23 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Мусульмане Венгрии сквозь века

История любого народа пластична – менялись эпохи и люди. Вот и получается, что нередко гены одного взятого человека содержат генетическую память многих народов.

А что же со странами? В этом плане Венгрия – просто удивительный регион. В её истории были периоды, когда большая часть населения исповедовала Ислам, а были и тёмные времена беззакония. Такова была история страны. Однако сейчас в связи с «арабской весной» и большим наплывом беженцев (в основном мусульман) на территорию Венгрии её правительство и обычные люди всё чаще начинают проводить дискриминационную политику в отношении новоприбывших.

 

Ибо «незачем исламизировать порядочную католическую страну»! Об «исламском» периоде в истории страны свидетельствуют арабские историки. Одним из первых об этом сообществе мусульман в центре Европы писал Якут аль-Хамави, который упоминает в том числе о студенте венгерского происхождения, изучавшем исламские науки в Алеппо (современная Сирия).

 

Так вот он рассказывал о том, что в Венгрии живёт большое количество мусульман, и они образуют вместе около 30 мусульманских деревень-общин. Как установлено, эта группа венгерских мусульман называлась Bszrmny (Босзормени – «бусурмане»). Они начали примыкать к группе народов мадьяра (предков венгров) в самом начале становления венгерской государственности и, возможно, были родоначальниками одного из семи племён в IX веке. Часть из них были переселившимися земледельцами и скотоводами, часть – наёмниками. Этнически они различались.

 

Первыми прибыли на землю Венгрии волжские булгаре (возможно, ещё и донские), которые к тому времени уже исповедовали Ислам. Затем, ближе к Х веку, переселились хорезмийцы. Работа мусульманского путешественника Абу Хамида аль-Гарнати, который провёл три года в королевстве (1150–1153), доказывает, что мусульмане, живущие в Королевстве Венгрии, состоят из двух групп: хорезмийцев и магрибцев. Мусульмане поселились несколькими группами в Карпатском бассейне. Их самые большие общины жили в южных частях Королевства Венгрии и в регионе, где Драва соединяет Дунай.

 

Другие значимые группы мусульман жили в Пестине и вокруг него, в Ниирсе (вокруг Хайдубозерме) и вокруг Нитра. При этом к началу XIII века мусульмане Венгрии говорили на венгерском языке, считая его родным, и активно использовали официальную в королевстве латынь, то есть полностью были интегрированы в общество и государство, сохраняя при этом свою религию. Следующая волна мусульманских переселенцев в Венгрию приходится на XI–XII века и связана с появлением на венгерской равнине мусульман из народа печенегов.

 

Несмотря на то, что венгерские правители были христианами, они первоначально очень лояльно относились к мусульманам, однако с середины XII века начинаются гонения на мусульман и принимаются искриминационные законы. Так мусульманам вводилась в обязанность постройка церквей в мусульманских поселениях, вводился запрет на обрезание, запрет на свадьбы между мусульманами (поддержка мусульмано-христианских семей), вменялось в обязанность употребление в пищу свинины и прочее.

 

Однако праведливости ради стоит отметить, что многие эти законы были приняты под жёстким давлением Ватикана (вплоть до прямых угроз королям и физическому устранению несогласных с продвижением католицизма) и исполнялись на местах весьма произвольно, то есть давление на мусульман было очень неравномерным. Вновь поставила мусульман вне закона «Золотая булла» короля Андрея II в 1232 году. Однако и она, как показывает история, исполнялась спустя рукава.

 

Такая нестабильность по отношению к своему собственному народу вкупе с феодальной раздробленностью привела к тому, что в 1241 году Венгрия подверглась нападению монголов, была разграблена и опустошена. При этом во время описания вторжения монголов в Венгрию арабо-персидский автор Ибн Саид (описывающий события со стороны монголов) указал, что в Венгрии есть биляд аль-башкирд, где под «башкирдами» имелись в виду именно венгры-мусульмане, которых он отделял от хунгар – собственно венгров-христиан.

 

После же монгольского похода в Венгрию следы мусульман там исчезают, как и печенегов. Мусульмане-венгры покинули страну и переселились, скорее всего, в Византийскую империю, которая на определённом этапе стала привлекать мусульман к службе, предоставляя им земельные наделы, о чём писал и аль-Гарнати ещё в XII веке. Таким образом, вероятно, мусульмане Венгрии обосновались в Балканских областях Византийской империи и сыграли определённую роль в создании Османского государства, а спустя три столетия вернулись на земли предков под мечом Сулеймана.

 

В 1290 году король Ладислаус IV Венгрии назначил бывшего мусульманина Миже в офис Палатина, и это является, пожалуй, самым последним упоминанием о мусульманах Венгрии до турецкого периода. Название Босзормени сохранилось как фамилия и топонимы, такие как Хайдубёзермерени. Турки вошли в Венгрию после битвы при Мохаче в 1526 году (сама Османская Венгрия просуществовала до 1699 года, хотя фактически часть южных венгерских земель была освобождена лишь к 1717).

 

С 1541 года они начали напрямую контролировать центральную часть страны и организовали пять вилайетов: Буда, Кание, Эгри, Варад (Орадя) и Темесвар. Большинство венгров были только рады появлению Османов. Дело в том, что в определённой степени в народной памяти была ещё жива информация о собственном мусульманском происхождении, кроме того, турки освободили местное крестьянство от непосильных налогов. Кроме того, Османы предложили крайне либеральные законы, в том числе и религиозные: ни одна религия не была запрещена для исповедания, хотя переход в Ислам и приветствовался.

 

Новое формирующееся мусульманское венгерское общество породило множество замечательных и талантливых людей, которые благодаря Исламу смогли выйти из народа и подняться по карьерной лестнице. В XVI веке, во время османского правления, в Венгрии родилось множество мусульманских личностей. Среди них наиболее важными были Великий визирь Османской империи Каниели Сиявуш-паша (из Надьканизы), который трижды выполнял эту функцию в период между 1582 и 1593 годами, а также знаменитый мевлевийский дервиш Пецеви Арифи Ахмед Деде.

 

В XVII веке в Османской Венгрии насчитывалось 165 школ и 77 колледжей и высших учебных заведений, в которых преподавали в том числе и исламские науки. Было возведено множество мечетей, бань, фонтанов и прочих архитектурных сооружений, которые украшали облик венгерских городов. Османская Венгрия переживала мусульманский ренессанс, который грубо и безжалостно был уничтожен Балканской реконкистой в начале XVIII века. Почти ничего из сооружений того периода не дожило до наших дней.

 

Во время реконкисты Венгрию покинуло большинство образованных мусульман. По сути, реконкиста отбросила Венгрию в дофеодальную эпоху, лишив её всех полученных за последние века достижений. В стране в очередной раз утвердился жёсткий католицизм без малейшего намёка на Ислам. Новая история Ислама в Венгрии была начата только с 1980-х годов.

 

Согласно данным 2011 года, в Венгрии насчитывалось 5579 мусульман (0,056% от населения): 4097 человек позиционировали себя как венгры по национальности, 2369 человек признавали наличие у себя арабских или турецких корней. Согласно данным Венгерского объединения мусульман, в стране всего около 32000 исповедующих Ислам, но многие до сих стараются не демонстрировать свою религию из-за жёсткого государственного и католического давления.

 

Организация мусульман Венгрии была создана 22 сентября 2000 года согласно закону о свободе вероисповедания. Но по сути – она интегрировала в себя весь опыт исламской деятельности в Венгрии начиная с 1987 года, когда существовала Мусульманская студенческая ассоциация. Таким образом, как и на Кубе, в Венгрии становление современного Ислама началось с иностранных студентов, часть из которых осталась работать в этой стране после окончания обучения.

 

Первая же мечеть в Будапеште была открыта только в 2011 году. При мечети была открыта и субботняя школа для детеймусульман. Хотя курсы при мечети посещают далеко не только мусульмане. В настоящее время большая часть мусульман Венгрии проживает в столице, 60% из них имеет арабское происхождение, 30% – турецкое, персидское и африканское, и 10% составляют коренные венгры.

 

Современная венгерская молодёжь довольно часто останавливает свой выбор на Исламе как самой актуальной религии. Мусульмане Венгрии довольно активно поддерживают связи с мусульманскими общинами соседних Словакии и Румынии. А главной проблемой уммы в настоящее время выступает её национальная разобщённость, поскольку арабы склонны следовать за арабами, турки – за турками, не объединяясь в единую общину для решения общих проблем.

 

Наибольшая эскалация началась с большим потоком беженцев, хлынувших в страну с началом «арабской весны». Эта проблема привела к тому, что правительство Венгрии всерьёз озаботилось проблемой национальной идентичности, религии и сохранения традиций. В связи с чем начало политику активного выдворения беженцев за территорию страны. В настоящее время положение венгерских мусульман довольно тяжёлое, хотя умма и продолжает своё постепенное развитие.

 

ФАТИМА МАНЗУР,
ШЕЙХУПУРА, ПАКИСТАН