29 марта
2024 года
поделиться
Категория: Религия

«Небесные памятники» Савай Джай Сингха II: Последний расцвет традиционной исламской астрономии

«Мы покажем им Наши знамения по свету и в них самих, пока им не станет ясно, что это есть истина. Неужели недостаточно того, что твой Господь является Свидетелем всякой вещи?» (Коран, сура «Фуссилат», аят 53). В 2010 году ЮНЕСКО внесла обсерваторию Джантар-Мантар начала XVIII века (Джайпур, Индия) в Список всемирного наследия культурных объектов, представляющих выдающуюся ценность для всего человечества.

Нам сегодня довольно сложно понять, насколько важны были астрономия и связанная с ней математика в повседневной жизни предсовременного исламского мира. Исламская вера требует, чтобы молитвы выполнялись в точное время в направлении Каабы и чтобы ряд религиозных обязанностей выполнялся в соответствии с точным лунным календарём.

 

Исследование движений и положений солнца, луны и звёзд по отношению к земле было необходимо при создании основы для точного вычисления времени и географического положения. С первых дней Ислама мусульманские учёные занимались астрономическими исследованиями. Хотя они использовали тексты из разных культур, астрономическая наука греко-эллинистического мира стала основным фундаментом для развивающейся исламской астрономии.

 

В основе её лежал труд александрийского учёного Птолемея (около 100 –  около 170 гг.), который предложил геоцентрическое представление о том, что солнце и планеты вращаются по круговым орбитам вокруг сферической и неподвижной земли. Поскольку солнечная система гелиоцентрична и орбиты «небесных тел» не являются совершенно круговыми, наблюдения, интерпретируемые на основе модели Птолемея, дали данные, логически не совместимые с теорией геоцентризма. Чтобы решить эту дилемму, были разработаны сложные астрономические измерительные приборы.

Большинство из них, используемые в исламской астрономии, такие как астролябия и квадрант, были ручными и металлическими инструментами. Как солнечные часы, которые измеряют время, замеряя положение тени солнца. Они долгое время были широко использованы до Ислама, но были усовершенствованы учёными-мусульманами. Основным практическим результатом астрономического наблюдения были таблицы позиций солнца, луны, планет и звёзд под названием «зидж», которые использовались в качестве основы для большого спектра расчётов и действий в предсовременном исламском мире.

 

Хотя в исламских странах было немало небольших или средних обсерваторий, иногда создавались и установки с гораздо более крупными приборами, предназначенными для получения данных, которые невозможно было собрать с помощью небольших устройств. Примечательным было то, что в 1259 году такая установка была сооружена монгольским правителем Хулагу-ханом (примерно 1218–1265 гг.) в Мараге, Иран.

 

Её укомплектованием занимались ведущие мусульманские астрономы. А завершающим достижением был труд «Зидж-и Ильхани» Насира аль-Дина аль-Туси, опубликованный в 1271 г. Oн широко использовался до создания нового зиджа в 1438 году Улугбегом (1394–1449 гг.) на основе данных, собранных в следующей крупной астрономической обсерватории исламского мира, которую он построил в Самарканде в 1424 году. «Зидж-и Улугбега» широко использовался как авторитетный труд, в том числе императорами мусульманской династии Моголов, которые с 1526 года контролировали большую часть северной Индии.

Это был обычай каждого нового правителя – составить новый зидж, который отражал его календарную эпоху, но был основан на знаменитых прошлых зиджах. Такая практика продолжалась до 1720 года, когда Мухаммад-шах (1702–1748 гг.) вступил на престол Моголов. Один из его главных союзников в многонациональном дворе Моголов, махараджа Савай Джай Сингх II (1688–1743 гг.), индуистский правитель Амер, страстно интересовался астрономией.

 

Он попросил и получил разрешение Мухаммад-шаха обновить и исправить предыдущий имперский зидж через наблюдения, собранные в обсерватории нового типа, которую он будет строить. Савай Джай Сингх был убеждён, что основными причинами многолетней проблемы неточных исходных астрономических данных являлось то, что большинство инструментов наблюдения были маленькими и металлическими (чаще всего из латуни). Савай Джай Сингх решил прибегнуть к измерениям, чтобы разрешить эти проблемы.

 

С 1721 года он построил пять обсерваторий из камня для своих наблюдений, каждая из которых имеет массивные приборы: сначала в Шахджаханабаде (где мусульманские астрономы играли главную роль в развитии), а затем в Джайпуре, Матуре, Варанаси и Удджайне. Строительство в больших масштабах предназначалось для решения двух основных проблем, связанных с неточностью металлических инструментов и их малыми размерами, которые ограничивали подразделения измерения на поверхности инструментов.

 

В то время, когда Савай Джай Сингх разрабатывал свои новые инструменты в Шахджаханабаде, он также приступал к строительству новой столицы для своего царства – Джайпура, который был первым запланированным городом в Индии. Как неотъемлемую часть нового дворцового комплекса он построил Джантар-Мантар («инструмент вычисления»). Это величайшая из его обсерваторий, она имеет 19 основных приборов или групп приборов, в том числе Врихат Самрат-Янтра («Великий король инструментов»), высотой 22 метра, и, вероятно, крупнейшие солнечные часы-гномон, когда-либо построенные. Участвовали в этом учёные различных культурных и научных традиций – индуисты, мусульмане, джайны и европейцы.

 

Астрономические и связанные с ними научные тексты (на арабском, персидском, греческом, английском, французском, немецком, санскрите, хинди и латыни) были приобретены в ближнем и дальнем зарубежье и переведены, также были написаны новые тексты. Савай Джай Сингх особенно стремился использовать современные европейские научные знания. Однако его вполне логичный выбор академических европейских сотрудников – португальских иезуитов, которые уже были в Индии, – оказался ошибочным.

 

Португальцы были первыми европейцами, которые установили постоянное присутствие на индийском субконтиненте. Римскокатолическая церковь стремилась использовать иезуитов для собственного влияния в регионе: их убеждения радикально повлияли на ориентацию работы Савай Джай Сингха. Конец XVI – XVII вв. были революционными в европейской астрономии. Коперник, Кеплер, Бруно и Галилей доказывали, что человечество жило на земле, которая была планетой солнца, а не наоборот. Это полностью опрокинуло римско-католическое богословие и разгневало церковную иерархию, для которой учение об Иисусе   было инструментом пропаганды. 

Иезуиты обладали абсолютной властью. По папскому декрету португальским астрономам, с которыми Савай Джай Сингх был в контакте, было запрещено разглашать чтолибо о новых европейских научных открытиях. Для португальских сотрудников, как и для Савай Джай Сингха и его местных индуистских и мусульманских экспертов, астрономические исследования Птолемея всё ещё были наиболее авторитетными.

 

Данные, столь добросовестно собранные в обсерватории Савай Джай Сингха, были настолько точными, насколько они могли быть на тот период. Некоторые приборы до сих пор актуальны: например, великолепные солнечные часы Джайпура способны указывать время с точностью до двух секунд. Однако другие приборы основывались на астрономических концепциях, которые коперниковская революция признала недействительными; таким образом, неправильные толкования и просчёты продолжали размножаться. «Зидж-и Джадид Мухаммад-шаха» был завершён в 1731–1732 гг. и использовался в консервативных индийских общинах до середины XIX века.

 

Последний известный исламский зидж, «Зидж-и Бахадгклрана», был опубликован в 1855 году индийским астрономом Гуламом Хусейном Джаунпури (1760–1862 гг.). Хотя его зидж был традиционного исламского формата, он основывал свои наблюдения на геоцентрической теории. Махараджа Савай Джай Сингх II умер в 1743 году. Его обсерватории, основанные главным образом на исламских толкованиях понятий Птолемея, были построены на пороге господства нового понимания Коперником нашего ближайшего космоса.

 

Эти великолепные разработки и научная работа, организованные махараджей, действительно являются памятниками небес и представляют собой последний и, возможно, величайший расцвет традиционной исламской астрономии, которая закончилась так, как она начиналась много веков назад, – в атмосфере открытости к знаниям из других культур и других перспектив.

 


Обсерватория Савай Джай Сингха II, Дели, карандашный рисунок неизвестного британского художника. 1826 г. Британская библиотека, WD 3537.1


Страница из рукописи «Зидж-и Джадида Мухаммад-шаха» («Новые таблицы Мухаммадшаха»). Британская библиотека. Add. 14373, Лондон


Аэрофотосъёмка обсерватории Джантар-Мантар, Джайпур, Раджастхан, Индия. Air Pano. Фото – С.М. Прокудин-Горский
 
ГАЙ (ГАЙДАР) ПЕТEРБРИДЖ
ПРОФЕССОР, СПЕЦИАЛИСТ ПО КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ И ИСТОРИИ ИСЛАМА, АВСТРАЛИЯ, РОССИЯ