24 апреля
2024 года
поделиться

Умра (малое паломничество)

Умра является сунной и действительна в любое время года. Рекомендуется совершить умру во время рамазана, но совершенно неугодна она в пять дней: День Арафата, Праздник жертвоприношения и три ташрик-дня (то есть с 9-го по 13-е зуль-хиджи включительно). Для проживающих в Мекке, намеревающихся совершить хадж, совершенно неугодным (макрух-тахриман) также является исполнение умры в месяцы хаджа. Человек

Человек вступает в заповедное состояние (ихрам) вне заповедной территории. Для умры заповедное состояние (ихрам) является условием её действительности. Четыре обхода тавафа – её столп, и потому они обязательны (фарз). Оставшиеся три обхода, сай между Сафой и Марвой, а также бритьё головы (или стрижка волос) – её три необходимых (ваджиб) элемента.

 

После вступления в Мекку паломник совершает таваф вокруг (Священного) Дома в семь обходов, далее исполняет два ракаата тавафа, которые являются ваджибом, после чего следует сай из семи обходов между Сафой и Марвой. Затем он бреет голову или подстригает волосы 1/4 части головы, посредством чего выходит из заповедного состояния.

 

 Искупление (фидья) и нарушения (джинаят)

Нарушения заповедного состояния и ритуалов Принесение в жертву барана является необходимым (ваджиб) действием в качестве искупления за любое из следующих нарушений паломника. Что же касается искупления за совершение запретного, то тут нет разницы между тем, совершает это паломник умышленно, по забывчивости, по незнанию, случайно, по принуждению, будучи спящим или бодрствующим, уделяя этому внимание или нет, или даже потеряв сознание.

 

Разница между этими состояниями лишь в том, является совершённое грехом или нет. Кроме того, наличие искупления за определённые запрещённые поступки отнюдь не означает, что человек имеет право на такой проступок, если совершит потом искупление. Такой подход – невежество, поскольку это всё равно будет грехом. Общее правило для искупления заключается в том, что пропуск необходимого (ваджиб) элемента является грехом и требует принесения в жертву барана, если только на его пропуск не было уважительной причины (в этом случае греха нет и искупления не требуется).

 

Пропуск сунны является неугодным, но искупления не требует. Совершение запретного (например, ношение сшитой одежды) требует искупления даже при наличии уважительной причины, но штраф тогда менее суров, чем в случае её отсутствия. Наконец, два ракаата, исполняемые по завершении любого тавафа, даже добровольного, необходимы (ваджиб), но искупления за их пропуск нет.

 

Но они остаются необходимыми и должны быть исполнены, пусть даже и после возвращения паломника домой. Каждое нарушение заповедного состояния (ихрама), требующее принесения в жертву барана или благотворительного пожертвования, применимо к паломнику, совершающему ифрад или таматту, в то время как за каждое такое нарушение, совершённое тем, кто исполняет киран, требуются два барана или два пожертвования, поскольку его нарушения, по сути, касаются двух заповедных состояний.

 

Это правило применимо только к нарушениям заповедного состояния (например, ношению сшитой одежды или бритью волос), а не к общим нарушениям хаджа (например, пропуску сая), штрафы за которые не удваиваются для паломника, исполняющего киран. Если паломник вступит в половой акт до стояния в Арафате, то сам хадж становится недействительным, но он всё равно должен завершить его, принести в жертву барана в качестве искупления, а в следующем году вернуться, чтобы восполнить хадж.

 

Нанесение благовоний на всю часть тела. Это правило применимо к взрослому, но не к ребёнку. В течение одного сидения всё тело засчитывается за одну часть тела. Если это совершается в несколько сидений, то требуется несколько искуплений: по одному за каждое сидение, в котором вся часть тела или более того была умащена благовонием. Нанесение масла на всю часть тела.

 

Имеется в виду то масло, что имеет аромат (например, оливковое или кунжутное масло), в отличие от миндального масла и т. п. Ношение (мужчиной) сшитого предмета одежды как минимум в течение всего дня (или всей ночи). Имеется в виду обычным способом ношения предмета одежды. Под «обычным» подразумева
ется, что при занятости определённым делом он мог бы комфортно этим заниматься притом, что предмет одежды оставался бы на нём.

 

Поэтому если паломник оборачивает сшитый предмет одежды вокруг талии, или набрасывает его поверх плеч, или накидывает на себя пиджак с рукавами, не продевая в рукава руки, то искупления за это не требуется, хотя это и является неугодным. Весь день – это промежуток от фаджра до магриба, а вся ночь – от магриба до фаджра. Но здесь подразумевается эквивалентный промежуток времени, то есть сюда, например, включается ношение сшитого предмета одежды с полудня до полуночи.

 

Укрытие (мужчиной) головы (четверти или более того) в течение как минимум всего дня (или всей ночи). Искупление требуется за нарушения, состоящие в совершении запретного, даже если это произошло по забывчивости, незнанию или в принудительном порядке. Поэтому, даже если голова окажется покрытой, когда человек спит, или её покроет кто-то другой, это всё равно считается нарушением и требуется искупление. Греха, впрочем, не будет, если нарушение не было совершено умышленно. Бритьё четверти или более головы (или бороды).

 

Для всех нарушений под бритьём подразумевается удаление волос любым способом, даже посредством натирания тела, хотя за то, что волосы выпадут сами по себе, штрафа нет. Бритьё одной или двух подмышек. Бритьё лобковой области. Подстригание всех ногтей (обеих рук и обеих ног) в одном сидении или (всех пяти) ногтей одной ноги или одной руки. Если это совершено в несколько сидений, то за каждую часть тела требуется по одному жертвоприношению, если были подстрижены все ногти той части тела. Пропуск сая.

 

Пропуск всех бросаний камней или бросания камней одного дня. Задержка бритья (или стрижки) сверх положенного для этого времени. Задержка тавафа посещения, второго столпа хаджа, сверх положенного для него времени. Время как для бритья (или стрижки), так и для тавафа посещения – от фаджра 10-го зуль-хиджи до магриба 12-го зуль-хиджи.

 

Принесение в жертву барана также требуется, если человек совершает этот таваф в состоянии малой нечистоты, или если он совершает таваф прибытия или прощальный таваф в состоянии большой нечистоты. Задержка стояния в Арафате сверх дня и в результате совершение его ночью (то есть оно будет всё ещё действительным до фаджра 10-го числа, но необходимый элемент исполнения его между зухром и магрибом окажется упущен).

 

Если паломник нанесёт благовония, наденет сшитый предмет одежды или побреет (или пострижёт) волосы по уважительной причине, то он может выбрать между принесением в жертву барана, пожертвованием трёх саа (10,8 кг) пшеницы (или её эквивалентной денежной стоимости) шести беднякам и трёхдневным постом. Как и в случае со всеми жертвоприношениями в хадже, это жертвоприношение должно быть исполнено на Заповедной территории и недействительно нигде более. А пожертвования и пост не ограничены местом. Кроме того, человек не обязан исполнять трёхдневный пост подряд.

 

Любое из следующих нарушений, совершённых паломником, требует пожертвования половины саа (1,8 кг) пшеницы (или её эквивалентной денежной стоимости): – нанесение благовония менее чем на всю часть тела; – покрытие (мужчиной) головы менее чем на весь день (или ночь); – ношение (мужчиной) сшитого предмета одежды в течение менее всего дня (или ночи); – бритьё менее чем четверти головы (или бороды); – бритьё чужой головы (или подстригание волос или ногтей другого человека); – совершение тавафа прибытия или прощального тавафа в состоянии малой нечистоты.

 

Эквивалентное пожертвование также требуется: – за каждый обход, пропущенный в прощальном тавафе, вплоть до трёх обходов (если пропущено четыре или более, приносится в жертву барашек); – за каждый ноготь, состриженный из пяти отдельных ногтей (то есть не принадлежащих одной части тела). То есть требуется эквивалентное пожертвование за каждый ноготь, состриженный с любой части тела, если не были сострижены все пять ногтей одной части тела, поскольку в таком случае за эту часть тела требуется принести в жертву барана.
 
 («Хаскафи». «Дурр мухтар», Ибн Абидин. «Радд мухтар»; «Тахтави». Хашия «Мараки фалях»; «Майдани». «Любаб»; «Маусили». «Ихтияр»; «Табьин Хакаик» Зейляи)

 


МУХАММАД ФАРУК АЗИМОВ