20 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Месяц милости Аллаха ﷻ

Чистота – то, к чему стремится каждый из нас. Именно чистота мыслей, желаний даёт настоящую лёгкость бытия.

До начала месяца Раджаб остались считанные дни. Что значит наступление этого месяца в жизни мусульманина?


Раджаб – седьмой месяц лунного календаря, один из трёх священных и запретных месяцев в Исламе. Время, когда каждый мусульманин особенно ограничивает себя от всего греховного, когда чистота тела и души находятся в гармонии. Раджаб как первая ступенька на пути к месяцу Рамадан.

 

Нам нужно сделать только первый шаг, очистить мысли от скверны, привести в порядок дела и принять сердцем Всевышнего. Именно поэтому и Пророк ﷺ, когда видел луну месяца Раджаб, молился Аллаху ﷻ со словами: «О Аллах ﷻ, сделай месяцы Раджаб и Шаабан благословенными для нас и дай нам достичь Рамадана (то есть продли нашу жизнь вплоть до Рамадана, чтобы мы могли получить пользу от его достоинств и благословений)».

 

Слово «раджаб» происходит от «арруджуб» («возвеличивание»). Именно в этом месяце произошли события, которые известны всем мусульманам как аль-Исра (переселение) и аль-Мирадж (вознесение на небеса). 
Этот месяц ещё называют Раджабом Музара (в честь одного из предков Пророка ﷺ, потому что именно его племя не смещало этот месяц, в отличие от других арабов, которые, не желая останавливать войну, переносили Раджаб на другое время).

 

Месяц Раджаб является одним из священных, запретных месяцев в Исламе, и об этом Всевышний в Коране сказал (смысл): «Воистину, количество месяцев, которые перечислены на Хранимых Скрижалях, – двенадцать – со дня создания физических тел и времени. Четыре из них запретные: Зуль-каада, Зуль-хиджа, Мухаррам и Раджаб.

 

И эта запретность – верный путь, путь Ибрахима عليه السلام и Исмаиля عليه السلام. Так перенимайте же это от них. И не притесняйте самих себя, совершая греховное во время этих четырёх месяцев, поскольку грех в них тяжелее, чем в иные времена...» (сура «Ат-Тавба», аят 36). Аль-Бухари и Муслим от сподвижника Абу Бакрата رضي الله عنه передали хадис, в котором говорится: «Год состоит из 12 месяцев, четыре из которых являются запретными, три из которых идут подряд: Зуль-Каада, Зуль-Хиджа, Мухаррам и Раджаб Музара, который между Джумадой и Шаабаном» («Сахих аль-Бухари», № 6893; «Сахих Муслим», № 3179).

 

Запретными эти месяцы являются, потому что:

1. Запрещено вести военные действия, если только враг не нанесёт удар первым. Обороняться даже в эти месяцы не запрещено.

2. Грех, совершённый в эти месяцы, превышает тот, что совершён в другие. Именно поэтому Аллах ﷻ в Коране предостерёг нас от совершения запретного в них, сказав (смысл): «...И не притесняйте самих себя, совершая греховное во время запретных месяцев» (сура «Ат-Тавба», аят 36). Несмотря на то, что совершение запретного грешно не только в период этих месяцев, но в это время грех многократно увеличивается!

 

По этой же причине и воздаяние за благие поступки, совершённые в течение месяца Раджаб, намного ценнее для мусульман. Пост, как известно, является одним из самых важных видов богослужения, поскольку пост, в отличие от многих других видов поклонения, скрытый, о нём знают только Аллах ﷻ и постящийся.

 

Кроме того, в достоверном хадисе, приводимом имамом Абу Давудом, говорится: «…Постись во время запретных месяцев и разговляйся, постись во время запретных месяцев и разговляйся, постись во время запретных месяцев и разговляйся…» («Сунану Аби Давуда», № 2073).

 

Исходя из вышеупомянутого хадиса, нам следует максимально стараться в эти священные месяцы совершать как можно больше благих поступков, стараться поститься. Конечно же, лучше будет, если есть возможность, поститься весь месяц, но если не получается, то хотя бы по мере возможности.

 

Тем более это будет и подготовкой к священному месяцу Рамадан, в котором пост обязателен для каждого мусульманина, у которого нет обоснованных по Шариату причин не держать его. Как мы уже упомянули, в этот священный месяц произошло ещё два чуда: аль-Исра – путешествие Пророка ﷺ из мекканской мечети «Аль-Харам» в мечеть «Аль-Акса» в Аль-Кудсе (Иерусалим), а также Мирадж – последовавшее за этим вознесение Посланника ﷺ на небо и достижение того места, о котором нет знания ни у ангелов, ни у джиннов, ни у людей.


Обо всём этом и о том, как произошло это чудо, мы подробно расскажем в следующем номере.


АНСАР РАМАЗАНОВ