25 апреля
2024 года
поделиться
Категория: История

Из воспоминаний правнуков хафиза Шахбана Джавгарат, Джамилят, Исмаила и жителей села

Время – судья, и мы имеем право утверждать, что наши праведные предшественники отличались от нас тем, что они не были зависимы от мирских благ, и мир этот был у них в руках, а не в сердцах. Поэтому Всевышний Аллах дал им здоровье и долгие годы жизни.

Раньше в селе Кутлаб было много долгожителей, которым исполнилось 100 и более лет. Мы сейчас отчетливо понимаем, что приближение к Аллаху ﷻ – это чтение Корана, жизнь под сенью Корана, размышление над прочитанными аятами, повторение Корана и следование в делах тому, к чему призывает Коран. Всевышний Аллах наделил нас способностью говорить, благодаря которой мы имеем возможность выражать свои мысли и делиться своими знаниями, впечатлениями и чувствами.

 

Надо помнить, что всякое благо, которое приходит к нам, – от Аллаха ﷻ. Жизнь и здоровье, пропитание и одежда, благополучие, слух и зрение, воздух и вода, вера и разум – все эти блага дарит нам Всевышний Аллах. В каждом движении, в каждом взоре, в каждом дереве, в каждом цветке, в каждой горе – во всём сущем – знамения Аллаха ﷻ, благодаря этому до нас дошли сведения о святых людях. Дальше рассказ пойдёт о нашем праведном предшественнике Шахбане, да помилует его Всевышний Аллах.

 


По воле Всевышнего Аллаха в семье Маламухаммада из высокогорного селения Кутлаб Тляратинского района Дагестана родился сын, которому дали имя Шахбан. Точная дата рождения, к сожалению, неизвестна, а дата смерти указана на могильном камне Шахбана (по хиджре – 1319 год, а по григорианскому календарю – 1898 год), что соответствует рождению внуков и внучек сына Хайбулы (сын Шахбана). Шахбан от рождения был незрячим, но Всевышний Аллах даровал ему взамен феноменальную память и дар праведника.

 

Ещё в семилетнем возрасте слепой от рождения Шахбан, услышав прочитанные другими аяты Корана, запоминал их и заучивал наизусть. Уже в этом возрасте односельчане стали называть его хафизом. По достижении зрелого возраста он женился на женщине по имени Айшат, у них родилось четверо детей: Хайбула, Халилрахман, Рабият и Патимат, да смилуется над ними Аллах ﷻ. Не слыша от односельчан литературной речи, хафиз Шахбан разговаривал на литературном аварском языке, проявляя способности, дарованные ему Всевышним Аллахом.

 

Из рассказов односельчан, живших в то время в селении Кутлаб и знавших хафиза Шахбана лично, передаваемых из поколения в поколение, дошли до наших дней и сохранились в памяти людей следующие проявленные караматы (чудеса) при жизни хафиза Шахбана. До наших дней сохранился, как и в любом ауле Дагестана, годекан, где собирались сельчане и имели возможность пообщаться с ним. Хафиз Шахбан пользовался тем, что годекан был расположен перед его домом, и он постоянно бывал на нём, делясь своими знаниями и помогая большому количеству людей.

 

Естественно, поблизости собирались дети разных возрастов, готовые выполнить любое поручение старших. Обычно детей посылали за водой на родник, источник которого находился в 300–400 метрах от годекана. Хафиз Шахбан всегда просил подростка по имени Мухаммад сходить за водой. Мухаммад иногда делал вид, что не слышит зов и прятался, полагая, что слепой хафиз не может знать о его присутствии.

 

Тогда хафиз Шахбан звал его, произнося следующие слова: «Мухаммад, я знаю, что ты прячешься, только тебе доверяю принести воду из источника – как моему будущему зятю». Так и случилось – в зрелом возрасте Мухаммад женился на дочери хафиза Рабият. В те далёкие времена, чтобы обеспечить семью продуктами питания и товаром первой необходимости, односельчанам Шахбана приходилось совершать нелёгкий путь в Грузию или Азербайджан.

 

Хафиз Шахбан уже в то время имел видение и поделился им с односельчанами – о том, что в скором будущем горское население, в том числе и жители Кутлаба, будут обеспечены необходимыми продуктами питания. Сельские жители приобретут навыки выращивания фруктов и овощей, но в то же время наступит период тотальной бедности и голода людей. Такой период, как мы знаем, в истории Дагестана и России был.

 

О наличии у хафиза Шахбана дара от Всевышнего говорит и такой интересный случай из жизни. До настоящего времени в селе Кутлаб Дагестана говорят об обстоятельствах предвидения хафизом Шахбаном смерти своей дочери Патимат. Из воспоминаний следует, что его 15-летняя дочь Патимат вместе с женщинами весной пошла в лес за черемшой. Каким-то образом во время сбора она отделилась от остальных женщин и заблудилась в лесу. В это время хафиз Шахбан сказал своей жене о том, что дочь заблудилась в лесу и ночью семья потеряет её по воле Аллаха ﷻ – она уйдёт в иной мир.

 

Когда женщины заметили, что Патимат отсутствует, они стали искать её, но на зов она не откликалась. Потеряв надежду, с наступлением темноты женщины решили вернуться домой, чтобы с помощью сельчан продолжить её поиски. Испуганная Патимат нашла дорогу домой и вернулась поздно ночью, сразу легла спать, но больше не проснулась, находилась в постели без признаков жизни.

 

Мать, Айшат, оплакивала свою любимую дочь, прося Аллаха ﷻ, чтобы все корни черемши, что отняли жизнь дочери-красавицы, высохли, хотя ни один лепесток черемши, которую собрала Патимат, она не съела. Говорят, что у него был кашфу-карамат; его, слепого с детства, в народе звали хафизом. Множество людей сегодня в знак уважения к святому хафизу Шахбану (вали) регулярно совершают на его могилу зиярат.
Да украсит Всевышний Аллах могилу хафиза Шахбана и осветит его. Да одарит нас Аллах ﷻ его баракатом и примет все наши зияраты на его могилу. Амин.


ПРАВНУК ХАФИЗА ШАХБАНА , ИСМАИЛ ШАХБАНОВ