25 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Социальная

Ислам – о нравственных ценностях халяльного труда

Мусульманское прошлое, история Ислама всегда были примером соблюдения нравственных ценностей. Религия всегда оказывала большое влияние на поведение не только поклоняющихся мусульман, но и на многих неверующих в отношении к труду и любому другому виду деятельности. Более того, религия мусульман, поощряя любой вид благородной деятельности, в том числе труда, за период своего существования создала огромный моральнонравственный капитал, тем самым сформировав не только этику трудовых и личностных отношений, но и соответствующие нравственные нормы поведения.

Требуя соблюдения нравственно-этических норм, наш Пророк  предупреждает о недопущении дискриминации при приёме на работу. Один из ближайших его сподвижников Абу Зарр  передал, что Посланник Всевышнего  сказал ему: «Вы не лучше людей с красным или чёрным цветом кожи, если только не превосходите их в благочестии». Поэтому все люди имеют одинаковые права на трудовую деятельность.

 

Очевидно, что здесь речь идёт о том, чтобы приём на работу любого человека осуществлялся исходя не из личных симпатий или пожеланий работодателя, а из способностей и личных качеств потенциального работника. Речь идёт о профессионализме, опыте, таланте, умении, навыках, ответственности и т.д. Этого сегодня так не хватает у нас, особенно при подборе управленческих кадров во властные структуры!

 

Другими словами, при найме работника необходимо рассматривать его полезность как работодателю, так и обществу. Как известно, безрезультатная работа запрещается Исламом, как и сознательное и вынужденное безделье, потому что это приводит к неверию людей. Религия требует от каждого человека рационального и эффективного использования своего времени, ведь у мусульманина обязанностей значительно больше, чем времени.

 

Более того, он должен, быстро сделав свои дела, помогать другим, менее способным мусульманам. А также обязан упорно и усердно трудиться, даже при высоком достатке. Труд является одной из главных обязанностей, которую не должны игнорировать мусульмане. Кроме запретных, Ислам даёт человеку право выбирать тот вид деятельности, на который он способен или который желает выполнять, с учётом не только личных, но и общественных потребностей общины (уммы).

 

О халяльном труде Отличительной особенностью мусульманской религии от других религий является то, что Ислам провозглашает и развивает не только духовную сторону жизни поклоняющихся, но и деятельную, трудовую и созидательную сторону как верующих, так и всех остальных. Об этом говорится во многих аятах и хадисах. Базовая основа труда и любой деятельности в Исламе построена на принципе «халяльности», которого должен придерживаться каждый мусульманин.

 

Пророк  сказал: «Никто и никогда не ел лучше той еды (на которую он заработал) своими руками, и, поистине, пророк Аллаха  Дауд  питался тем, на что он зарабатывал своими руками» (аль-Бухари). Любой морально и нравственно устойчивый мусульманин обязан честно зарабатывать себе на жизнь. Такой мусульманин заслуживает высокой награды, и за результаты его деятельности ему воздастся по заслугам.

 

Даже косвенное участие в процессе недозволенного добывания средств, например сдача в аренду помещения под продажу спиртного, или согласие быть партнёром или посредником при производстве продуктов со свининой и т.д., уже является харамом. А тем более если люди вымогают средства или наживаются за счёт горя других людей. Не грешите при добывании средств, ибо этот грех обернётся вам многократным несчастьем.

 

Так как сегодня многие занимаются предпринимательской деятельностью и особенно торговлей, то несколько слов об этом. Известно, что торговля – самый древний и распространённый способ получения благ в этом мире и в мире вечном. В современных условиях торговля получила широкое распространение, а особенно в кавказских республиках, где чуть ли не каждый второй житель занимается этой деятельностью.

 

И многие успешные торговцы считают, что их успехи достигаются лишь их упорным трудом. Действительно, без усердия добиться ничего невозможно, но, как говорится в народе, кто к цели с трудом идёт – тому Аллах  даёт. К сожалению, многие про вторую часть народного высказывания забывают и даже не соизволят сказать «иншааллах», не забывая о дозволенном и о запретном.

 

Хотелось бы напомнить многим, что если не будет благодати и милости Всевышнего Аллаха – никакие ваши старания и стремления не помогут вам добиться успеха. А если временно и будут у вас большие успехи, а тем более с греховными составляющими (харамное), что имеет место у наших торговцев с завышением цен перед праздниками и прочее, то Он может быстро лишить вас всего.

 

Таких примеров у нас, как известно, очень много. Это касается не только торговли, но и любых других видов деятельности. А если вы не хотите лишиться имеющегося, а тем более хотите приумножить успехи, то всегда помните о Всевышнем и просите Его о помощи – Он всегда откликается.

 

Резюмируя сказанное, давайте ещё раз повторим основные принципы нашего труда: – помните о нравственных ценностях, основанных на принципах уважения к человеку, честности, справедливости, обязательности, ответственности, умеренности и, наконец, богобоязненности; – не забывайте, что религия Ислам требует от каждого человека рационального и эффективного использования своего времени, потому что у вас обязанностей перед Всевышним и перед семьёй значительно больше, чем времени; – соблюдайте базовые основы труда и деятельности в Исламе, построенные на принципе «халяльности», которых должен придерживаться каждый настоящий мусульманин; – не грешите при добывании средств, ибо этот грех обернётся вам многократными несчастьями.

 

МУХАММАД БУКАР ГАМИДУЛЛАЕВ
ДОКТОР ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР