20 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы (по Шафии) от 01.03.2018

1. Я хозяин магазина, покупатель взял у меня продукт и через некоторое время принёс обратно, объясняя, что товар испорченный, при этом срок годности ещё не прошёл. Как быть хозяину в данной ситуации? 2. При чтении суры «Аль-Фатиха» в намазе всегда на одном и том же аяте запинаюсь и не могу выговорить. Считается ли такой намаз действительным? 3. О каких науках идёт речь в хадисе, где говорится, что изучение знаний является обязанностью каждого? 4. Разрешается ли совершать хадж за умершего, если он этого не завещал? 5. Является ли запретным совершать намаз в куртке из пуха гуся, утки и т. д., заколотых не по Шариату?

1. Я хозяин магазина, покупатель взял у меня продукт и через некоторое время принёс обратно, объясняя, что товар испорченный, при этом срок годности ещё не прошёл. Как быть хозяину в данной ситуации?

Известный учёный мазхаба имама аш-Шафии Ибн Хаджар аль-Хайтами в своей книге «Тухфат уль-Мухтадж» (том 4, стр. 353) сказал: «Покупатель имеет право вернуть товар при обнаружении старого недостатка. Также продавец имеет право вернуть оплату за товар, если обнаружит в нём старый недостаток...

 

Старый недостаток в товаре или в оплате – это тот недостаток, который был во время сделки или же появился после сделки, но до того, как покупатель заберёт товар или продавец заберёт оплату. Также этот недостаток должен существовать и во время расторжения сделки». «Недостаток, который даёт право на возврат, – это всё то, что придаёт недостаток самому товару или оплате, или уменьшает стоимость их так, что они теряют полноценное предназначение».

 

«Покупатель в срочном порядке обязан оповестить продавца о старом недостатке или о недостатке, возникшем до получения товара на руки, чтобы получить право на возврат товара. Также он после оповещения обязан в срочном порядке вернуть товар. Но стоит отметить, что принимают во внимание утверждение покупателя о том, что он не знал о срочности оповещения и возврата товара после обнаружения недостатка. <...> Если же он без причины отложит оповещение и возврат, то он не сможет пользоваться правом возврата товара».

 


Заключение: Если покупатель докажет, что в товаре есть недостаток, который возник до сделки, и этот недостаток на момент возврата тоже присутствует, то тогда вы обязаны забрать товар и вернуть деньги. Это в том случае, если покупатель, не откладывая, сразу, как обнаружил недостаток, оповестил вас об этом и, не откладывая, вернул товар. Если же он не сделал этого всего в срочном порядке, утверждая, что не знал об этой срочности, то вы и в этом случае обязаны забрать товар и вернуть деньги.
 


2. При чтении суры «Аль-Фатиха» в намазе всегда на одном и том же аяте запинаюсь и не могу выговорить. Считается ли такой намаз действительным?

Аш-Шабрамулси в своих комментариях к книге «Нихаят уль-Мухтадж» (том 1, стр. 483) сказал: «Если человек до завершения чтения суры «Аль-Фатиха» повторяет один и тот же аят или часть аята, то это не портит чтение этой суры». Из вышесказанного ясно, что вы не делаете того, что нарушает ваш намаз. Но если вы это делаете не потому, что сомневаетесь в правильности прочитанного аята, а из-за васваса (необоснованные сомнения, внушаемые шайтаном), то это крайне нежелательно и с этим надо бороться.

 

В книге Ибн Хаджара аль-Хайтами «Фатава аль-Кубра» (том 1, стр. 216) сказано: «Лекарство от васваса заключается в убеждении себя в том, что это наущения шайтана, что иблис является тем, кто привёл к васвасу. Нужно воевать с ним, и он получит вознаграждение за своё усердие в этой борьбе с иблисом, так как он воюет с врагом Аллаха ﷻ. Когда человек осознает всё это, иблис убежит от него».



3. О каких науках идёт речь в хадисе, где говорится, что изучение знаний является обязанностью каждого?

Аль-Манави в книге «Файз уль-Кадир» (стр. 268), комментируя следующий хадис, сказал: «Изучать знания – обязанность каждого мусульманина». Имам аль-Газали сказал: «В общем обязательных знаний три: знания о единобожии; знания сирр, то есть знания всего, связанного с сердцем человека и усилиями сердца; шариатские знания».


1. Из знаний единобожия обязательным является познание основ религии. Это познание того, что у тебя есть Создатель – Всемогущий, Знающий всё, Живой, у Которого есть воля, Говорящий, Слышащий, Видящий, у Которого нет сотоварищей, Обладающий самыми полноценными качествами, Тот, у Кого отсуствует начало, Единственный, у Которого нет конца. Также это познание того, что Мухаммад  является Посланником Аллаха , который был искренен во всём, с чем пришёл от Аллаха .

2. Из знаний сирр обязательным является познание всего того, что обязывает и запрещает эта наука, для того чтобы прийти к искренности во всём, прийти к правильному намерению во всём, для того чтобы спасти свои деяния (от показного и т. д.).

3. Из знаний Шариата обязательным является познание всего того обязательного, которое ты обязан сделать (намаз, закят, пост хадж и т. д.). Всё то, что кроме этих знаний, является фарзу-кифаятом (то есть не обязанностью каждого, а обязанностью хотя бы одного из определённой группы).
 


4. Разрешается ли совершать хадж за умершего, если он этого не завещал?

Известный учёный мазхаба имама аш-Шафии Ибн Хаджар аль-Хайтами в книге «Тухфат уль-Мухтадж» (том 4, стр. 29) сказал: «Тот, кто умер, не совершив обязательные хадж и умру, на совершение которых у него была возможность, то за него с его имущества в срочном порядке должен совершить хадж и умру или отправить другого тот, кому он это завещал; если не завещал – то его полноценный (совершеннолетний, разумный) наследник; если такого нет – то хаким (имам мечети)».

 

«Если же после него не осталось имущества, то никто не обязан за него делать хадж (и умру) или отправлять кого-то сделать за него, но всё же наследнику и постороннему человеку, даже если ему наследник не дал разрешения, является желательным сделать за него». «Что касается желательного хаджа (и умры), то нельзя совершать за умершего, если он не завещал это».

 

Заключение: Обязательные хадж и умру за умершего обязан совершить сам или отправить другого тот, кому он это завещал; если нет – то наследник, если нет – то имам. Это всё, если после смерти человека осталось имущество и он был обязан при жизни совершить хадж; если нет, то наследнику или любому постороннему человеку желательно за него сделать хадж и умру. Посторонний человек для совершения хаджа или умры за умершего не обязан брать разрешения у его наследника. Желательные хадж или умра за умершего можно совершать, если он завещал совершить их за себя.

 

5. Является ли запретным совершать намаз в куртке из пуха гуся, утки и т. д., заколотых не по Шариату?

Известный учёный мазхаба имама аш-Шафии Ибн Хаджар аль-Хайтами в книге «Тухфат уль-Мухтадж» (том 1, стр. 301) сказал: «Части тела (в том числе и волосы), отделившиеся от живого животного, подобны мертвечине этого животного относительно чистоты их, или наоборот...

 

Исключением являются волосы тех животных, мясо которых можно употреблять в пищу, они чистые, по единогласному мнению учёных. То же самое решение относительно шерсти, пуха и перьев».

 

«...Если человек сомневается относительно волос и других органов, отделились они от животного, мясо которого можно употреблять в пищу, или от животного, мясо которого нельзя употреблять в пищу, или отделились они от живого животного или мёртвого, то они являются чистыми». «...При дублении нечистые волосы не очищаются, так как дубление не оказывает никакого воздействия на волосы».

 

Известный учёный мазхаба имама аш-Шафии АдДимьяти в книге «Ианату ат-Талибин» (том 1, стр. 106) сказал: «Небольшое количество нечистых волос животного прощается; также прощается наличие большого количества нечистых волос в отношении стригаля и того, кто едет верхом, так как трудно (в подобных ситуациях) остерегаться (попадания волос на тело или одежду).

 

Если только (волосы) не принадлежат таким животным (как собака, свинья и тех, что появились в результате их скрещивания), такие волосы не прощаются». Под словом «небольшое количество» имеется в виду подобно трём (и менее) волосам, как об этом сказал АтТармаси в своём субкомментарии (том 2, стр. 103).


Заключение:

1. Куртка или другая одежда, при изготовлении которых использовали волосы, пух, перья живых животных, мясо которых можно употреблять в пищу, являются чистыми и в них можно совершать намаз. Если же использовали волосы, пух, перья живых животных, мясо которых нельзя употреблять в пищу, то в этой одежде нельзя совершать намаз.


2. Если при изготовлении одежды использовали волосы, пух, перья мёртвых животных, не заколотых по Шариату, независимо от того, можно их мясо употреблять в пищу или нет, то в такой одежде нельзя совершать намаз. Если же использовали волосы, пух, перья животных, мясо которых можно употреблять в пищу и заколотых по Шариату, то в этой одежде можно совершать намаз.


3.  Волосы собаки, свиньи и тех животных, которые появились в результате их скрещивания, не являются чистыми ни в каком состоянии.


4. Три и менее нечистых волоса животного прощается, также прощается наличие большого количества нечистых волос в отношении стригаля и того, кто едет верхом, на которого переходят от этого животного нечистые волосы. Если только (волосы) не принадлежат таким животным (как собака, свинья и тех, что появились в результате их скрещивания), такие волосы не прощаются, даже в малом количестве.


5. Если человек сомневается относительно волос и других органов, отделились они от животного, мясо которого можно употреблять в пищу, или от животного, мясо которого нельзя употреблять в пищу, или отделились они от живого животного или мёртвого, то они являются чистыми.
 

 

Комментарии (1)

  • 04.03.2018
    Да будет Вами доволен Аллагь.