Во-первых, жена не имеет права уйти от мужа из-за какой-либо обиды или невыполненного обещания. Кому-то может показаться смешной подобная причина развода, но такие причины есть реалии наших дней. Жена может уйти от мужа даже из-за того, что её подружка, видите ли, живёт богаче неё. Помните, сёстры, что в хадисе Пророка ﷺ говорится: «Самым ненавистным из дозволенного для Всевышнего Аллаха является развод» (Абу Давуд, Ибн Маджа).
Развод – самый последний шаг, когда все попытки примирения оказываются тщетными. Но если с мужем невозможно жить, если он ведёт себя как животное, избивает её, не исполняет возложенные на него Шариатом обязанности, то жена не собирает вещи и уходит, а обращается к имаму, который обязывает мужа уважать и соблюдать её права и оставить недостойное для мусульманина поведение. Вот таким образом Ислам старается сохранить брак и прибегает к разводу, когда уже нет иного выхода.
Теперь относительно второй части вопроса. Подарки и средства, которые появились у жены во время брака, – это её имущество. И муж ни при каких обстоятельствах не имеет права требовать их возврата при разводе, так как это были безвозмездные дары, а не временное помещение ценностей в банковскую ячейку. Подарки были вручены невесте в знак любви и её большой ценности. Это её собственность, и муж, повторим, не имеет права требовать дары обратно. Конечно, если жена сама хочет их вернуть, то это её право.
О калыме исламское законодательство говорит, что если муж развёлся с женой после близости с ней, то он не имеет права потребовать назад махр (материальное вознаграждение за её согласие выйти замуж). Всевышний Аллах в Священном Коране говорит (смысл): «Не дозволено вам (мужьям), когда разводитесь, забирать чтолибо из дарованного (в качестве махра)» («Тафсир уль-Джалалайн», сура «Бакара», аят 229).
В тафсире «Аль джамиу ли ахками аль-Къурани» имама Шамсуддина аль-Куртуби говорится: «Причина обособления в этом аяте именно мужей, а не жён, заключается в том, что обычно мужчина, когда семья раскалывается, склонен требовать обратно то, что он давал жене: калым. Поэтому мужчину обособили упоминанием <чтобы он так не делал>» (тафсир «Аль-джамиу ли ахками альКъурани», сура «Аль-Бакара», аят 229).
Что касается мыслей, то они зависят от самого человека и его намерения. Если человек знает, на ком женится ради Аллаха ﷺ, и твёрд в своём убеждении, то мысли мучить не будут, иншааллах. Что касается потомства, то только Аллаху ﷺ ведомо, какое оно будет, и от данного брака ничего не зависит. Однако если говорить о достоинстве, то по Сунне желательно брать в жёны девственницу.
Ваш вопрос требует двух ответов. Во-первых, курение, азартные игры и проявление халатности являются тяжкими грехами, в которых нужно покаяться и совершать молитву, отказаться от других грехов. Но махар при этом не нарушается, так как ваш муж – мусульманин, – до тех пор, пока не станет отрицать обязательность совершения молитвы. Тогда он впадает в неверие, да остережёт нас от этого Аллах ﷻ. Если он впадает в неверие, то махар нарушается. Во-вторых, слова «иди домой…», «иди к родителям…» и т. д. не являются прямыми словами развода. Если они не сопров
По мнению имама Абу Ханифы, кормить ребёнка грудью необходимо 30 месяцев, а по мнению двух учеников – два года; более этого является дозволенным, если в том есть нужда («Лубаб», том 1, стр. 31).
Целовать жену в губы, лоб, щёки – сунна Посланника Аллаха ﷻ. Передаётся в Сунне, что Пророк ﷻ целовал Аишу, Умму Салму, Сафию и других жён .
Если оба супруга будут в Раю, то его праведная жена будет лучше гурий, которые предназначены для мужа; и она будет старшей среди гурий.
Коран и Сунна не могут противоречить. Коран – это первый источник, который содержит твёрдые доводы, а Сунна – второй после Корана источник. Но очень часто Сунна является разъяснением аятов Корана, если Аллах ﷻ говорит, – то есть моменты, где сам Пророк ﷺ разъясняет их действием или высказыванием. В Коране есть аят, на который ссылаются некоторые, читая его неправильно. Если аят читать грамматически верно, то в нём не идёт речи о том, что нужно протирать ноги, а говорится (смысл): «…потом помойте ваши лица, ваши руки до локтей (включая локти) и протирайте ваши головы и [помойте] ноги» (сура «Аль-Маида», аят 6).
Протирание здесь относится к голове. А о том, что в данном аяте имеется в виду – нужно мыть, а не протирать, – свидетельствует Сунна, в которой говорится, что Пророк ﷺ мыл ноги (показывая, как надо совершать омовение), а не протирал. Поэтому Сунна в данном случае является трактованием аята, а не противоречием ему. Это понимание людей ахлю сунна. Что касается того, что Пророк Пророк ﷻ протирал ноги поверх кожаных носков, то это действительно имело место. Делается это в соответствии с Исламом, то есть этот способ дозволен.
В Исламе иногда нужно менять имя, например если его значение противоречит нашей религии. Иногда желательно, а иногда дозволено менять имена, если хорошее имя меняется на подобное, имеющее более высокую степень. Сам Пророк ﷺ менял имена – например, он поменял имя Бурат на Зайнаб своей жене, как передали имамы аль-Бухари и Муслим.
Ребёнок, появившийся на свет в результате прелюбодеяния, не относится к прелюбодею, то есть у этого ребёнка согласно религиозный канонам нет отца, ребенок относится только к матери – так утверждает большинство учёных, кроме имама Абу Ханифы и некоторых других учёных.
Устанавливать спутниковую антенну, которая транслирует множество каналов, не запрещено, так как, чтобы запретить или разрешить что-то, нужно знать данную вещь или действия. Устанавливать антенны не запрещено, поскольку есть исламские, познавательные и новостные каналы. Запрета нет до тех пор, пока нет запрещённого в самой работе. Например, если каналы имеют развратное содержание, значит, и установление антенн для их трансляции запрещено.
– Праведный халиф Али бин Абу Талиб رضي الله عنه говорил: «Остерегайтесь гнева, ибо начало его – безумие, а конец его – сожаление». К большому огорчению, если были озвучены прямые слова развода, даже в гневе, они засчитываются и развод осуществляется. Однако лучше обратиться к имаму, который рассмотрит вашу ситуацию индивидуально.
Артистизм, когда человек играет какую-то роль в фильме или театральной постановке, не является запретным, если они имеют поучительный характер, в них нет лжи и пропаганды запретных деяний, таких как распутство, употребление спиртного, убийств и т. д. Можно сниматься в исламских фильмах, роликах и театральных сценках. Как известно из Сунны, Посланник Аллаха ﷺ не лгал даже в шутку. Запрещено развлекать людей – то есть сниматься в образе шута, клоуна или других комедийных персонажей, в которых нет поучительного смысла. Пророк ﷺ сказал (смысл): «Горе тому, кто рассказывает истории для того, чтобы смешить людей, горе ему, горе ему» (атТирмизи, Абу Давуд). Из данного хадиса ясно, что если человек умышленно рассказывает что-то ложное и бессмысленное, желая рассмешить, то это запрещено.