поделиться

Ответы на вопросы (по Ханафи) от 01.03.2018

1. Жена через несколько лет совместной жизни уходит от мужа сама, муж против её ухода. Должна ли она вернуть ему калым или золото? 2. Мне нравится девушка, которую я знаю уже три года. Но год назад её выдали замуж, через два месяца она развелась. Вот теперь не могу решить, взять её в жёны или нет, хотя девушку я люблю. Будут ли мучить меня мысли о её первом браке? Будут ли у меня здоровые дети? Я не хочу её бросать, хочу взять под свою опеку, но, с другой стороны, не замучаюсь ли с собственными мыслями? 3. Я в браке уже восемь лет. Мой муж выпивает, курит, играет в азартные игры. Намаз делает не всегда. Слышала, что в таком случае махар (никях) нарушается автоматически. Так ли это? Бывало ещё, что муж в шутку иногда говорил мне типа «иди в родительский дом, кто тебя держит?!». Нарушается ли от таких слов махар? Если да, то посоветуйте, как мне быть и что делать? 4. Что говорится в Шариате о продолжительности грудного вскармливания? 5. Если муж поцелует жену, является ли это сунной? 6. Как известно, после смерти мужчине в виде награды предоставляются прекрасные гурии. А как же жена? Что если они любят друг друга и хотят провести вечную жизнь вместе? 7. Некоторые при омовении для молитвы не моют ноги, а лишь протирают через носки. А в Сунне говорится, что надо мыть. Противоречат ли Коран и Сунна? 8. Как относится Ислам к перемене имени? Моя сестра хочет поменять имя, говорит, что стесняется его, так как оно редкое и странное (она так говорит). 9. Каков хукм в отношении ребёнка, рождённого вне брака (зина)? 10. Можно ли мусульманину работать установщиком спутниковых антенн? 11. Вопрос о разводе. Ситуация была такой: супруги поссорились, при этом муж сказал жене, что живёт с ней ради ребёнка и она ему уже надоела. В ответ жена попросила дать развод. Муж в гневе неоднократно произнёс слова развода. Но через некоторое время сказал, что не желал этого. Является ли это действие приводящим к окончательному разводу или есть шанс сохранить семью? 12. Разрешены ли артистизм, актёрство в Исламе? Если нет, то насколько категорично? Написано ли это в Коране, хадисах или ещё где-то?

1. Жена через несколько лет совместной жизни уходит от мужа сама, муж против её ухода. Должна ли она вернуть ему калым или золото?

Во-первых, жена не имеет права уйти от мужа из-за какой-либо обиды или невыполненного обещания. Кому-то может показаться смешной подобная причина развода, но такие причины есть реалии наших дней. Жена может уйти от мужа даже из-за того, что её подружка, видите ли, живёт богаче неё. Помните, сёстры, что в хадисе Пророка ﷺ говорится: «Самым ненавистным из дозволенного для Всевышнего Аллаха является развод» (Абу Давуд, Ибн Маджа).

 

Развод – самый последний шаг, когда все попытки примирения оказываются тщетными. Но если с мужем невозможно жить, если он ведёт себя как животное, избивает её, не исполняет возложенные на него Шариатом обязанности, то жена не собирает вещи и уходит, а обращается к имаму, который обязывает мужа уважать и соблюдать её права и оставить недостойное для мусульманина поведение. Вот таким образом Ислам старается сохранить брак и прибегает к разводу, когда уже нет иного выхода.

 

Теперь относительно второй части вопроса. Подарки и средства, которые появились у жены во время брака, – это её имущество. И муж ни при каких обстоятельствах не имеет права требовать их возврата при разводе, так как это были безвозмездные дары, а не временное помещение ценностей в банковскую ячейку. Подарки были вручены невесте в знак любви и её большой ценности. Это её собственность, и муж, повторим, не имеет права требовать дары обратно. Конечно, если жена сама хочет их вернуть, то это её право.

 

О калыме исламское законодательство говорит, что если муж развёлся с женой после близости с ней, то он не имеет права потребовать назад махр (материальное вознаграждение за её согласие выйти замуж). Всевышний Аллах в Священном Коране говорит (смысл): «Не дозволено вам (мужьям), когда разводитесь, забирать чтолибо из дарованного (в качестве махра)» («Тафсир уль-Джалалайн», сура «Бакара», аят 229).

 


В тафсире «Аль джамиу ли ахками аль-Къурани» имама Шамсуддина аль-Куртуби говорится: «Причина обособления в этом аяте именно мужей, а не жён, заключается в том, что обычно мужчина, когда семья раскалывается, склонен требовать обратно то, что он давал жене: калым. Поэтому мужчину обособили упоминанием <чтобы он так не делал>» (тафсир «Аль-джамиу ли ахками альКъурани», сура «Аль-Бакара», аят 229).

 

2. Мне нравится девушка, которую я знаю уже три года. Но год назад её выдали замуж, через два месяца она развелась. Вот теперь не могу решить, взять её в жёны или нет, хотя девушку я люблю. Будут ли мучить меня мысли о её первом браке? Будут ли у меня здоровые дети? Я не хочу её бросать, хочу взять под свою опеку, но, с другой стороны, не замучаюсь ли с собственными мыслями?

Что касается мыслей, то они зависят от самого человека и его намерения. Если человек знает, на ком женится ради Аллаха ﷺ, и твёрд в своём убеждении, то мысли мучить не будут, иншааллах. Что касается потомства, то только Аллаху ﷺ ведомо, какое оно будет, и от данного брака ничего не зависит. Однако если говорить о достоинстве, то по Сунне желательно брать в жёны девственницу.

 


3.  Я в браке уже восемь лет. Мой муж выпивает, курит, играет в азартные игры. Намаз делает не всегда. Слышала, что в таком случае махар (никях) нарушается автоматически. Так ли это? Бывало ещё, что муж в шутку иногда говорил мне типа «иди в родительский дом, кто тебя держит?!». Нарушается ли от таких слов махар? Если да, то посоветуйте, как мне быть и что делать?

Ваш вопрос требует двух ответов. Во-первых, курение, азартные игры и проявление халатности являются тяжкими грехами, в которых нужно покаяться и совершать молитву, отказаться от других грехов. Но махар при этом не нарушается, так как ваш муж – мусульманин, – до тех пор, пока не станет отрицать обязательность совершения молитвы. Тогда он впадает в неверие, да остережёт нас от этого Аллах ﷻ. Если он впадает в неверие, то махар нарушается. Во-вторых, слова «иди домой…», «иди к родителям…» и т. д. не являются прямыми словами развода. Если они не сопров

 


4.  Что говорится в Шариате о продолжительности грудного вскармливания?

 

По мнению имама Абу Ханифы, кормить ребёнка грудью необходимо 30 месяцев, а по мнению двух учеников – два года; более этого является дозволенным, если в том есть нужда («Лубаб», том 1, стр. 31).

 


5. Если муж поцелует жену, является ли это сунной? 

Целовать жену в губы, лоб, щёки – сунна Посланника Аллаха ﷻ. Передаётся в Сунне, что Пророк ﷻ целовал Аишу, Умму Салму, Сафию и других жён  .


6.  Как известно, после смерти мужчине в виде награды предоставляются прекрасные гурии. А как же жена? Что если они любят друг друга и хотят провести вечную жизнь вместе? 

Если оба супруга будут в Раю, то его праведная жена будет лучше гурий, которые предназначены для мужа; и она будет старшей среди гурий.
 


7.  Некоторые при омовении для молитвы не моют ноги, а лишь протирают через носки. А в Сунне говорится, что надо мыть. Противоречат ли Коран и Сунна?

Коран и Сунна не могут противоречить. Коран – это первый источник, который содержит твёрдые доводы, а Сунна – второй после Корана источник. Но очень часто Сунна является разъяснением аятов Корана, если Аллах ﷻ говорит, – то есть моменты, где сам Пророк ﷺ разъясняет их действием или высказыванием. В Коране есть аят, на который ссылаются некоторые, читая его неправильно. Если аят читать грамматически верно, то в нём не идёт речи о том, что нужно протирать ноги, а говорится (смысл): «…потом помойте ваши лица, ваши руки до локтей (включая локти) и протирайте ваши головы и [помойте] ноги» (сура «Аль-Маида», аят 6).

 

Протирание здесь относится к голове. А о том, что в данном аяте имеется в виду – нужно мыть, а не протирать, – свидетельствует Сунна, в которой говорится, что Пророк ﷺ мыл ноги (показывая, как надо совершать омовение), а не протирал. Поэтому Сунна в данном случае является трактованием аята, а не противоречием ему. Это понимание людей ахлю сунна. Что касается того, что Пророк Пророк ﷻ протирал ноги поверх кожаных носков, то это действительно имело место. Делается это в соответствии с Исламом, то есть этот способ дозволен.


8.  Как относится Ислам к перемене имени? Моя сестра хочет поменять имя, говорит, что стесняется его, так как оно редкое и странное (она так говорит). 

В Исламе иногда нужно менять имя, например если его значение противоречит нашей религии. Иногда желательно, а иногда дозволено менять имена, если хорошее имя меняется на подобное, имеющее более высокую степень. Сам Пророк ﷺ менял имена – например, он поменял имя Бурат на Зайнаб своей жене, как передали имамы аль-Бухари и Муслим.


9. Каков хукм в отношении ребёнка, рождённого вне брака (зина)?  

Ребёнок, появившийся на свет в результате прелюбодеяния, не относится к прелюбодею, то есть у этого ребёнка согласно религиозный канонам нет отца, ребенок относится только к матери – так утверждает большинство учёных, кроме имама Абу Ханифы и некоторых других учёных. 
 


10.  Можно ли мусульманину работать установщиком спутниковых антенн?

Устанавливать спутниковую антенну, которая транслирует множество каналов, не запрещено, так как, чтобы запретить или разрешить что-то, нужно знать данную вещь или действия. Устанавливать антенны не запрещено, поскольку есть исламские, познавательные и новостные каналы. Запрета нет до тех пор, пока нет запрещённого в самой работе. Например, если каналы имеют развратное содержание, значит, и установление антенн для их трансляции запрещено.
 


11.  Вопрос о разводе. Ситуация была такой: супруги поссорились, при этом муж сказал жене, что живёт с ней ради ребёнка и она ему уже надоела. В ответ жена попросила дать развод. Муж в гневе неоднократно произнёс слова развода. Но через некоторое время сказал, что не желал этого. Является ли это действие приводящим к окончательному разводу или есть шанс сохранить семью?

– Праведный халиф Али бин Абу Талиб رضي الله عنه говорил: «Остерегайтесь гнева, ибо начало его – безумие, а конец его – сожаление». К большому огорчению, если были озвучены прямые слова развода, даже в гневе, они засчитываются и развод осуществляется. Однако лучше обратиться к имаму, который рассмотрит вашу ситуацию индивидуально.

 

12.  Разрешены ли артистизм, актёрство в Исламе? Если нет, то насколько категорично? Написано ли это в Коране, хадисах или ещё где-то? 

Артистизм, когда человек играет какую-то роль в фильме или театральной постановке, не является запретным, если они имеют поучительный характер, в них нет лжи и пропаганды запретных деяний, таких как распутство, употребление спиртного, убийств и т. д. Можно сниматься в исламских фильмах, роликах и театральных сценках. Как известно из Сунны, Посланник Аллаха ﷺ не лгал даже в шутку. Запрещено развлекать людей – то есть сниматься в образе шута, клоуна или других комедийных персонажей, в которых нет поучительного смысла. Пророк ﷺ сказал (смысл): «Горе тому, кто рассказывает истории для того, чтобы смешить людей, горе ему, горе ему» (атТирмизи, Абу Давуд). Из данного хадиса ясно, что если человек умышленно рассказывает что-то ложное и бессмысленное, желая рассмешить, то это запрещено.