Смертельная удача

Растущее материальное благополучие нередко множит проблемы, о существовании которых раньше, скорее всего, и не подозревал.

статья опубликована в номере: 8 (549) / от 16 апреля 2018 (Шаабан 1439)
284

В конце прошлого года 63-летняя пенсионерка из Воронежа выиграла в лотерею 500 млн рублей. Вся страна обсуждала самый крупный в истории России приз и прикидывала, как круто изменится жизнь у обладателя таких баснословных денег. Сама победительница, не успев получить ни одного рубля из своего полумиллиарда, уже начала испытывать на себе все «прелести» новой жизни.

 

Ей, по сообщениям воронежских СМИ, приходится отбиваться от любителей лёгкой наживы и разного рода вымогателей. Пенсионерка начала получать первые угрозы, а психологи наперебой советовали ей «исчезнуть» или «залечь на дно, пока страсти не улягутся». 

 

Материальный успех, как оказалось, чаще всего сопряжён с ростом проблем. К этому выводу, о котором говорит Ислам более тысячи лет, пришёл один из самых известных бизнес-тренеров России Радислав Гандапас. Он с интересом отмечает, как в течение истории менялись приоритеты у большинства человечества. Например, раньше на первом месте была безопасность.

 

Перед людьми стояла задача выживания. Им надо было прокормить семью, детей, избежать болезней, нападения врагов и делать многое другое, чтобы просто сохранить себе жизнь. Вокруг этого всё и строилось. Затем, по мере улучшения условий жизни, на первый план вышли те потребности, о которых раньше не думали. Обеспечение комфорта в проживании, роскошь в домах и одежде, средствах передвижения и прочее. Для того чтобы всего этого добиться, необходимо было рискнуть.

 

Отправиться торговать с караваном в другую страну, на пути к которой на вас могли напасть разбойники, или выехать на корабле, с угрозой попасть в шторм и погибнуть. По сравнению с нашим временем, уровень риска был достаточно высоким. Сегодня можно пробовать себя во множестве проектов, менять стратегии жизни и при этом достаточно комфортно себя чувствовать.

 

Во всяком случае, угрозы нашей безопасности не будет, и рисков таких, какие были раньше, нет. Несколько сотен лет назад человек, родившийся ремесленником, мог всю жизнь им же и остаться. А сегодня вчерашний продавец на рынке имеет шансы стать миллиардером. Тем не менее, успех в его материальном понимании – это не есть счастье.

 

Взять, к примеру, упомянутый нами случай в Воронеже. Женщине, на которую внезапно навалилось несметное богатство, психологи рекомендуют «залечь на дно», спрятаться. Потому что её начнут донимать родные и близкие, или посторонние – не всегда порядочные люди – проявят нездоровый интерес. Она жила без этих проблем. Ни от кого не пряталась, дружила со своими родными, а теперь имеет все шансы по
пасть в ситуацию какого-то изгоя.

 

Причём обыватели по всей стране думают, что она достигла успеха, ей подфартило, – а специалисты рекомендуют прятаться и скрываться. В чём дело? Разве она не достигла успеха и не получила то, к чему стремилась, когда покупала этот билет в лотерею?

 

Всё очень просто. Материальный успех не всегда есть то счастье, к которому мы на самом деле стремимся. И вместо желанного покоя и блаженства мы получаем сотни новых проблем, о которых даже не подозревали. В истории много примеров, когда первоначальный материальный успех заканчивался для человека, а иногда и его семьи, весьма трагически.

 

(Смысл истории) У Пророка Мухаммада ﷺ был очень бедный сподвижник по имени Саляба ибн Хатима аль-Ансари. Он много времени проводил в мечети, за что даже получил прозвище «голубь мечети».
Однажды Саляба попросил Любимца Всевышнего ﷻ сделать ему дуа, чтобы Всевышний Аллах одарил его богатством. Хабиб ﷺ ответил, что ему лучше довольствоваться малым, за которое он сможет быть благодарным.

 

Но Саляба не унимался и пообещал: «О Посланник Аллаха ﷻ! Клянусь Аллахом ﷻ, Который отправил тебя с истиной, что, если ты сделаешь за меня дуа Аллаху ﷻ, я буду раздавать имущество каждому, кто имеет на это право». Пророк ﷺ сделал за него соответствующую молитву. После этот сподвижник действительно разбогател. Принадлежащие ему отары овец настолько разрослись, что ему пришлось вывести их за пределы Медины. Впоследствии Саляба стал всё реже появляться в мечети, а когда пришло время выплатить с отары закят, и вовсе отказался это сделать. Т

 

огда по этому поводу Всевышним Аллахом был ниспослан следующий аят Корана: «Среди них есть такие, которые обещали Аллаху ﷻ: «Если Он одарит нас из Своих щедрот, то мы непременно станем раздавать милостыню и будем одними из праведников». Когда же Он одарил их из Своих щедрот, они стали скупиться и отвернулись с отвращением» (сура «Ат-Тауба», аяты 75–76).

 

(Мысль) В истории Саляба много смысла и мудрости. В ней речь идёт об имуществе, которое было заработано честным путем и всё же привело его хозяина к погибели (?). Что же делать тем, кто наживается на запретном? В конце 1980-х Урудж Хан перебрался из Индии в американский Чикаго и занялся развитием собственного бизнеса – сети химчисток.

 

До совершения паломничества в Мекку он имел привычку играть в лотерею, но после возвращения из священных мест решил избавиться от греховной привязанности. Летом 2012 года, пообещав себе, что это в последний раз, он снова купил билет. И выиграл 1 млн долларов. Деньги он так и не получил, поскольку внезапно скончался. В крови Хана нашли яд.

 

В убийстве заподозрили членов его семьи, но следствие зашло в тупик и виновные так и не были найдены. Спустя пять лет после трагедии об этой истории написала чикагская газета Chicago Tribune. «По-настоящему счастливым материальный успех человека сделать не может», – уверен имам-хатиб Истринского района Московской области Ахмеднаби Магомедов. По его словам, «для верующего человека успехом является довольство своего Господа».

 

«Человек становится по-настоящему счастливым, когда им доволен Всевышний», – отмечает Магомедов. «Успех не заключён в тех или иных материальных вещах», – рассказывает заместитель муфтия ДУМ Дальнего Востока Мухаммадрасул Гимбатов. «Для верующего человека успех – это довольство тем, что у него есть. Человек бывает бедным не из-за того, что Всевышний Аллах не может его обогатить. Всевышний запросто может сделать его миллионером. Но сможет ли человек это осилить?

 

Всевышний даёт каждому по его уровню. Есть люди, которые, если разбогатеют, погибнут, как в истории Саляба. Имеется очень много историй, когда деньги испортили людей и погубили им жизни. Поэтому Всевышний, зная это, держит каждого на своём уровне», – отмечает он. «Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Сколь удивительно положение верующего!

 

Поистине, любое его положение является благом для него. И никому (не дано) этого, кроме верующего. Если его постигает радость, он благодарит (Аллаха ﷻ), и это оборачивается для него благом. Если же его постигает горе, он проявляет терпение. И это тоже становится для него благом» (имам Муслим). В любом случае верующий остаётся в плюсе.

 

Успех не завит от материальных изменений в жизни. Успех – это подход к жизни. Внуку Пророка ﷺ Хусейну رضي الله عنه сообщили, что сподвижник Абу Зарр رضي الله عنه сказал: «Бедность мне любимее, чем богатство. Болезнь мне любимее, чем здоровье». «Пусть Аллах ﷻ помилует Абу Зарра رضي الله عنه, – ответил Хусейн رضي الله عنه. – Что касается меня, то я же говорю: «Кто доверяет красивому решению Всевышнего Аллаха, тот не выбирает для себя ничего, кроме того, что выбрал для него Аллах ﷻ».

 

«Если Всевышний сделал нас на данный момент бедными, значит, это решение Аллаха ﷻ. Он так захотел. Это из-за любви Всевышнего к нам. Иногда ребёнок плачет и просит нож, но родители ему его не отдают, хотя ребёнок причины этого и не понимает. Всевышний лишает нас многих вещей по причинам, которые нам могут быть непонятны. Но это исключительно для нашего же блага. Доверять решению Всевышнего – вот лучшее.

 

Не говорить «бедность мне любимее» или «богатство мне любимее». А говорить: «Если Аллах ﷻ сделает меня бедным, – это мне любимо, потому что это решение Аллаха ﷻ. А если завтра Создатель сделает меня богатым, то и тогда тоже буду благодарен Ему, потому что это Его решение». К тому, что с нами происходит, следует относиться как к выбору Всевышнего.

 

Поэтому из этикета дуа (молитвы) является не просить что-либо настырно: «О Аллах ﷻ, дай мне это, дай мне то». А надо говорить: «О Аллах ﷻ, дай мне это, если есть для меня в этом польза». Предпочитать все решения Всевышнего – вот выбор верующего. Во всех ситуациях нужно быть благодарным Всевышнему и быть довольным Его выбором. Это и есть самое настоящее богатство. С таким подходом никакие кризисы и катаклизмы человека не сломят. Ко всем трудностям он будет относиться с железобетонным спокойствием», – считает Мухаммадрасул Гимбатов. 


РОБЕРТ КУРБАНОВ
Контакты для связи с автором: e-mail: assalamweb@gmail.com Тел.: +7-928-530-59-70
 

Также в рубрике

Ты – мой маленький мир...

По маленьким улочкам, держа за руки старших, шли маленькие дети. Одни шли весело, бодро, напевая песенки из

Смерть в законе

Какими должны быть действия близких покойного с позиции закона, попробуем разобраться.

Какой мир выбираешь ты?

Наша земля – наши правила В начале июня общероссийская общественная организация «Зелёный патруль»

Добро – под прицелом

Чем чаще в последнее время я захожу в социальную вселенную под названием «Инстаграм», тем меньше