28 марта
2024 года
поделиться

Имам Абу Юсуф

Абу Юсуф Ансари являлтся имамом, знатоком хадисов, кази (кази, кади – судья), первым и особым учеником имама Абу Ханифы АльНумана. Он был известен своей памятью и был одним из первых кази в исламском государстве.

Родился Якуб Бин Ибрагим Бин Хабиб Ансари, известный как Абу Юсуф, в 113 г. хиджры / 731 г. григор. в городе Куфа. Он вырос в бедной семье и начал изучать исламские науки. Абу Юсуф выучил Коран, изучил арабский язык, фикх и основы (усуль аль-фикх – дисциплина исламского права, систематизирующая источники, основы теории и методологии юриспруденции, является совокупностью четырёх «основ»: Корана, Сунны, иджмы и кияса).

 

Он был известен своим остроумием. С раннего возраста начал изучать хадисы, учился у Абал Исаака аль-Шайбани и Яхьи бин Саида аль-Ансари, Хишама Ибн ‘ Урва и Ата бин Саиба. Изучил историю газаватов и арабскую историю у Мухаммада ибн Исхака. Абу Юсуф Ансари – автор «Сирату Набавия». Он был учеником Абд аль-Рахмана Ибн Аби Лайла, известного факиха в Куфе, и со временем присоединился к тем, кто брал уроки у имама Абу Ханифы. Жизненные трудности вынудили его зарабатывать на жизнь.

 

Когда об этом узнал имам Абу Ханифа, он взял на себя решение всех трудностей одарённого ученика и помог ему финансами, чтобы имам Абу Юсуф полностью посветил себя изучению исламских наук. Двадцать лет оставался Абу Юсуф учеником Абу Ханифы. Путешествия для получения знаний Профессор Шариата на факультете дар Аль-улум Каирского университета Набиль Ганаим сказал: «Сильное желание к изучению знаний вынудило Абу Юсуфа выйти в путь в сторону лучезарной Медины.

 

Там он изучил науку хадисоведение и фикх у имама Малика. Когда имам Абу Юсуф укрепился в науке, он вернулся в Ирак и начал вести уроки. Стал кази (судьёй) в 166 г. хиджры / 782 г. григор., во время правления Аббасидского Халифата «Махди». Абу Юсуф был известен богобоязненностью и твёрдостью в следовании истине. Был главным судьёй во время правления халифа Харуна аль-Рашида.

 

Абу Юсуф проявлял усердие в распространении ханафитского мазхаба». Абу Юсуф был мухадисом и факихом. Из-за его проницательности и углублённости в знаниях укрепились его отношения с халифом Рашидом, и он стал одним из приближённых правителя. Халиф советовался с Абу Юсуфом в мирских и ахиратских делах. Кази Абу Юсуф оставил много трудов написанных им: это книги «Молитва», «Закят», «Пост», «Фараиз», «Продаж», «Худуд», «Асар», «Харадж» и др.

 

В своей книге «Ихтилаф Абу Ханифы и Ибн Аби Лайла» Абу Юсуф собрал вопросы, относительно которых Абу Ханифа и Ибн Аби Лайла расходятся во мнениях. Абу Юсуф заменил своего учителя Абу Ханифу Признанный учёными своего времени самым знающим в вопросах юриспруденции, Абу Юсуф был первым, кто составил книгу «Основы фикха» по учению имама Абу Ханифы.

 

Передаётся от Абу Ханифы, что он сказал о своих учениках: «Были со мной тридцать шесть человек, двадцать восемь из них подходят для судейства, шестеро подходят для вынесения фетв и двое подходят для дисциплины и контроля над судьями и людьми, выдающими фетвы», – и указал на Абу Юсуфа и Зуфара.

 

Передают от Хилала Раии, что Абу Юсуф выучил толкование Корана, историю газаватов и жизнь арабов и хорошо знал фикх. Учёный Ислама покинул этот бренный мир 5-го числа месяца Рабиуль Авваль 182 г. хиджры. Джаназа-намаз совершил над ним халиф Харун аль-Рашид и приказал, чтобы его похоронили в гробницах Курайшитов.

 

МУХАММАД ФАРУК АЗИМОВ