24 апреля
2024 года
поделиться

Ответы на вопросы (по Ханафи) от 15.03.2017

1. Некоторые после намаза читают суры «Аль-Ихляс», «АльФаляк» и «Ан-Нас». Что говорится об этом в хадисах? 2. Как спал наш Пророк ﷺ? Хотелось бы правильно выполнять сунну. 3. Имеет ли право муж присвоить золотые изделия жены после её смерти? Он не покупал их, то есть всё было куплено женой на заработанные ею деньги до и после замужества. 4. Если я отправился сначала в один город на 15 дней, а через неделю или десять дней уехал на два-три дня в другой, за 200 км, могу ли я читать намаз сокращённо или мне надо читать его полноценно? 5. Можно ли мусульманину жениться на цыганке? 6. Кто должен читать азкары после намаза – имам или муэдзин? Если 7. От вечернего до ночного намаза – два часа, это ведь много! Где-нибудь сказано о времени между этими намазами? 8. Если человек, передвигаясь на машине, уснёт на несколько секунд, нарушается ли омовение? 9. Недавно купила ребёнку акварельные краски и художественную кисть. Кисть сделана из щетины пони, бывает из беличьей шерсти... Строительные кисти, щётки для чистки одежды, обуви также изготавливают чаще всего из волос животных. Можно ли пользоваться такими предметами? 10. Если произошёл выкидыш на седьмой неделе беременности, то после этого выделения будут как месячные (хайз) или послеродовое очищение (нифас)? 11. Как быть, если работодатель не разрешает уходить на джума под угрозой увольнения? Является ли в таком случае пятничный намаз фардом?

1. Некоторые после намаза читают суры «Аль-Ихляс», «АльФаляк» и «Ан-Нас». Что говорится об этом в хадисах?

Чтение данных сур после намаза является сунной. Передаётся от Абу Умама رضي الله عنه: «Читающему аят «Аль-Курси» и суру «Аль-Ихляс» после каждого пятикратного намаза не будет препятствовать вхождению в Рай ничего...» (передали Насаи, Табарани и Ибн Хиббан в сборнике достоверных хадисов «Сахих»). И передано от Укбы ибну Амира رضي الله عنه, что он сказал: «Мне повелел Пророк ﷺ, чтобы я читал «Аль-Муаввизатани», то есть суры «Аль-Фаляк» и «Ан-Нас» после каждого намаза» (передали имам Ахмад, Абу Давуд, Насаи и Тирмизи).


 

2. Как спал наш Пророк ? Хотелось бы правильно выполнять сунну. 

В книге «Мафатих уль-джинан» сказано, что желательно лечь на правый бок лицом к кибле, положив правую ладонь под щёку.
 

 

3. Имеет ли право муж присвоить золотые изделия жены после её смерти? Он не покупал их, то есть всё было куплено женой на заработанные ею деньги до и после замужества. 

Такого права он не имеет. После смерти жены нужно посмотреть, что осталось из её имущества, и, суммировав, разделить между теми, кто заслуживает долю из наследства. Что касается мужа, если у женщины нет детей, то половину оставленного получает муж. Если же у неё есть сын или дочь, то муж получает одну четвёртую часть. 
 

 

4. Если я отправился сначала в один город на 15 дней, а через неделю или десять дней уехал на два-три дня в другой, за 200 км, могу ли я читать намаз сокращённо или мне надо читать его полноценно? 

Если вы отправились в какой-либо населённый пункт, находящийся на расстоянии 81 и более километров, на 15 дней, то по прибытии в этот пункт вы совершаете намазы полноценно. Это место будет считаться «ватан икамат». Если же вам пришлось уехать из этого населённого пункта на расстояние сафара (81 км), то этот город перестаёт быть «ватаном икамат», и в пути вы должны совершать намаз сокращённо. А также после прибытия в какой-либо город, в котором намерены находиться меньше 15 дней, должны совершать намаз сокращённо» («Маракиль фалях»).

 

5. Можно ли мусульманину жениться на цыганке? 

Будь девушка цыганкой или какой-либо другой национальности, если она мусульманка или китабийя (христианка или иудейка), то её можно взять в жёны («Любаб»). Однако в женитьбе на китабийя есть нежелательность. Хорошо будет (до никяха или хотя бы после), если муж постарается привести её к Исламу или хотя бы приблизить, чтобы она уверовала в Пророка Мухаммада ﷺ и считала Ису عليه السلام пророком.

 

6. Кто должен читать азкары после намаза – имам или муэдзин? 

Азкары читаются вслух для того, чтобы обучить тех, кто не знает, как их читать. И разницы нет в том, кто их читает. Это может быть сам имам, или муэдзин, или кто-либо другой. 
 

 

7. От вечернего до ночного намаза – два часа, это ведь много! Где-нибудь сказано о времени между этими намазами? 

Время утреннего намаза начинается с появлением истинного рассвета и завершается незадолго до начала восхода солнца. Как только на горизонте появляется верхняя часть солнца, время намаза считается вышедшим. Истинный рассвет – это белизна со стороны востока, распространяющаяся вдоль горизонта. Перед наступлением истинного рассвета бывает ложный рассвет, который появляется не в ширину, а в длину.

 

Время обеденного намаза начинается после того, как солнце сдвинется от зенита к западу, и длится до времени, когда тень каждой вещи будет в два раза длиннее, чем эта вещь, если измерять от минимальной тени, которая была во время зенита. (Если установить метровую палку в землю и её тень во время зенита будет полметра, то время обеденного намаза закончится, когда величина тени будет два с половиной метра.)

 

Предвечерний намаз начинается с момента увеличения тени от той длины, при которой завершается обеденный намаз, и длится до полного захода солнца. Время вечернего намаза начинается после полного захода солнца и длится до исчезновения вечерней зари. Под вечерней зарёй имеются в виду красноты на горизонте. Время ночного намаза начинается после их исчезновения и длится до начала времени утреннего намаза (Хасан ибн Аммар аш-Шурунбуляли. «Маракиль фалях»).
 

 

8. Если человек, передвигаясь на машине, уснёт на несколько секунд, нарушается ли омовение? 

Что касается дремоты, когда седалище (анус) плотно прижато к какой-то поверхности и нет опасности выхода газов, то омовение не нарушается, даже если человек уснёт. А что касается дремоты, когда седалище прижато неплотно, или же в положении лёжа, то тут есть нюансы. Если человек слышит то, что говорят возле него, то это считается лёгкой дремотой, и она не нарушает омовения. Если же он не слышит того, что говорят возле него, то это считается глубокой (сильной) дремотой, и это нарушает омовение («Маракиль фалях», «Хашияту ибн Абидин»).

 

9. Недавно купила ребёнку акварельные краски и художественную кисть. Кисть сделана из щетины пони, бывает из беличьей шерсти... Строительные кисти, щётки для чистки одежды, обуви также изготавливают чаще всего из волос животных. Можно ли пользоваться такими предметами? 

Шерсть, волосы животных не являются наджасой. Поэтому такими кистями можно пользоваться. Но если щётки и кисти изготовлены из щетины свиньи, то нельзя. 

 

10. Если произошёл выкидыш на седьмой неделе беременности, то после этого выделения будут как месячные (хайз) или послеродовое очищение (нифас)? 

Нифас – кровяные выделения после рождения ребёнка или после выхода его большей части, даже если это выкидыш, у которого частично определилось телосложение. В вашем случае эти выделения считаются нифасом (Хасан ибн Аммар аш-Шурунбуляли. «Маракиль фалях»).
 

11. Как быть, если работодатель не разрешает уходить на джума под угрозой увольнения? Является ли в таком случае пятничный намаз фардом?

Джума-намаз имеет большое значение в Исламе. Пророк Мухаммад ﷺ говорил: «Кто пропустит три джума-намаза подряд без причины, тот будет записан среди лицемеров» (хадис передал ат-Табарани). В первую очередь надо учитывать, дозволена ли по Шариату ваша работа.

 

В сборнике фетв «Аль-Фатав ат-Татархания» сказано: «Рассказывается от шейха имама Абу Хафса аль-Кабира, что работодатель имеет право не пустить работника на джамаат-намаз и джума-намаз». Однако шейх Факих Абу Али ад-Даккак говорил: «Не дозволяется работодателю препятствовать работнику пойти на джума-намаз. (Это мнение приводится в «Ибн Абидине» и является наиболее весомым.)

 

Но при этом работник теряет долю из зарплаты за время отлучения, если расстояние до мечети дальнее. Если же мечеть находится рядом, то работник ничего не теряет из зарплаты». Итог: следуя более весомому слову, работник должен сделать всё возможное, чтобы пойти на джума-намаз. Нужно постараться договориться с работодателем.

 

Если всётаки не отпускают с работы, то, по возможности, лучше найти другую работу. Если и это тяжело, то, следуя второму слову, работник может не пойти на джума-намаз. Аллах ﷻ знает лучше. Стоит заметить, что это не относится к пятикратному фард-намазу. Работодатель не имеет права препятствовать в этом.