Республике Мордовия около двух тысяч памятников архитектуры, истории и культуры, около тысячи из них находятся под охраной государства.

 

Культурный ландшафт Республики Мордовия составляют природно-исторические памятники Саранска, Краснослободска, Инсара, Темникова. В XVI–XVII вв. на юговосточных границах государства строились города-крепости. В пригороде Саранска до наших дней сохранились некоторые фрагменты сооружений, которые использовались для обороны города.

 

Культурным и историческим достоянием жителей Мордовии можно по праву считать большое количество учреждений культуры и искусства, всего около 1200 объектов, в том числе образовательные учреждения, библиотеки, театры, музеи, культурные и национальные центры. Один из периодов истории земель нынешней Мордовии связан с образованием Улуса Джучи (Золотой Орды).

 

С 40-х гг. XV в., после распада Золотой Орды, часть мордвы оказалась под властью возникшего Казанского ханства. По мнению учёных, зафиксированные контакты мордвы с исламским миром датируются X веком. В это время Волжскую Булгарию посетила делегация арабского халифа аль-Муктадира. Она прибыла по приглашению царя Алмаса (Алмуша) для установления дипломатических контактов.

Средневековые путешественники отмечали, что часть мордвы являются мусульманами. Фламандец Г. Рубрук по поручению французского короля Людовика IX побывал в Монголии в 1253–1255 гг. Он стремился добиться союза с великим ханом в борьбе против Ислама в затяжных крестоносных войнах в Западной Азии. Он писал в своих заметках, что мордва (Merdas), под которой он понимал мордву-эрзю, являются «сарацинами».

 

Во времена крестовых походов, как правило, сарацинами в европейских государствах и на Руси принято было называть мусульманские народы. Несколько позже австрийский государственный деятель и дипломат С. Герберштейн, посетив Россию дважды (в 1516–1518 гг. и 1526–1527 гг.), в своих «Записках о московитских делах» сообщал, что на восток и юг от реки Мокши встречаются огромные леса, где живёт народ мордва (popoli Morduisti), который имеет свой собственный язык и состоит под властью московского князя.

 

«Из них некоторые пребывают в идолопоклонничестве, – отмечал он, – другие – магометане». Эту же информацию без ссылки на первоисточник продублировал итальянец Р. Барберини, побывавший в Московии в 1565 г., охарактеризовав народ мордовский как «частью идолопоклоннический, частью магометанского исповедания».

 

В период существования Казанского ханства Ислам приняли многие представители мордовской феодальной знати, чтобы сохранить за собой свои вотчины (поместья-беляки). Например, князья Куломза и Кижедей, проживавшие в Казани и получавшие именной ясак с мордовских деревень Старое Парадеево, Дубенки, Тарханово и Ведянцы, судя не только по их антропонимам, но и этнической принадлежности их владений, были мордвинами.

 

На надгробьях некоторых знатных людей, обнаруженных на территории Казанского ханства, имеются эпитафии с собственными именами Мухши, Мокша, Мохшеват, свидетельствующими, скорее всего, о мордовской принадлежности их носителей. В исторических источниках 1-й пол. XVI в. упоминаются «Мордвинова Расовы дети» как представители мордовской феодальной аристократии, занимавшие высокие административные посты при ханском дворе в Казани, что также обусловливалось принадлежностью к исламскому вероисповеданию.

 

Очень большое значение для мордовского народа имело вхождение в состав Московского и складывающегося Русского централизованного государства. В 2012 году в республике с большим размахом праздновали 1000-летие единения мордовского народа с народами государства Российского. У всех народов есть свои исторические и культурные корни, индивидуальные пути развития, своя вера и духовное наследие предков, уникальное прошлое и настоящее, большие светлые надежды на будущее, и вместе с тем они все образуют мультикультурный прочный российский всенародный и добрососедский сплав.

 

В период Великой Отечественной войны вместе с другими братскими народами вклад в разгром немецко-фашистских захватчиков внесли и жители Мордовии. Не дожидаясь повесток из военкоматов, юноши шли добровольцами на войну. Из Мордовии ушло на фронт свыше 240 тысяч человек разных национальностей. Больше половины из них погибли. Современная Мордовия – прекрасный и развивающийся край, где созданы все условия для полноценного развития личности.

 

Мордовия сегодня – один из лидеров по экономическому и социальному развитию Приволжского федерального округа. Саранск – столица Мордовии. Несколько лет подряд Саранск был признан одним из самых благоустроенных городов Российской Федерации.

 

Духовная жизнь

Религиозная жизнь региона довольно насыщенная, верующие активно участвуют в общественно-политических процессах. Проводится довольно много общественно полезных мероприятий. Зяки Абдулкаримович Айзатуллин – Муфтий, председатель Регионального духовного управления мусульман Республики Мордовия при ЦДУМ России. Совсем недавно, 26 марта, он встретился с новым генеральным консулом Турции в Казани Ахметом Садыком Доганом.

 

Хазрат поздравил турецкого дипломата с вступлением в новую должность, пожелал ему успехов в работе и преподнёс в качестве подарка картину с изображением соборной мечети «Ускудар» в Саранске. Муфтий рассказал уважаемому дипломату о направлениях деятельности Регионального духовного управления мусульман Мордовии и жизни местных мусульман.

 

Консул высоко оценил работу Муфтията. В ходе встречи стороны обсудили вопросы дальнейшего взаимодействия Регионального духовного управления мусульман Мордовии и генерального консульства Турции в различных сферах деятельности. «Нам отрадно, что сегодня между Россией и Турцией не только динамично развивается политическое, экономическое и культурное сотрудничество, но и благоприятно складываются отношения в духовном плане. Со своей стороны мы будем делать всё, что способствует развитию добрых отношений между нашими дружественными странами», – сказал Зяки-хазрат.

 

Чужих детей не бывает

31 марта в рамках благотворительной акции «Детство – каждому» общественная организация мусульманок Республики Мордовия «Единство» во главе с Алсу Мякушевой совместно с Муфтием Республики Мордовия Зяки-хазратом Айзатуллиным и представителем всероссийской духовно-просветительской газеты «Ас-салам» Хабибом Магомедовым посетили Ялгинский детский дом.

 

Приезд гостей для ребят был приятной неожиданностью. По прибытии в приют активисты вместе с руководством интерната накрыли для воспитанников детского дома праздничный стол. Трапеза проходила в тёплой дружеской атмосфере, ребята с удовольствием и нескрываемым аппетитом полакомились вкусностями. Во время чаепития активисты общались с детьми, воспитанники рассказывали им о своих интересах, увлечениях, планах на будущее.

 

Затем ребята вместе с активистами общественной организации «Единство» направились в зал, где их ждали аниматоры в образе Буратино и Мальвины. Герои сказки «Золотой ключик» провели с воспитанниками интерната занимательные и весёлые игры, формирующие сплочённость и командный дух, эстафеты, танцы, спортивные состязания. Во всех конкурсах дети проявили себя очень активно. По окончании развлекательной программы гости подарили детишкам сладости.

 

«Подарить радость и счастье детям – именно с такой целью мы навещаем воспитанников детских домов. Искренние улыбки на лицах деток, их громкий смех  для нас бесценны. Мы всегда стараемся вложить в такие благотворительные поездки максимум доброты, пользы и веселья», – отметила Алсу Мякушева. Организаторы праздника выражают огромную благодарность Международной ассоциации исламского бизнеса Республики Мордовия в лице Раиса Хайрова, главе крестьянско-фермерского хозяйства «Юлдаш» Рафику Фетхуллову, а также прихожанам соборной мечети «Ускудар» за оказанную финансовую помощь в организации поездки в интернат.

 

ИЛЬНУР ФАЙЗУЛЛИН