20 апреля
2024 года
поделиться
Категория: История

Первые мечети Британии

Часть 2: Распространение Ислама: имперские элиты и скромные моряки Основание первых мечетей в Британии англичанами конца XIX века и этническими мусульманами-иммигрантами в середине ХХ века имело решающее значение в длительном процессе интеграции Ислама в жизнь британского общества.

Начиная, по меньшей мере, с XVI века этнические мусульмане в Британии, проживающие небольшими общинами, выполняли религиозные обряды на частных территориях. Первые мечети, официально признанные британским истеблишментом как места богослужения мусульман, были связаны с Исламским институтом в Ливерпуле (основан в 1897 году) и Восточным институтом в Уокинге, под Лондоном (основан в 1884 году).

 

Каждый из них был результатом инициативы людей из правящих эшелонов британского общества, в первом случае – шейха Абдуллы Квильяма (обсуждается в части 1, «Ас-салам», №6, 15 марта 2018 г.), во втором – доктора Готтлиба Уильхельма Лейтнера (1840–1899). Лейтнер при рождении был наречён как Готтлиб Уильхельм Сафир и родился в Венгрии в семье еврейского происхождения, которая обратилась в протестантство.

 

Его отец умер, когда Готтлиб был ещё мал, и мать переехала с ним и его сестрой в Стамбул, где вышла замуж за доктора Иоганна Морица Лейтнера, еврея-протестанта, под его фамилией и стал известен Готтлиб. Англофил, доктор Лейтнер был врачом, работающим в Оттоманских владениях в Обществе содействия Христианству среди евреев.

 

Юный Готтлиб демонстрировал потрясающие способности к языкам, уже в возрасте восьми лет начал изучать арабский и турецкий языки в медресе в Стамбуле. Позже он учился в Мальтийском протестантском колледже, который предоставлял британское образование студентам из Леванта, а также обучение богословию и основным языкам региона.

 

В пятнадцать лет Лейтнер был назначен переводчиком (первого класса) в Британском комиссариате в Крыму во время Крымской войны. В 1858 году он стал студентом  Королевского колледжа Лондона, но вскоре и сам начал читать лекции на арабском, турецком и современном греческом языке, а в 1863 году был назначен профессором арабского и мусульманского права (в 1862 году он стал гражданином Великобритании).

 

В 1864 году он переехал в Индию в качестве директора правительственного колледжа в Лахоре, позже стал регистратором нового университета Пенджаба. Он был плодовитым учёным и считался одним из ведущих востоковедов в мире. Он написал историю Ислама на урду, составил учебник арабской грамматики и основал арабский ежеквартальный журнал «Аль-Хакаик».

 

Хотя он взял себе исламское имя Абдур Рашид Сайя и мог наизусть читать Священный Коран, остаётся неясным, действительно ли он принял Ислам. В 1884 году Лейтнер основал Восточный институт в Уокинге. По его мнению, он должен был стать центром восточных исследований в Великобритании, и со временем ему будет предоставлен полный университетский статус.

К концу 1890-х годов учёные степени уже присваивались через принадлежность к университету Пенджаба. Его план включал строительство мест поклонения для представителей Ислама, Иудаизма и Христианства, обучающихся и работающих в университете. Ему удалось построить лишь одну мечеть до своей смерти в 1899 году. Она был названа в честь покровителя этой мечети Бегума Шах-Джахана, правителя индийского княжеского государства Бхопал.

 

Мечеть ШахДжахана, открытая в 1889 году, была первой специально построенной мечетью в Британии – небольшое элегантное здание в индоисламском стиле, разработанное местным архитектором Уильямом Чемберсом. В течение нескольких лет мечеть стала центром для мусульман на юге Англии, в том числе видных новообращённых из правящих слоёв страны.

 

После смерти доктора Лейтнера Восточный институт закрылся, как и мечеть Шах-Джахана, до тех пор пока её не выкупил в 1912 году выдающийся индийский адвокат и учёный-мусульманин Ахмадийя. Он основал мусульманскую миссию Уокинга и Literary Trust. Мечеть стала международным центром распространения Ислама и межконфессионального диалога на Западе.

 

Она в основном служила конгрегацией социально привилегированных новообращённых, высокопоставленных индийских мусульман, проживающих в Великобритании, и официальных представителей мусульманских стран, принятых британским истеблишментом. Мусульманская миссия Уокинга оказала ценную поддержку солдатам-мусульманам индийской армии, представляющим Великобританию в обеих мировых войнах.

 

В конце XVIII – XIX веке Британия стала доминирующей морской державой в мире. Её корабли, как военно-морские, так и коммерческие, в значительной степени опирались на моряков-мусульман, завербованных в портах западной части Индийского океана Британской империи или её протекторатов. В XIX и первой половине XX века доминировали непримиримые убеждения в британском – культурном, моральном, расовом и религиозном – превосходстве.

 

Только после Второй мировой войны британское общество начало принимать мусульман в результате их постепенной интеграции в общество и признания их жертв на войне. В эти трудные времена Ислам был утешением и источником социальной сплочённости для мусульман – индийских и арабских моряков и их семей – и помог им утвердиться в нахождении своего законного места в британском обществе.

 

Многие моряки-мусульмане женились на британках, принявших Ислам, ценивших и поддерживающих своих мужей и воспитывающих детей образцовыми членами общества. Эти объединённые традиционные мусульманские общины адаптировали интерьеры зданий в места для молитвы, образования и общественного служения, выполнявшие функции мечети, которую они называли «завия» (суфизм был основным элементом их религиозной практики).

 

Только после окончания Второй мировой войны этническое мусульманское иммигрантское сообщество смогло построить мечеть, архитектурно различимую как таковую. Мечеть Нур аль-Ислам была построена йеменской общиной в Буттауне, Кардифф, в 1946 году – это скромное здание с небольшим куполом и четырьмя низкими минаретами, которое отражает скромный характер его квартала, населённого рабочим классом.

Мусульманские солдаты индийской армии в мечети Шах-Джахана, Вторая мировая война

Сегодня в Великобритании насчитывается более 1500 мечетей. Ислам является второй по величине религией после Христианства и самой быстрорастущей в стране. В период с 2001 по 2009 год мусульманское население Британии увеличилось почти в десять раз быстрее, чем немусульманское население, и к 2016 году превысило три миллиона. Мусульмане играют всё более важную роль в политической жизни, включая нынешнего лорда-мэра Лондона Садика Хана. Это действительно замечательная история.

 

ГАЙ (ГАЙДАР) ПЕТEРБРИДЖ
ПРОФЕССОР, СПЕЦИАЛИСТ ПО КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ И ИСТОРИИ ИСЛАМА, АВСТРАЛИЯ, РОССИЯ