24 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Интервью

Своя рубашка ближе к телу

Одежда бывает разной – тёплой, красивой, новой, любимой, простой. Как мы выбираем, что нам надеть сегодня? Какую ставим цель – затеряться в толпе или, наоборот, о чём-то заявить?

Одежда – часть информации о себе, которую человек согласен обнародовать. Но она может рассказать про нас и то, о чём мы не задумываемся, но к чему причастны. Об одежде и не только будет наш разговор с Зейнеб Баировой, мусульманским психологом-теологом, координатором Всекрымского просветительского проекта «Файдалы илим» при ДУМК (г. Симферополь, Крым), недавним спикером «Женской гимназии» (проект ДУМ РТ, г. Казань).

 


– Зейнеб-ханым, уже в детстве девочки по-другому относятся к своей одежде, нежели мальчики: обращают внимание на кружева, банты, рюши. Всё дело в гендерной разнице?

– Одежда в любом человеке порождает определённые чувства. Так, в одном из американских университетов был проведён эксперимент с целью выяснить, что чувствуют люди, надевая какой-то вид одежды. Добровольцам было предложено примерить белые докторские халаты и какоето время оставаться в них. Опрос участников показал, что они действительно ощущали себя медиками.

 

Бесспорно, женщина в вопросах одежды и внешнего вида более щепетильна. Ведь она и создана иначе, нежели мужчина. Это проявляется во всём. Например, одну и ту же фразу мужчина и женщина слышат по-разному. Мужчина воспринимает в основном информативную часть, а женщина улавливает оттенки интонаций, эмоций. Женщина чувствительнее мужчины. Это, конечно, неспроста.

 

Чувства, интуиция, утончённое восприятие необходимы женщине как матери и супруге, например чтобы понимать причину плача младенца или невысказанное переживание мужа. Однако эту свою особенность женщина должна использовать во благо. Ибо её чувственное восприятие в какой-то степени – её превосходство. Неслучайно Пророк  предупреждал о «коварстве женщины».

 

– Что значит для женщины использовать свой потенциал во благо?

– Прежде всего речь идёт о заботе женщины о своей семье, ближайшем окружении. В большой семье, объединяющей несколько поколений женщин, всегда найдётся возможность приложить свои таланты и сноровку. Мало того, семья во многом держится на жене и матери, требуя от неё постоянной включённости в ситуацию, принятия решений, умения быть одновременно на разных «уровнях сложности». 

 

– Всё это забирает у женщины немало сил. А где черпать энергию?

– Да, женщина дарит свою энергию близким. Мусульманка делает это ради Аллаха , поэтому не тяготится своими заботами. Однако и она устаёт, начинает время от времени чувствовать опустошение внутренних резервов. Как же мусульманке пополнять свою энергию?

 

Прежде всего – через поклонение Творцу. Ибада – реальный источник жизненных сил. Но она должна быть искренняя и… всеохватывающая. Каждое благое дело, совершённое нами с ниятом ради Аллаха , превращается в ибаду, иншааллах. Этот душевный труд не потеряет своей ценности ни в жизни, ни после неё.
Одной из функций одежды является защита и сохранение женщины в духовном и физическом плане.

 

Её одежда закрытая, значит, ограждает свою хозяйку от дурного глаза, двусмысленных намёков или прямых оскорблений. Она чисто женская, не похожая на мужскую, значит, сохраняет женское естество своей обладательницы, не допускает развития и проявления в ней маскулинных качеств. Важно также, что Ислам предостерегает от высокомерия при ношении одежды, как и при использовании любой Милости Аллаха .

 

В Коране сказано (смысл): «О потомки Адама  ! Уже Мы ниспослали вам одеяние, которое прикрывает вашу наготу [необходимую одежду], и наряды [для приукрашивания]. А одеяние богобоязненности лучше. Это из Знамений Аллаха  – чтобы вы вняли» (сура «Аль-Араф», аят 26). Таким образом, вполне бытовое действие – выбор одежды – может стать видом поклонения, если помнить о Том, Кто нам одежду предоставляет и зачем, если намереваться и своим внешним видом стремиться к Довольству Всевышнего, к «одеянию богобоязненности».

 

В этом смысле показательна национальная одежда мусульман в разных частях света. Ислам задал им конкретные требования, но не ограничил многообразия форм. Мы видим это по женским костюмам крымских и казанских татар, кавказских и других мусульманских народов СНГ и мира в целом. Национальная одежда соответствует требованиям Ислама и в то же время несёт свой многовековой колорит.


– Зейнеб-ханым, современные мусульманки обычно покрываются палантином, платком, то есть по их головному убору, как правило, не угадать национальную принадлежность. Как вы на это смотрите?

– Ислам универсален, он позволяет каждой народности сохранять свою самобытность. Поэтому наша религия и распространилась по земле. Аллах  предусмотрел для каждого народа в той местности, где он проживает, всё необходимое – климат, ландшафт, источники воды, пропитание и пр. Например, в нашей полосе зреют яблоки и груши, а в Африке – бананы. Нам, жителям этой климатической зоны, нужны именно яблоки с грушами.

 

Хоть и появились теперь бананы, они не стали для нас ни полезнее, ни востребование наших фруктов. Так же и хиджаб, это женский головной убор. По миру много его разновидностей. Опять же в зависимости от климата, образа жизни, исторических занятий тех или иных народов. У крымских татарок – это сохранившийся с давних времён комплект: феска и поверх неё шаль.

 

Столетиями наши бабушки и прабабушки именно таким образом покрывали голову. Поэтому нет нужды оглядываться по сторонам в поисках чужих «бананов», когда у нас есть свои «яблоки»! Сегодня в Крыму многие девушки и женщины используют в гардеробе наши национальные фески и шали (шарфы) на голову. 

 

Зейнеб-ханым, нередко слышатся разговоры, дескать, у наших бабушек не было принято покрывать голову полностью. Что вы на это ответите?

– Мне также приходится слышать или читать подобное. Не только в Крыму, но и в среде поволжских татар и мусульман Кавказа. Такого рода измышления основываются, на мой взгляд, на незнании собственной истории. Это печально, но одновременно это повод задуматься – как вернуть людям правильное представление об их же предках?

 

Для этого всем нам необходимо возрождать историческую религиозную память через изучение своих корней – традиций ведения быта, приготовления пищи, совершения обрядов никяха, погребения и пр. История своего народа не обманет, наоборот, позволит сохраниться каждому народу как полноценному сильному этносу, способному идти вперёд и решать новые задачи. Иншааллах.

 

 БЕСЕДОВАЛА  ГУЗЕЛЬ ИБРАГИМОВА