Самые ранние мечети Британии

Часть 1: Шейх Абдулла Куилльям, основатель ливерпульского исламского общества, и его отношения с халифом Абдулхамидом II Всё началось в здании Большого зала Святого Георгия в начале ХХ века в Ливерпуле, втором по величине порту Великобритании после Лондона. В этом самом впечатляющем из всех архитектурных символов британской власти состоялась императорская церемония. Худощавый джентльмен с тюрбаном на голове, в длинном одеянии стоял рядом с лорд-мэром Ливерпуля, чтобы официально поприветствовать иностранных сановников: махараджей, членов королевских семей и мировых лидеров. Это был Абдулла Куилльям-бей, первым в Британии получивший титул шейха уль-Ислам и ставший лидером британских мусульман по инициативе халифа и османского султана Абдулхамида II.

статья опубликована в номере: 7 (548) / от 01 апреля 2018 (Джумад уль-Ахир 1439 г.)
249

 Казалось, сейчас произойдёт что-то неожиданное. Как сообщила местная газета, «…сотни гостей собрались в Большом зале, в здании Империи, в том числе представители иностранных войск [индийской армии]. Когда они увидели его, весь полк встал и салютовал ему, но не британским военным салютом, а исламским – «Аллаху Акбар! Аллаху Акбар!».

 

Британский шейх, выступающий на императорском приёме в Ливерпуле и получивший столь неожиданное приветствие от солдатмусульман, родился в 1856 году под именем Уильям Генри Куилльям. Он воспитывался как набожный христианин и стал известным в стране юристом, специализирующимся на уголовном праве. В 1887 году он принял Ислам, взяв исламское имя Абдулла. Он описал обстоятельства, раскрывающие его приход в Ислам, таким образом: «...мой врач посоветовал мне отдохнуть с целью поправки здоровья и провести некоторое время в Гибралтаре.

 

После того как я прибыл в Гибралтар, я сел на корабль в Танжер, чтобы увидеть земли Марокко. Будчи на пароме, я видел, как марокканские паломники аккуратно черпали воду из моря, а затем старательно совершали омовение. Корабль отплыл, и как только он покинул порт, эти хаджи ровными рядами встали рядом друг с другом и начали молиться, в полном подчинении и спокойствии – они нисколько не были обеспокоены силой сильного ветра или качкой на корабле.

Шейх Абдулла Куилльям-бей, шейх уль-Ислам британских мусульман, в османском церемониальном костюме

Меня глубоко тронуло выражение их лиц, которые излучали полное доверие и искренность. Я был заинтригован и очень заинтересовался их религией, мне хотелось узнать всё о ней и о тех, кто в неё верит». После обращения в Ислам Абдулла Куилльям начал читать лекции об Исламе в Ливерпуле, а в 1891 году он использовал средства, полученные от эмира Афганистана, чтобы купить три дома, расположенные  по соседству, в районе Брогхэм Тэррес, Ливерпуль, чтобы основать там мечеть и мусульманский институт.

 

Мечеть Ливерпуля, хотя и представляла собой скромное по площади здание, была первой мечетью Британии, где мусульмане (в основном англоязычные) регулярно исполняли свои религиозные обязанности. Пятничные молитвенные проповеди проводились на английском и арабском языках. Хотя намазы проводились строго в соответствии с Шариатом, Абдулла Куилльям также организовывал и другие собрания, которые раскры
вали суть исламских религиозных практик для потенциальных новообращённых из числа христиан. Община росла – за двадцать лет Ислам приняли свыше 600 человек.

 

Хотя многие верующие были англичанами (некоторые из них были важными британскими деятелями), институт открывал свои двери всем мусульманам, которые жили или посещали Ливерпуль. Местный журналист того времени описал прихожан мечети как «великолепно одетых индейцев, турок и негров». В 1894 году титул шейха ульИслам, лидера мусульман на Британских островах, был официально присвоен Абдулле Куилльяму ос
манским султаном и халифом Абдулхамидом II (1842–1918).

 

Хотя ливерпульский мусульманский институт был скромным по масштабам, Абдулхамид II воспринимал талантливого руководителя института, его высокопоставленных новообращённых и его международную пропаганду – в качестве ключевых элементов его активной кампании по развитию панисламистского авторитета халифата. Положение мусульман в Британской империи вызывало особую озабоченность у халифа, особенно в Индии, в которой проживала большая часть мусульман мира и четверть населения Британской империи.

 

Эмир Афганистана и король Марокко также признали Абдуллу шейхом уль-Ислам мусульман Британии, и он был назначен вицеконсулом Персии. Его эрудиция как исламского учёного была признана при получении титула алима, присуждённого ему почтенным Исламским университетом Аль-Карауин в Фесе, Марокко. По мере того как сообщество ливерпульского мусульманского института росло, оно основало исламский колледж, библиотеку и читальный зал, музей и научную лабораторию, а также организовывались лекции и вечерние занятия как для мусульман, так и для немусульман.

Халиф и османский султан Абдулхамид II в последние годы жизни

Была основана школа-интернат для мальчиков и дневная школа для девочек, а в 1896 году была открыта «Медина» – дом для сирот и детей любой веры, оставшихся без попечения родителей.  Те, кто хорошо знал шейха Абдуллу, оставили нам воспоминания о его личности: «Он был необычайно харизматичным человеком. Обычно он одевался очень просто. Во время своих лекций он был словно река знаний и информации». Халид Шелдрейк, англичанин, принявший Ислам, писал: «Он был обаятельным, полным остроумия, добрым и терпеливым человеком, известным в Ливерпуле как «юрист бедных».

 

Так как в десятках случаев выступал в судах с делами людей, у которых не было и гроша, и он не брал с них никакой платы». Точно так же он был решительным сторонником бедных работающих женщин, и его особенно уважали за юридическую помощь детям в получении алиментов от отцов, которые отказались от них. Но в итоге вера шейха Абдуллы в закон Шариата стала для него препятствием в его деятельности в качестве адвоката английского права. Соблюдение им в судопроизводстве прежде всего законов Шариата привело к тому, что ему запретили заниматься юриспруденцией в Великобритании.

 

Он вынужден был покинуть страну и в мае 1908 года отправился в Стамбул, в дом своего покровителя – халифа, чтобы уже больше никогда не возвращаться в Ливерпуль. Отъезд руководителя, хотя и не сразу, привёл к распаду его любимого института. Но спустя какое-то время Куилльям вернулся в Британию под именем Харун Мустафа Леон и продолжил свою деятельность в качестве учёного и участника жизни мусульманской общины, сосредоточенной в мечети шаха Джахана в Уокинге под Лондоном, первой мечети, специально построенной на Британских островах.

 

С тем чтобы восстановить историческую мечеть, в 1996 году было образовано Общество имени Абдуллы Куилльяма в память о ливерпульской мечети и мусульманском институте. В 1997 году мемориальная доска, посвящённая его основанию, была открыта в Брогхэм Тэррес Патрицией Гордон, внучкой шейха Абдуллы Куилльям-бея, которая сказала: «Он остался в памяти человеком сопереживающим, большого мужества и опередившим своё время. Он был словно эталоном того, что хотелось бы видеть в каждом человеке».
 
 
ГАЙ (ГАЙДАР) ПЕТEРБРИДЖ
ПРОФЕССОР, СПЕЦИАЛИСТ ПО КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ И ИСТОРИИ ИСЛАМА, АВСТРАЛИЯ, РОССИЯ

Также в рубрике

Первые мечети северной Америки: мосты, связывающие с родиной

Ранее, в 18-м номере «Ас-салама» за 2017 год, мы рассказывали, как многие западноафриканские мусульмане были

Страны исламского культурного наследия: Турция, Сафранболу

(Сохраняя воспоминания об исламском сельском обществе) В исламском мире существуют небольшие

Битва при Карансебеше, или Как мусульмане выиграли кровопролитное сражение, не пошевелив и пальцем

Всё произошло в 1788 году. Тогда влиятельная австрийская империя задумала освободить от османского

Первые больницы мусульманского мира

8000 человек лечились в больнице Каира, открытой в XIII веке. Искусство врачевания во все времена пользовалось