20 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Как богатство может навредить человеку

Аллах Всевышний наделил нас дарами, которые мы не в силах пересчитать. И обязал человека использовать их по назначению – как средство поклонения Ему. Когда это установление Творца не выполняется, то всё переворачивается с головы на ноги – не имущество служит человеку, а человек начинает служить своему богатству. Неправильно используемые дары Всевышнего могут взять человека в рабство, искалечить душу, ограничить жизненные возможности.

К такому удручающему итогу приводят нравственные отклонения, когда собственные потребности раздуваются человеком настолько, что начинают ущемлять его же возможности. Например: – Обычный человек может передвигаться на общественном транспорте, «Ладе» или авто бизнес-класса.

 

Человек, ограничивший себя, – только на последнем. – Обычный человек может купить себе одежду в любом магазине или на рынке. Человек, ограничивший себя, – только в магазине с брендами. – Обычный человек может сам помыть машину, прочистить засор в ванной или починить табуретку.

 

Человек, ограничивший себя, каждый раз нуждается в помощи специалистов. – Обычный человек способен отдохнуть в выходные на даче или в соседнем парке. Человек, ограничивший себя, – только у дальнего моря. – Обычному человеку денег надо столько, чтобы хватало на жизнь.

 

Человеку, ограничившему себя, – чтобы было больше, чем у других. Все мы нуждаемся во Всевышнем и получаем удел от Него по Его Щедрости. Но, как мы можем видеть, человеку, по собственному желанию себя ограничившему, всегда надо больше, чем другим, оказывается, он находится в нужде больше, чем обычные люди.

 

Поскольку такая нужда добровольная, то и ответственность за неё совершенно другая. Уже в этой жизни упомянутое самоограничение лишает человека душевного спокойствия и радости жизни, ослабляет как его самого, так и его потомство (выросшее в тепличных условиях, оно, как правило, бесхребетно и беспечно).

 

Что до будущей жизни, то там обладателю «излишков потребностей» придётся отвечать за то, как они появлялись, и за то, как он их удовлетворял (смысл): «В тот День вы будете спрошены о благах и наслаждениях» (сура «Ат-Такасур», аят 8). Конечно, речь не идёт о том, что надо стремиться к бедности.

 

Однако опасна и другая крайность, когда заработок на пропитание становится единственной целью в жизни. «Деньги нельзя любить, но можно зарабатывать, чтобы определить детей; лишнее раздать на садака или выплатить закят. Имейте такое намерение в этом деле!» (шейх Саадухаджиясул Мухаммадафанди из Батлуха, 1915–1995 гг.).

 

Главное, чтобы имущество и богатство было в руках, а не в сердцах, чтобы целью служило стремление к довольству Аллаха ﷻ, а мирские блага были только средством достижения этой цели. Учёные говорят, что отказ от земных удовольствий (зухд) имеет три степени: · отказ от запретного (харама) – это зухд простолюдинов («авам»); · отказ от разрешённых (халяль) излишеств – это зухд для избранных («хавас»); · отказ от всего, что отвлекает от Аллаха ﷻ, – это зухд познавших («арифиин»).

 

В Коране они упоминаются следующим образом: «Мужи, которых ни торговля, ни продажа не отвлекают от поминания Аллаха ﷻ, совершения намаза и выплаты закята. Они боятся Дня, когда перевернутся сердца и взоры» (сура «Ан-Нур», аят 37).

 

ГУЗЕЛЬ ИБРАГИМОВА