25 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Общество

5 ответов на вопросы о благотворительности

Сподвижник Пророка ﷺ Усман ибн Аффан رضي الله عنه однажды сказал: «Если к вам пришёл бедный и нуждающийся, знайте, что Господь почтил вас сверх меры». Наш Пророк رضي الله عنه всегда самоотверженно помогал тем, кто нуждался в материальной и моральной поддержке, всем сиротам, бедным и оказавшимся в нужде. Мы читали о примерах, свидетельствующих о его исключительной щедрости, привычке раздавать нуждающимся всё, что оказывалось у него в руках. Ведь он делился с окружающими даже предложенной ему едой и никого не отпускал с пустыми руками.

Такое поведение стало хорошим примером для мусульман, которые осознали необходимость непрерывного совершения добрых дел. В результате появились мечети, медресе, мосты, бесплатные столовые, благотворительные фонды и другие учреждения.

 

Такое понимание необходимости оказания помощи способствовало утверждению соответствующего духу Ислама принципа: «Самый достойный из людей тот, который полезен людям. Самое лучшее добро то, которое расходуется на пути Аллаха ﷻ. А самое лучшее из того, что расходуется на пути Аллаха ﷻ, это то, что потрачено на удовлетворение самых насущных потребностей людей».

 

Но в этой статье мы затронем другой важный аспект благотворительности – порой важно не дать рыбу, а научить ловить рыбу! Понимаете, о чём речь? Очень похвально жертвовать на продовольствие, воду, помощь сиротам, но всё это не может облегчить участи неимущих больше, чем на неделю-две, а в итоге бедность не исчезает, и целые общины привыкают жить за счёт благотворительности, а это уже не совсем правильно.

 

Бремя милостыни лежит не только на мусульманских благотворительных организациях, но и на отдельных мусульманах и умме, которая должна скорректировать сегодняшний подход к культуре садака и принципам благотворительности в Исламе.

 

Что я отдал в качестве садака?

Наша благотворительная деятельность не ограничивается материальными вещами. Есть нематериальные активы, которые расцениваются в Исламе как садака. Наши братья и сёстры нуждаются в нашей любви, эмоциональной поддержке, улыбке, добром слове столько же или даже больше, чем они нуждаются в нашей финансовой помощи.

 

Возможно, у нас не всегда есть что-то материальное, чтобы дать нуждающимся, или мы не можем обладать именно тем, что им нужно. Однако у нас всегда есть возможность молиться за них, успокаивать их и помочь им думать хорошо о себе. Недаром говорится в старой поговорке: «Не хлебом единым жив человек».

 

Почему я дал садака?

Если вы даёте людям садака из-за вашего чувства благодарности Аллаху , это самое лучшее. Если вы даёте людям садака, потому что считаете, что это правильно, или потому, что вы ощущаете родство с теми, кто в этом нуждается, или если вы хотите делать то, что правильно, или потому, что вы ищете награду Аллаха  в этом мире и в следующем, или хотите помочь тому, кто просит садака, – всё это делает вашу заботу более существенной и полезной. Что касается демонстративной помощи для того, чтобы насладиться чувством превосходства и власти, или претендовать на уважение среди людей, это бесполезное садака.

 

Как я дал садака?

Каким вы представляете себя как дарителя? Вы делаете это с любезностью и уважением? Вы скромны в своём поведении? Вы ведёте себя как друг? Или вы грубы? Вы напоминаете о своей благотворительности и помощи?

 

Когда вы даёте милостыню, у вас должно быть приятное лицо и улыбка. Не протягивайте руку, держа её поодаль так, как будто вы считаете бедность какой-то заразной болезнью, которую можно подхватить, если подойти слишком близко.

 

Когда я дал садака?

Время, которое мы дарим другим людям, может сделать садака ещё более ценным. Когда мы даём кому-то, кто испытывает трудности или острую потребность, наша помощь тем более ценна. Они никогда не забудут то, что мы сделали для них.

Кроме того, когда вы даёте другим, если при этом вы сами нуждаетесь, делитесь едой с тем, кто голоднее вас, тогда вы действительно преуспели. Те, кто по-настоящему щедры, дают прежде, чем их попросят. Они отличаются тем, что способны предвидеть потребности других людей, не требуя от них обращения к себе за помощью.

 

Сколько я дал садака?

Может быть, вы не можете дать много. По Своей милости Аллах  подарит баракат даже небольшой сумме. Лучшая благотворительность – щедрость бедных и то, что даётся со счастливым сердцем. И помните, что всякий раз, когда вы даёте другим, вы также являетесь получателем.

 

Вы даёте немного, но вы получаете много взамен. Что бы вы ни дали, это от благодати Аллаха  – у вас появляется возможность дать её тем, кто в ней нуждается. Когда вы дарите милостыню, никогда больше не вспоминайте об этом. Никогда не упоминайте об этом, конечно, никогда не напоминайте тем, кому вы дали.

 

Есть только одна причина, чтобы сделать вашу благотворительную деятельность открытой: если вы сделаете это с искренним намерением побудить других следовать вашему примеру. Расширьте своё понимание того, что значит давать садака. Не ограничивайте его материальными вещами, пусть ваше понимание садака распространится на общение, сострадание и уважение.

 

Подытожим!

Благотворительность в Исламе представляет собой не просто помощь нуждающимся, скорее под ней понимается всё, что человек может совершить во благо другим людям. В хадисах Пророка  нам ясно даётся понять, что даже такие, казалось бы, «мелочи», как уборка колючек с дороги и улыбка своему брату тоже являют собой истинные благотворительные дела.

 

И ещё один важный момент!

Благородный Коран рассказывает нам, как пророк Юсуф عليه السلام советовал египтянам в урожайные годы сохранять часть зерна на случай возможной засухи. Это может служить уроком для целых стран, где часто происходят всевозможные природные катаклизмы: им следует готовиться к ним заранее, а не просить помощи за рубежом, когда разразится бедствие.

 

То есть совет и поддержка людям, предупреждение их о том, что следует рационально подойти к расходованию средств, очень важны сегодня и тоже являются своего рода садака и проявлением внимания. А ещё помним о том, что щедрость в расходовании и отдаче средств должна проявляться не только по отношению к бедным, но и по отношению к членам своей семьи, к родственникам, друзьям, соседям, гостям и даже незнакомцам. Хорошими и нужными вещами мусульманин должен делиться, а не хранить их для себя. 


САИДА ИБРАГИМОВА