Древняя и полная тайн Удмуртия

Сегодня Удмуртская Республика – довольно развитый промышленный, а также аграрный край, где, соблюдая принципы взаимоуважения, живут представители разных конфессий и более чем сотни национальностей. Численность населения составляет свыше полутора миллиона человек, большинство из которых живёт в городах.

статья опубликована в номере: 6 (547) / от 15 марта 2018 (Джумад уль-Ахир 1439 г.)
166

Согласно переписи населения, в республике живёт около 60% русских, на втором месте – удмурты, примерно 30%, а на третьем – татары, 6–7%. Коренное население этого удивительно прекрасного края – удмурты, у которых очень древние и богатые история и культура. Столица республики – знаменитый оружейный город Ижевск. 

 

Учёные считают, что на этом месте первые поселения появились ещё в III–V веках н. э., поскольку там были обнаружены останки двух городов, типологически соответствующих эпохе Средневековья. Как выяснилось, они были построены из деревянных брусьев и были довольно укреплёнными.

 

Их окружали специально вырытые рвы и валы. Жители этих поселений были хорошими воинами и позаботились о безопасности мест, в которых жили. Другой важной археологической находкой Ижевска является могильник, который относится примерно к IV–V вв. История ижевских земель неразрывно связана с татарами.

 

В своё время земли входили в Казанское ханство. Но в 1552 году, после третьего казанского похода, в результате которого Ивану Грозному удалось покорить Казань, был положен конец существованию этого великого ханства. А уже к 1558 году завершился процесс вхождения земель нынешней Удмуртии под крыло государства Русского.

 

В те далёкие времена жил известный татарский князь Багиш Яушев. Именно ему в 1582 году Иван Грозный пожаловал земли, расположенные в низовьях Ижа, где и был заложен фундамент владельческой татарской Терсинской волости. А позже, уже в 1733 году, потомки Багиша Яушева свои наследственные владения продали дипломату Российского государства Алексею Ивановичу Тевкелеву, который был татарином, его имя по рождению было Кутлу-Мухаммед Мамешевич.

 

Служивые люди часто величали себя, наряду с основным, и русским именем и отчеством – для удобства употребления в среде, где русская речь и культура были основными. Многие для успеха и карьерного роста наряду с именем меняли и веру, переходя в Православие. Но свидетельств того, что Кутлу-Мухаммед принял другую веру, нет.

 

Мечеть «Иман Нуры», г. Ижевск

Ислам

 

Мусульмане в Удмуртской Республике – вторые по численности представители традиционных конфессий России. Ислам в регионе имеет богатую и многовековую историю. Мусульманское население региона составляли в основном татары, башкиры, бесермяне (до XVIII века), некоторая часть удмуртов.

 

Научные и археологические свидетельства подтверждают, что религию Ислам на территории нынешней Удмуртии исповедовали очень давно. У древнего городища Иднакар были обнаружены мусульманские кладбища XII–XIII вв. В деревне Гордино нашли булгарский могильный камень 1323 года.

 

После 1489 года, когда Каринское княжество вошло в Русское государство, начались процессы миграции татар на север современной Удмуртии. Позднее татарские поселения появились и на юге Удмуртии. Активная фаза массовой миграции началась после завоевания Казанского ханства. Правоверные испытали много трудностей, в том числе гонения и насильственное крещение. Но, несмотря на это, удалось сохранить свою веру и самобытную культуру.

 

Действовали мечети в таких деревнях, как Сосмак, Татарский Тоймобаш, Тавзямал, Варино-Алексеевское и другие. Довольно компактно мусульмане проживали и в городах, в том числе в Ижевске, Сарапуле, Воткинске, Можге. В 1908 году в г. Сарапуле была открыта мусульманская библиотека-читальня, действовал дом для молитв и шёл активный сбор для строительства мечети.

 

Но революция 1917 года остановила этот процесс. А в самом Ижевске в 1846 году на месте, где когда-то существовало татарское поселение, на деньги, выделенные оружейным заводом, была построена соборная мечеть. Это был уникальный случай, когда правление завода обратилось с просьбой к властям разрешить построить на своей территории мечеть за его счёт. В 1910 году мусульманами была открыта своя религиозная библиотека.

 

Второй дом Всевышнего верующие построили сами, за счёт пожертвований, в 1916 году. К 1917 году лишь в одном уезде насчитывалось свыше 30 татарских населённых пунктов и действовало около 25 мечетей. В XIX веке количество мечетей росло, но незначительно. Существовал госконтроль, который следил за тем, чтобы не появились «неуказные» мечети. Но всё равно строили и без разрешения.

 

В Глазовском уезде в 1826 году из шести действующих только три были «указными». Основным препятствием для правоверных в строительстве культовых сооружений было повеление властей не допускать, чтобы мечеть послужила «соблазном в вере для христиан и новокрещен».

 

Лишь в 1905 году, с изданием Манифеста о свободе вероисповедания, ситуация поменялась и резко возросло количество мусульманских храмов в Глазовском уезде. Особое значение уделялось и религиозному образованию. В каждом населённом пункте были мусульманские религиозные учебные заведения, в которых дети, как мальчики, так и девочки, получали бесплатное и притом хорошее образование. Обучение было раздельным.

 

Но не разделяли детей по сословиям, образование было общедоступным, и потому население было грамотным, образованным и культурно развитым. Но всё кардинально поменялось после Октябрьской революции 1917 года. Почти все культовые объекты были закрыты, наступательно шёл процесс репрессий и антирелигиозной пропаганды.

 

Имамы и религиозные деятели подвергались гонениям и были репрессированы как служители религиозного культа и «кулаки». Но, несмотря на это, к началу Великой Отечественной войны на территории Удмуртии функционировали шесть мусульманских организаций. Религиозные деятели тех времён активно призывали народ выступить против немецко-фашистских захватчиков.

 

И мусульмане Удмуртии героически воевали на полях сражений, защищая Родину, многие из них не вернулись, отдав свои жизни ради свободы и мира будущих поколений. В годы войны по приказу Сталина был начат процесс определённой либерализации по отношению к религиозным организациям. Были возвращены некоторые конфискованные объекты религиозного значения и реабилитированы имамы. Но всё же этот процесс носил формальный характер, и после смерти Сталина религия считалась не чем иным, как пережитком прошлого. 


Новое возрождение духовности началось в Удмуртии после развала Советского Союза. Появились религиозные объединения, мусульмане стали собираться для совершения пятничных молитв и массово отмечать религиозные праздники. Резко ощущалась нехватка квалифицированных религиозных кадров.

 

Мусульманские общины стали резко увеличиваться за счёт трудовых мигрантов из Средней Азии и Северного Кавказа. Сегодня мусульмане региона – активные участники общественной жизни. О том, как живут современные мусульмане в Удмуртии, мы подробно расскажем в следующих номерах нашей газеты.

 


ИЛЬНУР ФАЙЗУЛЛИ

Также в рубрике

Татарский Валдай

Праздник Изге Болгар жыены отмечается в Болгаре без малого 30 лет. Посвящён он принятию Ислама Волжской

Научный форум на Южном Урале

В Уфе в Конгресс-холле прошла Международная научная конференция «Традиционный Ислам в России и Зайнулла

Гeрой нашeго врeмeни из Тулы

В мире много известных людей, которые ежедневно мелькают на экранах телевизоров, заполняя эфир

Якутия – уникальное достояние человечества

Республика Саха (Якутия) – один из прекраснейших регионов Российской Федерации, особая территория, которая