18 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Шейх Хабибурахман аль-Хусайни (1250–1322 гг. х.)

Шейх Хабибурахман бин ас-Саййид Имдад ‘Али альКазими аль-Хусайни альМадани ар-Радувлави – выдающийся учёный-богослов, суфий и хадисовед – родился в 1250 году хиджры в индийском городке Радувла, в котором жил его отец. Его родословная через нашего господина Мусу аль-Казима (ум. в 183 г. хиджры) восходит к нашему господину Хусайну رضي الله عنه, сыну Али бин Абу Талиба  и Фатимы аз-Захры, дочери любимого нами Посланника Аллаха ﷺ.

Шейх Хабибурахман был благочестивым, отрешённым от мирской жизни и скромным человеком. Он отличался своей богобоязненностью и скрупулёзностью в соблюдении предписаний религии. Из мирского имущества он обладал лишь тем, чем можно было укрыть своё тело или благодаря чему он мог выпрямить свою спину. Если ему нравилось имеющееся у него имущество, то он расходовал его и раздавал в качестве добровольных пожертвований.

 

Мирское имущество поступало к нему, а он отказывался пользоваться им. Он часто призывал благословление и приветствие в адрес Посланника Аллаха ﷺ, стал выдающимся учёным-богословом, познавшим Всевышнего Творца. Шейх Хабибурахман рос в городе Радувла недалеко от Дели и учился у достойных учёных этой местности. Затем в поисках знаний он отправился в известные города.

 

Любовь к знаниям подвигла Хабибурахмана к путешествию в Каир, где он оставался в течение определённого периода времени, приобретая знания у учёных университета аль-Азхар. Там он посетил множество уроков по различным отраслям наук, обучился методам чтения Корана. В университете аль-Азхар уроки по философии вёл известный авторитет ваххабитов Джамалуддин аль-Афгани.

 

Шейх Хабибурахман немного послушал его, затем взял свои сандалии и быстро убежал оттуда, преодолев большое расстояние, пока не дошёл до дома, в котором проживали выходцы из Хиджаза. Там он перевёл дух, а находившиеся там люди спросили его о случившемся. Он сообщил им о человеке, который преподавал философию, чья речь производила на сердце сильное завораживающее впечатление, из-за чего он испугался искажения вероубеждения и сбежал оттуда, бросив урок и преподавателя, дабы его веру не постигли беда и неисправность.

 

После этого он решил направиться в Хиджаз, дабы совершить большое и малое паломничества и испить из чистых источников наук в обеих мусульманских святынях – Мекке и Медине. После выполнения обязательного хаджа он решил обосноваться в Мекке, посещая научные кружки в Заповедной мечети. В частности, он всегда посещал уроки славного крупного учёного шейха Ахмада бин Зайни Дахлана аль-Хасани (ум. в 1304 г. х.) – шейха учёных, суфийского наставника и муфтия шафиитской богословскоправовой школы Ислама в Мекке.

 

В 1280 году хиджры он получил от шейха Дахлана общее разрешение на обучение религиозным наукам. Когда в 1290 году хиджры в досточтимой Мекке было основано медресе ас-Савлатийа, являвшееся первым и самым древним регулярным учебным заведением на всём Аравийском полуострове, то его основатель – крупный учёный шейх Мухаммад Рахматуллах аль-Ханафи аль-Усмани (ум. в 1308 г. х.) – выбрал шейха Хабибурахмана для преподавания в нём.

 

Однако последний поставил ему одно условие: не назначать ему заработной платы. Так он стал на безвозмездной основе заниматься преподавательской деятельностью, веря в Аллаха ﷻ и надеясь на Его вознаграждение. Основатель медресе почитал и уважал его, приближал к себе. Аль-Усмани за свой счёт назначил отдельного человека для услужения шейху Хабибурахману, обеспечил его едой и жильём.

 

Всякий раз, когда шейха одолевало желание посетить один из двух священных городов, шейх ездил из одного в другой. При этом он продолжал поддерживать связь с медресе ас-Савлатийа – каждый раз, приезжая в Мекку, он останавливался там, и студенты разумно пользовались его присутствием.

 

Шейх Хабибурахман был искусен в науках, усерден в их изучении. Он ещё с раннего возраста был обращён к науке и достиг высокого уровня в знаниях. Учёным и студентам стало известно о его достоинстве, и они из дальних и ближних областей устремились к нему. Шейх внял их просьбе и основал свой отдельный научный кружок, от которого множество людей получили пользу. Его кружок, будь он в Медине или в Мекке, бывал переполнен любителями знаний и его мюридами, и слава о нём разошлась по странам.

 

В свою эпоху шейх аль-Казими был учителем-наставником в основных науках. Он был превосходным учёным-правоведом, суфийским духовным наставником, литератором, поэтом, чтецом Корана, обладавшим семью методами чтения, был особо искусен в ханафитском праве. Так он устраивал научные кружки в обоих священных городах, а когда приезжал в Медину, практически всё своё время проводил в мечети Пророка , обучая и наставляя людей. Отлучался он лишь по нуждам.

 

А в конце своей жизни шейх предпочёл оставаться в лучезарной Медине до самой кончины. Шейх Хабибурахман обладал широким кругозором. Читал книги по древней и современной поэзии и прекрасно усвоил её. Он был превосходным поэтом Хиджаза. Однако его стихи не дошли до нас, кроме тех, что посвящены восхвалению Пророка ﷺ и написаны на урду.

 

Он хорошо знал следующие языки: арабский, урду, фарси и турецкий, мог писать, разговаривать и читать проповеди на каждом из них. Кроме того, знал культуру и литературу носителей этих языков. Как-то раз один из учеников шейха преподнёс ему в дар бидон хорошего мёда из Таифа. Каждый день после совершения утренней молитвы и возвращения из мечети аль-Харам он принимал этот мёд. Так дело продолжалось несколько дней.

 

В один из дней шейх раздал весь мёд студентам и ничего не оставил себе. Когда его спросили о причине его поступка, он рассказал, что прежде по завершении утренней молитвы он ещё долго оставался в мечети в спокойствии. А когда он начал принимать мёд, то собственное эго (нафс) стал внушать ему, чтобы он скорее вернулся из аль-Харама, чтобы принять мёд, и это нарушало его покой и стабильность. Затем он добавил, что нужно наказать эго, поэтому он и раздал мёд таким образом.

 

У шейха было множество учеников, среди которых был и шейх Мухаммад Али бин Захир аль-Витри аль-Хусайни, получивший от него иджазу – разрешение на духовное наставничество по шазилийскому тарикату и является 41-м шейхом в цепи духовной преемственности этой ветви суфизма. У шейха Хабибурахмана учился и шейх Усман бин Абдуссалам адДагистани (ум. в 1325 г. хиджры), чья родословная, как пишут учёные-богословы и историки, также восходит к семейству Пророка ﷺ.

 

Шейх Усман был из Ширвана, который в то время входил в состав Дагестана (ныне в Азербайджане), его семья известна в Медине как ад-Дагистани и популярна своими знаниями и достоинством. Он был преподавателем мусульманского права и хадиса в мечети Пророка ﷺ, а позднее и муфтием ханафитского мазхаба в Медине. Потомки этого шейха Усмана и сейчас живут в Медине.

 

Шейх Хабибурахман не проявлял большой заботы о написании книг и не занимался этим. Он написал лишь несколько произведений, связанных с толкованием Корана, суфизмом и поэзией. Прожив жизнь, переполненную достойными благими деяниями на пути возрождения этой религии единобожия, шейх Хабибурахман скончался 1322 года по хиджре. Заупокойную молитву по нему совершили в мечети Пророка ﷺ, и шейха похоронили на известном кладбище аль-Баки‘.


МУХАММАД АЛЬ-ИНЧХИ